Романтизм в творчестве В.Короленко.Повесть "Слепой музыкант"
Романтизм в творчестве В.Короленко.Повесть "Слепой музыкант"
Урок литературы 8 классе по теме : Романтизм в творчестве В.Короленко.Повесть "Слепой музыкант".Урок составлен с использованием методики критического мышления.На уроке применяются такие приемы критического мышления как : толстые и тонкие вопросы,синквейн, двухчастный дневник,ключевые слова,логическая цепочка,синквейн.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель записывает на доске тему урока и спрашивает, какие ассоциации возникают у вас со словом “ счастье”, предполагаемые ответы записываются на доске.
(хорошая жизнь, прекрасное настроение, любовь, осуществление всего задуманного, внутреннее равновесие, радость, богатство)
Учитель предлагает, используя данные ключевые слова, написать небольшой текст на эту тему (обсуждение в группах, лучший текст от группы читают классу).
1. Счастье - это первая любовь, когда сбываются все мечты, и когда у вас всего достаточно.
2. Хорошая жизнь, прекрасное настроение, внутреннее равновесие-все это называется одним большим словом “счастье”.
3 Счастье - это наша жизнь, каждый понимает его по-своему. Только ты один- творец собственного счастья).
2. СТАДИЯ СОДЕРЖАНИЯ
“Для чего, собственно, создан человек?”- поставлен вопрос в очерке “Парадокс”
- Человек создан для счастья, как птица для полета, - отвечает 1 герой с исковерканной судьбой.
- Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него,-замечает Короленко.
Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель один из самых значительных произведений “Слепой музыкант”
Вы уже знакомы с содержанием этого произведения, составьте по желанию 2 вопроса по содержанию произведения (на выбор учащихся “толстые или тонкие”), запишите в свои таблицы, затем обсудите в группе, выберите лучший вопрос и задайте его другой группе.
(вводится прием “Тонкие и толстые вопросы”)
тонкие вопросы
толстые вопросы
Как звали слепого музыканта ?
Какая была связь между Петром и Эвелиной?
Кто помог Анне воспитать слепого сына?
Согласны ли вы с тем, что любовь для Петруся была самым главным в жизни?
С кем познакомился Петрусь на холмике возле реки?
Объясните, почему мальчик очень трепетно относился к каждому услышанному звуку?
На каком инструменте играла мама мальчика?
Почему жизнь мальчика была так сложна и неоднородна?
Кто такой Иохим?
Как вы почувствовали бы себя, встав на место Петруся?
Гл 4 часть 1. Чтение учителем эпизода рождения ребенка
Почему так подробно Короленко описывает слезы матери, ее душевное состояние? (обсуждение в группах, 1 высказывается)
- объяснение заключено в короткой фразе “РЕБЕНОК РОДИЛСЯ СЛЕПЫМ”
Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.
Кто сыграл огромную роль в формировании характера Петруся? (Максим Яценко)
Итак почему именно Максим обратил внимание на мальчика? (он тоже был несчастен и наказан судьбой)
Проанализируем 4 главу
Вводится прием Двухчастный дневник.
Выпишите самые для вас запоминающиеся цитаты и напишите комментарий к ним (анализ эпизода разговора Максима с сестрой)
цитата
комментарий
“…у меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли…”
Самое главное , чего боится Максим, что Петрусь лишится воли, а значит ничего не добьется в жизни
“…у него пока есть все шансы развить все остальные способности, чтобы хотя бы отчасти заменить свою слепоту…”
Если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни
“..при всяком взгляде на слепого мальчика сердце матери сжималось от боли…”
мать понимала, что счастливого будущего у сына нет.
“..этот малый будет еще гораздо несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться…”
Ребенок никогда не увидит своих родных, окружающий мир, вся его жизнь пройдет в темноте.
Учитель предлагает сформулировать вывод по анализу данного эпизода.
(обсуждение в группах, 1 человек выступает от группы)
1. На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности,нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг
2. Таким образом, Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью, а не нытиком, спекулирующим на своих несчастьях.
И в этом он ему поможет.
Составьте логическую цепочку событий, которые показывают взросление Петруся под влиянием Максима и уже собственного взгляда на жизнь.
Вводится прием логическая цепочка.(работа в группах, затем афиширование/
(Музыка Иохима - пианино - Эвелина - звонарь - путь в монастырь - свадьба - рождение ребенка)
Какое звено в цепочке круто повернуло всю жизнь нашего героя? (первая любовь)
Итак, Петрусь понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства.
Почему ключевой сценой в повести является встреча Петра и Эвелины.
Гл.8 ( читает учитель с целью формирования эмоционального восприятия текста художественного произведения
- Что такое любовь для Петра?
- Знал ли он о ней?
(обсуждение в группах, выступают желающие)
(Да, с детских лет, но любовь - это жалость матери, мудрая любовь Максима, он привык эгоистично пользоваться всем этим, любовь Эвелины - нечто другое.)
Петр проходит трудный жизненный путь: обретения смысла жизни, любви, признания.
- Можно ли назвать Петра счастливым человеком? (да)
3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Давайте вернемся к вашим рассказам о счастье , написанным в начале урока совпало ли ваше представление о счастье с тем, что вы узнали сегодня?
(обсуждение в группах, выступление ведущих)
А мог ли Петрусь сделать другой выбор в жизни? И что такое выбор вообще?
Вводится прием совместное письменное размышление
Напишите письмо от имени слепого музыканта Петруся всем людям, которые собираются сделать свой выбор в жизни .
1. Молодое поколение, я обращаюсь к вам. Каждый человек должен сделать свой выбор в жизни. Я его сделал и выбрал самую длинную и счастливую дорогу. Я желаю всем большой любви, счастья и радости в жизни. Пусть в вашей жизни встретится первая любовь, тогда жизнь будет гораздо лучше. У каждого человека должно быть свое мнение и своя цель, не будет цели - значит не для чего жить, а счастье и любовь-это самое главное.Счастье - не в материальном достатке.
2. Радуйтесь жизни, надейтесь на хорошее будущее и идите к своей цели. Да, на вашем жизненном пути будет много препятствий, но не останавливайтесь, преодолевайте их, и вы достигнете своей цели, и конечной станцией будет станция под названием “ Счастье”. Не отчаивайтесь, если уже нет никакой надежды, даже я, слепой, нашел свое место и добился счастья в этом мире. Верьте в лучшее, и эта вера поможет вам.
Приложение 1
Домашнее задание: написать синквейн на тему “Счастье”