Эмоциональная разминка «Анализ афоризма» (на доске выведены афоризмы)
Выберите наиболее понравившийся вам афоризм и обоснуйте его.
•Чтение и размышление – это гимнастика ума (О.Марден)
•Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы (Ш.Монтескье).
•Чтение питает ум Сенена.
•Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души (Цицерон).
•Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д.Дидро).
Организационно – установочный этап.
Эпиграф.
Я ничего не боюсь,
Ибо боюсь пустоты
Прожитой жизни груз
Выломав все мосты.
Ф. Искандер.
Работа с эпиграфом: Как вы думаете, случайно ли я начинаю урок – общение со слов
Ф. Искандера познакомимся с творчеством Довлатова, а как мы можем исследовать современную душу, только чтением книг и размышлением.
III. Экскурсия в мир книг писателя (заранее подготовленные учащимися инсценируют отрывок «Иностранка», а учитель показывает отрывок из повести Чемодан»).
«Я оглядел пустой чемодан. На дне – Карл Маркс. На картине Бродский. А между ними – пропащая, бесценная, единственная жизнь. Воспоминания, которые следовало бы назвать « От Маркса к Бродскому» или допустим – «Что я нажил? Скажем просто «чемодан».
Слайды.
Художественный мир Довлатова и «география» жизни
сосредоточилась в трех городах.
Ленинград
Нью-Йорк
Таллин
где у него была безумная где получил «глоток спас мне жизнь и дал
любовь Ася Пекуровская. свободы» творческую свободу
Здесь живут и его герои.
Слайд. Герои писателя.
Слайд «Лишний человек – изгой»
Довлатовские персонажи привлекают нас жизненностью, непосредственностью и непохожестью на героев классической литературы. И всегда Это свободный человек. Центральная тема писателя аналогия «лишнего человека».
Слайд. «Маленький человек в русской литературе и в творчестве писателя».
Ананий Ананиевич
Макар Девушкин
Чеховские герои
Абрикосов и Ковригин
Лимонов и Коржавин
Учитель рассказывает о проблеме идентификации автора и героя, приоткрывают творческую лабораторию писателя. Автор и герой у Довлатова – роковые, они социальные аут – сайдеры (учебник стр 391-393).
Размышление писателя, что такое русская душа? И он сам отвечает: высокая и такая смешная и трагическая любовь и ненависть что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть?
Для чего жизнь и что такое Я? Что такое жизнь, что такое смерть? Этот вопрос волновал Достоевского и Толстого. Он волнует и меня.
IV. Исследование эволюции темы «маленького человека» Проследите тему у разных писателей XIX и XXвв и выясните её причину. У учащихся на столе лежат карточки, где учитель дает эпитеты, характеризующие героев, писателей и ребята составляют таблицу.
Макар Дедушкин
Ананий Ананиевич
Довлат. герои
имя
занятие
эпитеты
(работа занимает 5 минут)
V. Учитель подводит итог. Как ни различны подходы писателей к изображению «маленьких людей», итог их драмы они представлены одинаково. Составляется класстор
Ак.Ак несчастье бесисходность
М.Девушкин душевное смятение
«маленький человек»
Довлатовский герой лдиночество изгой лишний человек
Объясняется термин «модификация лишнего человека» стр 392
VI. Слайд «Идентификация автора и героя»
Приблизиться к проблеме «Идентификацию автора и героя» позволяют приоткрывая творческую лабораторию писателя, где сам автор является персонажем своих произведений, повесть ведется от первого лица. Не боясь показать себя смешным и слабым, он становится вровень с читателем, он становится вровень с читателем, и этого они ему не забывают.
Дебаты
Как сегодня решаются проблемы «маленького человека» (через дебатную технологию учащиеся высказывают свою позицию).
Прав ли автор, что «Читатель XX столетия не хочет читать выдуманные истории, у него нет времени на бесконечные выдуманные судьбы.