kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русские народные сказки. Жар-птица и Василиса-царевна".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему

"Русские народные сказки. Жар птица и Василиса царевна" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русские народные сказки. Жар-птица и Василиса-царевна".»



Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС


Интерактивное сопровождение урока

https://spark.adobe.com/page/tb6uj11Y5xiC9/



Предмет - литература

Класс - 5

Тема урока "Русские народные сказки. Жар-птица и Василиса-царевна".

Тип урока - урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- повышение познавательного интереса к изучению родной литературы;

- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- уметь проводить самооценку на основе критериального оценивания;

- определять позитивные и негативные причины успешности;

- определять и поддерживать учебную мотивацию;

- осознание значения жизни человека.

Предметные:

- расширение и углубление знаний об историческом контексте в его связи с литературой;

- умение отличать художественный вымысел от исторических фактов и обосновывать его необходимость;

- умение составлять характеристику литературного героя.


Метапредметные:

- уметь определять тему урока и формулировать цели;

- уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать;

- уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- уметь выстраивать цепочку логических рассуждений;

- уметь осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- уметь извлекать информацию, представленную в разных формах;

- уметь работать в группе, находить общее решение.


Техники и технологии: технология развивающего обучения, технология проблемного обучения

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, групповая, коллективная.


Техники и технологии: формирующее, критериальное оценивание, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.

Ресурсы:

- технологическая карта;

- текст сказки «Жар-птица и Василиса-царевна». https://nukadeti.ru/skazki/zhar_ptica_i_vasilisa_carevna (короткая ссылка https://clck.ru/NrtHN);

- компьютер, проектор;

- ссылки на интерактивные ресурсы.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания






Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:


1. Мотивация к деятельности



Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме


Выявляет уровень знаний.


Учащиеся Работа с интерактивным образовательным продуктом.

Игра «Добрым молодцам и девицам урок»

https://learningapps.org/display?v=pr5vwgv3t20 (короткая ссылка )



Формирование познавательного интереса.


Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.


Нацеливание на успешную работу.


Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью


Умение выделять существенные признаки.



Выражение собственного мнения.


Аргументация.



Умение оформлять свои мысли в устной форме.


Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.


Устное диагностическое оценивание

2. Постановка учебной задачи.

Постановка учащимися цели
 урока как собственной учебной задачи.

Предлагает учащимся сформулировать тему урока.

Учащиеся высказывают свои предположения по теме урока.

Формулируют

(уточняют) тему урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока

Формирование познавательного интереса

Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;



Устное диагностическое оценивание

3. Изучение нового материала.


Организует учащихся по исследованию нового материала.


1. Выразительно прочитайте сказку «Жар-птица и Василиса-царевна».

https://nukadeti.ru/skazki/zhar_ptica_i_vasilisa_carevna

(короткая ссылка https://clck.ru/NrtHN )

Читают сказку «Жар-птица и Василиса-царевна».

https://nukadeti.ru/skazki/zhar_ptica_i_vasilisa_carevna

(короткая ссылка https://clck.ru/NrtHN )

Формирование познавательного интереса.

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения.


Приобретение новых знаний.


Устное оценивание.

4. Первичное усвоение новых знаний.



Организует составление хронологической линейки опорного развернутого плана по сказке.


Повторяют хронологию событий.

Игра «Хронологическая линейка «Жар-птица и Василиса-царевна» https://learningapps.org/display?v=pi1er59j320

(короткая ссылка https://clck.ru/NrtPE )


Организует самооценку результатов уч-ся.


Оценивает работу групп.

Работа в группах.

Учащиеся проводят самостоятельное наблюдение в группе:

1) хронологическая линейка (https://learningapps.org/display?v=pi1er59j320 ) (короткая ссылка https://clck.ru/NrtPE );

2) составляют опорный план по сказке (работа в тетрадях).





Оценивают выполненное задание в группе по критериям.

Формирование познавательного интереса.

Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Анализ с целью выделения ключевых признаков, сравнение, построение схемы.

Сотрудничество в выборе информации, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений).

Умение корректировать свою точку зрения.

Конструирование способа общения в группе.

Приобретение новых знаний.


Формирующее оценивание по заданным критериям.

5. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.



Организует работу по закреплению.


Задает вопросы:

1. Каких героев мы можем назвать главными, а каких - второстепенными? Почему?

2. Какие положительные и отрицательные черты характера героев вы можете назвать? Аргументируйте свой ответ, подтвердив свои слова текстом.

3. Что такое эпитет? Чем постоянные эпитеты отличаются от непостоянных? Есть ли в сказке постоянные эпитеты?



