Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Умный мужик" Мудрость простого люда»
Тема урока: Русская народная « Умный мужик»
Цель урока:
- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом.
- образовательные: выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в сказке, учить анализировать текст;
- коррекционные: развивать восприятие, мышление, память (зрительную, слуховую), речь детей, обогащать словарный запас.
- воспитывающие: формировать умение сравнивать поступки и характеры героев; воспитывать у учащихся искренность, честность, скромность на примере сказочных персонажей.
Ход урока:
Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
Сообщение темы и цели урока.
Беседа.
Словарная работа.
Знакомство со сказкой.
Работа с текстом сказки.
Чтение сказки вслух.
Физкультминутка.
Чтение сказки по ролям.
Закрепление материала.
Характеристика персонажей басни.
Итог урока.
Домашнее задание.
Выставление оценок.
Психологический настрой на урок.
- Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать,
И расколоть его мы сможем,
Ведь мы хотим, как можно больше знать!
3. Сообщение темы и цели урока
- Ребята, на уроке мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой» Умный мужик», научимся делать выводы, будем работать над выразительным чтением.
4. Беседа.
Прежде чем мы приступим к чтению, давайте вспомним, что называется сказкой.
Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том чего не бывает.
- А какие бывают сказки?
- Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.
- Вспомните названия волшебных сказок, которые вы уже читали.
- «Сивка- бурка», «Сказка про Василису Премудрую», «Журавль и цапля».
- Какие препятствия преодолевали герои этих сказок?
- На пути главных героев стоит много преград и опасностей, которые они преодолевают, для того чтобы обрести счастье, любовь, богатство и славу.
- Вспомните названия сказок о животных. Кто герои этих сказок?
- «Росомаха и лисица», «Лиса и волк», «Журавль и цапля».
- Какие отличительные особенности есть в сказках о животных?
- Животные говорят на человеческом языке, совершают невероятные поступки. Все, что происходит, кажется нам естественным, потому что это сказка.
- Какие бытовые сказки вы уже читали?
- «Чудесный клад».
- Что особенного в бытовых сказках?
- В бытовых сказках не встречается волшебство. В них говорится о богатых и бедных. Как правило, богач обманывает бедняка, но справедливость всегда торжествует, и находчивый бедняк с честью выходит победителем из любой ситуации.
- А что остается неизменным во всех сказках?
- Добро всегда побеждает зло.
- Молодцы, ребята!
5. Словарная работа.
- В сказке вам встретится слово указ, что же это такое? Подумайте и дайте ваши варианты ответов.
Указ - вид и название нормативного или индивидуального документа, обычно издаваемого главой государства.
6. Знакомство со сказкой.
- А теперь, ребята, послушаем сказку «Умный Мужик» и узнаем, какая история приключилась с нашими героями.
. Работа с текстом сказки.
- Самостоятельное чтение сказки учащимися.
7.Работа с текстом сказки
Чтение сказки вслух.
- Давайте попробуем прочитать эту сказку выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели действительно увидели мудрость главного героя.
8. Физкультминутка:
Я называю качества характера, если они положительные вы хлопаете в ладошки, а если - отрицательные, то вы топаете ногами.
Чтение сказки по ролям. Передайте при чтении приторно – сладкий, ласковый, хитрый тон мужика и размеренно – спокойный, уверенный тон жены.
9. Закрепление материала.
1.К каким по содержанию сказкам относится сказка «Умный мужик»?
2Кто противопоставляется в этой сказке друг другу?
3 Кому симпатизирует народ, сочинивший эту сказку?
Объясните смысл пословиц:
Богатством ума не купишь
Голь на выдумки хитра
Железо ржавчина съедает, а завистливый от зависти погибает
Подходят ли они к данной сказке? Докажите почему.
Характеристика персонажей
10 Итог урока.
В бытовых сказках всегда подразумеваются события, которые происходят в жизни людей, черты характера, которые свойственны человеку. Какие реальные события из жизни людей вы можете назвать, прочитав эту сказку?
Скажите, а встречали вы такие черты характера как у наших героев у знакомых вам людей?
Что вы возьмёте с урока и запомните на всю жизнь?
11 Домашнее задание (запись в дневники): - читать по ролям, отвечать на вопросы 23