Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка. Иван-царевич и Серый волк. »
Предмет: литературное чтение
Класс: 4Дата: 04.09.14.
Тема: Русская народная сказка. Иван-царевич и Серый волк.
Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками.
Формирование УУД:
П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.
Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.
К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Ход урока
Организационный момент. Актуализация знаний
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы.
- Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:
Легенда, приданье народное,
Ребята её обожают,
Родители, если свободные,
Её тебе на ночь читают. (Сказка)
- Что такое сказка?
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
1. Первичное усвоение. Работа по учебнику.
- На уроке мы познакомимся и проанализируем замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк».
-Прочитайте заголовок сказки. О чем он рассказывает?
-Читаем сказку.
2.Первичное закрепление.
–Кто главные герои нашей сказки.
- Как начинается сказка? Прочитайте.
- Как сыновья относились к отцу? Найдите ответ в тексте.
- Кто служил Ивану-царевичу и почему?
Физ. Минутка.
3.Дополнительная работа. Беседа.
- В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:
1." Красная Шапочка"
-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).
3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)
4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)
- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным? (слайды 10-13)
- Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:
1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)
2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
III. Рефлексия.
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях?
Домашнее задание: уч. с. 9-15, Р.т. с. 6-8.
- Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)
6) - Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)
- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).
- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому) (слайды 14-17)
Физкультминутка, скороговорка
IV. Проверка домашнего задания.
Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.
V. Изучение нового материала.
Работа над сказкой.
Вопросы на с.60-61 №11, 10, 9, 6
Дополнительная работа. Слайд 18-19
Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».
– Знакома ли вам эта картина?
– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?
– Каким изображен Иван?
– Какова Елена Прекрасная?
– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)
– А вот как другой художник – И. Билибин – изобразил эти же события.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».
– Чем похожи обе картины?
– Каким настроением они проникнуты?
– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?
Тест к сказке (Слайд 20)
VI. Итог урока.
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)
- Чему научила вас эта сказка?
Рефлексия со смайликами.
Домашнее задание: перечитать сказку (с. 50-59), вопросы №12, 13 на с. 61
Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».
1. Назовите имя царя _____________________
2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________
3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________
4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________
5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________
6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»
___________________________________________
7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?
10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________
11. Вспомните конец сказки. _____________________________________________________________________
Предмет: литературного чтения.
Класс: 4 класс.
Дата: 06.09.14.
Тема урока: Былина «Волх Всеславович».
Цель:создать условия для восприятия и осмысления содержания произведения, представленного на уроке средствами развивающего обучения.
Формирование УУД:
П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.
Р. Использовать речь для регуляции своего действия.
К. Владеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Ход урока
Организационный этап.
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся на уроке
- Приветствие,
- определение отсутствующих,
- проверка готовности детей к уроку, -организация внимания
Готовность учащихся к уроку
Общий положительный настрой
Этап проверки готовности домашнего задания
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся на уроке
- Работа по группам
над русской народной сказкой «Марья Моревна»
-Работа в парах
Повторение изученных произведений фольклора (последними называются БЫЛИНЫ.
Работа по рабочей тетради, стр. 8-9.
1группа дает и обсуждает ответ на первый вопрос по данной сказке
2группа – второй вопрос,
3 группа – третий вопрос,
4 группа – четвертый вопрос
Работа по рабочей тетради, стр. 11.
Заполняют таблицу «Произведения фольклора»
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся на уроке
Сообщение темы урока, формулировка вместе с учащимися целей и задач урока, определение учебной проблемы.
Иллюстрация Васнецова «Богатыри»
Формулируют цели урока.
Описание картины.
Этап усвоения новых знаний
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся на уроке
. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового материала
1.Чтение былины «Волх Всеславович» учителем
2. Выявление первичного восприятия через вопросы:
-Как называется жанр произведения?
-Кем и когда создано данное произведение?
-Когда вы огорчались или радовались, слушая его?
-Кто вам особенно запомнился?
3. Повторное чтение произведения и деление текста на смысловые части
Учащиеся следят по тексту.
Отвечают на вопросы учителя
Составление плана.
Рождение богатыря
Сила Волха
Волх и кудесник
Волх и царь Салтык.
Служба Волхва
Этап закрепления новых знаний.
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся на уроке
Закрепление только что изученного на основе творческого его применения
1.Работа со словарем
2. Работа в рабочих тетрадях
Объясняют значение слов, находят эти слова в тексте и читают предложения.
Работа в рабочих тетрадях на стр. 10-11
Взаимопроверка.
Обсуждение итогов и оценивание работы в рабочих тетрадях
Этап информирования учащихся о выполнении домашнего задания
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся на уроке
Разъяснение выполнения домашнего задания.
Перечитать былину «Волх Всеславооич», ответить на вопросы к данному тексту и выполнить по желанию творческую работу «Каким я представляю себе Волха» или пересказать былину по плану.
Выбирают домашнее задание
Подведение итогов работы на уроке.
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся на уроке
- Подводит итоги работы учащихся на уроке
Оценивают свою работу на уроке
Рефлексия.
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся на уроке
- Мобилизирует учащихся на рефлексивную оценку своей деятельности