Предлагает выполнить задание:

1. Игра «Постоянные эпитеты в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна».

https://learningapps.org/display?v=pz48vjmtv20

(короткая ссылка https://clck.ru/NrtQm )


2. Рассмотрите иллюстрации к сказке. Составьте портретную характеристику стрельца, царя и Василисы. Если бы вы были художниками, что в изображении героев вы бы изменили? Почему?

Отвечают на вопросы, приводят примеры.





















Учащиеся отвечают на вопросы, делают вывод.












Выполняют задания.

Игра «Постоянные эпитеты в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна».

https://learningapps.org/display?v=pz48vjmtv20

(короткая ссылка https://clck.ru/NrtQm )



Учащиеся отвечают на вопросы.

Повышение познавательного интереса к изучению родной литературы.

Умение, анализировать,

Систематизировать необходимую информацию.


Умение соотносить новую информацию и имеющиеся знания.


Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза.










Умение осуществлять учебные действия по намеченному плану, умение работать в группе.

Умение аргументировать свой выбор, личную позицию.

Умение обосновать собственную позицию.




















Конструирование способа общения в группе.


Извлечение информации.



Действие по аналогии.


Осознанное и произвольное построение высказывания.
















Приобретение новых знаний.


Формирующее оценивание (устная оценка).






























6. Обобщение и систематизация.


Организует работу по обобщению и систематизации.

Предлагает выполнить следующие задания:

Ответьте на вопросы:

1. Можно ли царя назвать хорошим человеком? Почему?


2. Какие качества стрельца вам понравились? Почему?


3. Какую роль сыграл в сказке рак?


4. Понравилась ли вам эта сказка? Почему?


5. Чему нас учит эта сказка?

Оцените полноту ответа вашего одноклассника (по каждому вопросу). Будьте корректны.

Отвечают на вопросы.


Выполняют задания.


Проводят взаимооценивание.


Повышение познавательного интереса к изучению родной литературы.

Умение осуществлять самооценку и взаимооценку.


Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.


Систематизация знаний.

Оценивание.








Взаимооценивание.




7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.


Выявляет пробелы в знаниях учащихся.


Напишите несколько предложений, продолжив фразу: «Самым интересным героем сказки «Жар-птица и Василиса-царевна» я считаю …». Обоснуйте свой выбор, опираясь на текст художественного произведения. Используйте цитирование.

Выполняют письменную работу.

Повышение внутренней мотивации.

Способность к аналитическим действиям.


Умение аргументировать свой ответ.

Умение ориентироваться в своей системе знаний.


Формирующее оценивание (техника «выборочный тест).

8. Рефлексия деятельности.


Организует рефлексию.

Проводит беседу, организует самооценку результатов уч-ся.


Учащиеся отвечают на вопросы по усвоению нового

материала.

Повышение внутренней мотивации.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала.

Умение слушать и понимать речь других.


Умение аргументировать свой ответ.

Умение ориентироваться в своей системе знаний.


Формирующее оценивание.

9. Домашнее задание.

Проверь свои знания по теме «Творчество русского народа» https://learningapps.org/display?v=pm7pan0ac20 (короткая ссылка https://clck.ru/NrtSs)




















Приложение

Сказка «Жар-птица и Василиса-царевна»

В некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца молодца конь богатырский.



Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою — и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!

Говорит ему богатырский конь:

- Не бери золотого пера; возьмешь — горе узнаешь!

И раздумался добрый молодец — поднять перо аль нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит; а царская милость кому не дорога?

Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.

- Спасибо! — говорит царь. — Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу; а не достанешь — мой меч, твоя голова с плеч!



Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин?

- Царь приказал жар-птицу добыть.

- Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну, да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрему сто кулей белоярой пшеницы было по всему чистому полю разбросано.

Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей белоярой пшеницы.

На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воде гулять, а сам за дерево спрятался.

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море — летит жар-птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу веревками, сел на лошадь и поскакал во дворец.

П риносит царю жар-птицу; царь увидал, возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу.



- Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна — ее-то мне и надобно. Достанешь — златом-серебром награжу, а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч!



Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин? — спрашивает конь.

- Царь приказал добыть ему Василису-царевну.

- Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу.

Ц арь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотою маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель.

Долго ли, коротко ли — приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит. Смотрит, а по синю морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом попихается.

Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать; а сам разбил палатку с золотой маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке — угощается, Василисы-царевны дожидается.

А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, выступила из лодочки и любуется на палатку.

- Здравствуй, Василиса-царевна! — говорит стрелец. — Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.



Василиса-царевна вошла в палатку; начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, опьянела и крепким сном заснула.

Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь прибежал; тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука.

Приехал к царю; тот увидал Василису-царевну, сильно возрадовался, благодарил стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.

Василиса-царевна проснулась, узнала, что она далеко-далеко от синего моря, стала плакать, тосковать, совсем из лица переменилась; сколько царь ни уговаривал — все понапрасну.

Вот задумал царь на ней жениться, а она и говорит:

- Пусть тот, кто меня сюда привез, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано мое подвенечное платье — без того платья замуж не пойду!

Царь тотчас за стрельцом-молодцом:

- Поезжай скорей на край света, где красное солнышко восходит; там на синем море лежит большой камень, а под камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье и привези сюда; пришла пора свадьбу играть! Достанешь — больше прежнего награжу, а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню. «Вот когда, — думает, — не миновать смерти!»

- О чем плачешь, хозяин? — спрашивает конь.

- Царь велел со дна моря достать подвенечное платье Василисы-царевны.

- А что, говорил я тебе: не бери золотого пера, горе наживешь! Ну, да не бойся: это еще не беда, беда впереди! Садись на меня, да поедем к синему морю.

Долго ли, коротко ли — приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря; богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползет, и наступил ему на шейку своим тяжелым копытом. Возговорил морской рак:

- Не дай мне смерти, а дай живота! Что тебе нужно, все сделаю.

Отвечал ему конь:

- Посреди синя моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!



Рак крикнул громким голосом на все сине море; тотчас море всколыхалося: сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые — тьма-тьмущая! Старшoй рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час времени вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.

Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье; а Василиса-царевна опять заупрямилась.

- Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться.

Царь приказал налить чугунный котел воды, вскипятить как можно горячей да в тот кипяток стрельца бросить. Вот все готово, вода кипит, брызги так и летят; привели бедного стрельца.

«Вот беда, так беда! — думает он. — Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы? Зачем коня не послушался?»

Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю:

- Царь-государь! Позволь перед смертию пойти с конем попрощаться.

- Хорошо, ступай попрощайся!

Пришел стрелец к своему богатырскому коню и слезно плачет.

- О чем плачешь, хозяин?

- Царь велел в кипятке искупаться.

- Не бойся, не плачь, жив будешь! — сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу.

Вернулся стрелец из конюшни; тотчас подхватили его рабочие люди — и прямо в котел; он раз-другой окунулся, выскочил из котла и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать.



Царь увидал, что он таким красавцем сделался, захотел и сам искупаться; полез сдуру в воду и в ту ж минуту обварился.

Царя схоронили, а на его место выбрали стрельца-молодца; он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии.













Информационные ресурсы:

Текст сказки и изображения https://nukadeti.ru/skazki/zhar_ptica_i_vasilisa_carevna

Изображения, использованные при оформлении ресурса:

https://avatarko.ru/img/kartinka/4/fantastika_feniks_3485.jpg

https://img.yakaboo.ua/media/catalog/product/3/6/364488_86286136.jpg

http://litcult.ru/u/dd/news/13692/image.jpg

http://persona-stend.ru/assets/image/stend-geroi-detskih-skazok.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/19/s_5eec8a4fa6e06/1482484_4.jpeg

http://www.trend-city.ru/images/katalog/chtenie/skazki/skazka-kolobok-chitat-33E0C30.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/357/3451.jpg

https://i.ytimg.com/vi/RXlk-klV0Ak/maxresdefault.jpg

https://kazakova-nfdou38.edumsko.ru/uploads/35800/35742/section/780044/20200524_003757.jpg?1590316625876

https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/251/798.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/353/1230.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/belochka-letyaga/22453/h-22455.jpg

http://122012.imgbb.ru/user/8/86816/1/3b26152dc93fe7f34b10348791a8ae72.jpg

http://www.trend-city.ru/images/katalog/chtenie/skazki/morozko-russkaya-narodnaya-22F7648.jpg

https://sun9-51.userapi.com/CWYJHN1Wu1GKQHHVWDpYWBMrh-2SV3NtlAdLgw/aEMrwUfWxn4.jpg

http://www.trend-city.ru/images/katalog/chtenie/skazki/skazka-kroshechka-xavroshechka-ADEC.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/349/3638.jpg

http://www.trend-city.ru/images/katalog/chtenie/skazki/skazka-sestritsa-alenushka-41EA35D.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/182/3599.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/269/1171.jpg

https://icanread.ru/wp-content/uploads/2017/04/Oag4OT-ikSM.jpg

http://rech-deti.ru/upload/iblock/695/69592b24ea742f20a8d7dfd9c96ee06c.jpg

https://puzzleit.ru/files/puzzles/51/50707/_original.jpg

https://www.culture.ru/storage/images/60156b0641884c2ef3860608a5590185/86a63c6b60d99be14a3cdac612ca6672.jpeg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/02cf/0004488e-a1d86c70/hello_html_70304c6.jpg

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русские народные сказки. Жар-птица и Василиса-царевна".

Автор: Гогаева Зенита Владимировна

Дата: 17.10.2022

Номер свидетельства: 615195


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства