kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская народная сказка. Иван-царевич и Серый волк.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками.

Формирование УУД:

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка. Иван-царевич и Серый волк. »

Предмет: литературное чтение

Класс: 4Дата: 04.09.14.

Тема: Русская народная сказка. Иван-царевич и Серый волк.

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками.

Формирование УУД:

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии


Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний


Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

  1. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы.


- Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (Сказка)

- Что такое сказка?

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.


1. Первичное усвоение. Работа по учебнику.

- На уроке мы познакомимся и проанализируем   замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк».

-Прочитайте заголовок сказки. О чем он рассказывает?

-Читаем сказку.


2.Первичное закрепление.

–Кто главные герои нашей сказки.

- Как начинается сказка? Прочитайте.

- Как сыновья относились к отцу? Найдите ответ в тексте.

- Кто служил Ивану-царевичу и почему?

Физ. Минутка.

3.Дополнительная работа. Беседа.

- В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1." Красная Шапочка"

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2."Три поросёнка"... ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным? (слайды 10-13)

- Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)


III. Рефлексия.

-С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях?

Домашнее задание: уч. с. 9-15, Р.т. с. 6-8.





















































- Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

6) - Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк    помогает Ивану царевичу)

- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому) (слайды 14-17)

Физкультминутка, скороговорка

IV. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.

V. Изучение нового материала.

  1. Работа над сказкой.

Вопросы на с.60-61 №11, 10, 9, 6

  1. Дополнительная работа. Слайд 18-19

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».

– Знакома ли вам эта картина?

– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)

– А  вот  как  другой  художник – И. Билибин – изобразил  эти  же  события.

Учитель  предлагает  учащимся  рассмотреть  репродукцию  картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?

  1. Тест к сказке (Слайд 20)

VI. Итог урока.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)

- Чему научила вас эта сказка?

Рефлексия со смайликами.

Домашнее задание: перечитать сказку (с. 50-59), вопросы №12, 13 на с. 61

Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

1. Назовите имя царя _____________________

2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________

3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________

4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________

5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________

6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»

___________________________________________

7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?

_____________________________________________________________________

8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________

9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?

 ______________________________________________________

10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________

11. Вспомните  конец сказки. _____________________________________________________________________







Предмет: литературного чтения.

Класс: 4 класс.

Дата: 06.09.14.

Тема урока: Былина «Волх Всеславович».

Цель: создать условия для восприятия и осмысления содержания произведения, представленного на уроке средствами развивающего обучения.

Формирование УУД:

П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Владеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.


Ход урока

  1. Организационный этап.

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

- Приветствие,

- определение отсутствующих,

- проверка готовности детей к уроку, -организация внимания




Готовность учащихся к уроку

Общий положительный настрой



  1. Этап проверки готовности домашнего задания

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

- Работа по группам

над русской народной сказкой «Марья Моревна»





-Работа в парах

Повторение изученных произведений фольклора (последними называются БЫЛИНЫ.

Работа по рабочей тетради, стр. 8-9.

1группа дает и обсуждает ответ на первый вопрос по данной сказке

2группа – второй вопрос,

3 группа – третий вопрос,

4 группа – четвертый вопрос


Работа по рабочей тетради, стр. 11.


Заполняют таблицу «Произведения фольклора»




  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Сообщение темы урока, формулировка вместе с учащимися целей и задач урока, определение учебной проблемы.

Иллюстрация Васнецова «Богатыри»



Формулируют цели урока.



Описание картины.



  1. Этап усвоения новых знаний

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового материала


1.Чтение былины «Волх Всеславович» учителем

2. Выявление первичного восприятия через вопросы:

-Как называется жанр произведения?

-Кем и когда создано данное произведение?

-Когда вы огорчались или радовались, слушая его?

-Кто вам особенно запомнился?

3. Повторное чтение произведения и деление текста на смысловые части









Учащиеся следят по тексту.


Отвечают на вопросы учителя







Составление плана.

  1. Рождение богатыря

  2. Сила Волха

  3. Волх и кудесник

  4. Волх и царь Салтык.

  5. Служба Волхва



  1. Этап закрепления новых знаний.

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Закрепление только что изученного на основе творческого его применения


1.Работа со словарем



2. Работа в рабочих тетрадях





Объясняют значение слов, находят эти слова в тексте и читают предложения.


Работа в рабочих тетрадях на стр. 10-11

Взаимопроверка.

Обсуждение итогов и оценивание работы в рабочих тетрадях



  1. Этап информирования учащихся о выполнении домашнего задания

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Разъяснение выполнения домашнего задания.


Перечитать былину «Волх Всеславооич», ответить на вопросы к данному тексту и выполнить по желанию творческую работу «Каким я представляю себе Волха» или пересказать былину по плану.






Выбирают домашнее задание



  1. Подведение итогов работы на уроке.

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

- Подводит итоги работы учащихся на уроке


Оценивают свою работу на уроке



  1. Рефлексия.

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

- Мобилизирует учащихся на рефлексивную оценку своей деятельности

Осмысление учащимися своей деятельности на уроке.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русская народная сказка. Иван-царевич и Серый волк.

Автор: Байжанова Балзия Шимбулатовна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 144944


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства