Романтический пафос раннего творчества Максима Горького.Рассказ « Старуха Изергиль»
Романтический пафос раннего творчества Максима Горького.Рассказ « Старуха Изергиль»
Сафонова Елена Григоьевна, учитель русского языка и литературы. Закончила Бишкекский Гуманитарный университет, филологический факультет. по специальности филология "русская". В 2005 году диплом был нострифицирован. те есть признан в республике Казахстан. Педагогическую деятельность начала в 2003 году в городе Тараз, Уже 7 лет живу и работаю в Алматы в гимназии №46. На уроках применяю групповую форму работы, использую новые подходы в обучении, применяя методы критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Романтический пафос раннего творчества Максима Горького.Рассказ « Старуха Изергиль»»
Тема:Романтический пафос раннего творчества Максима Горького Рассказ « Старуха Изергиль»
Цель: выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа "Старуха Изергиль”.
Задачи:
Образовательные:
рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;
отметить особенности композиции рассказа "Старуха Изергиль”как средства раскрытия идейного содержания;
выяснить смысл противопоставления героев рассказа "Старуха Изергиль”;
провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.
Развивающие:
развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;
развивать у учащихся чувство прекрасного.
Воспитательная:
подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.
Оборудование: портрет М. Горького; карточки с заданиями; интерактивная доска, видео (романтическое с видом моря к тексту о романтизме, свободе; о ранних произведениях М. Горького, тексты рассказа, фломастеры, ватманы, подготовленные к работе, сравнительная таблица , бланки оценивания)
Формы работы: беседа(диалоговое обучение), работа с текстом, сравнительный анализ, выразительный пересказ, демонстрация презентации( Обучение талантливых и одаренных), составление вопросов по ромашке Блума ( КМ)
Предварительная подготовка к уроку:
Чтение ранних романтических рассказов Горького, теоретического материала о романтизме, героях романтизма, основных чертах романтизма.
Индивидуальное задание – подготовить пересказ легенд о Ларре и Данко, а также библейской легенды о Моисее.
Ожидаемые результаты:
-знают о жизни и творчестве М.Горького;
-знают о литературном направлении в литературе – романтизме;
-умеют находить черты романтизма в произведениях раннего творчества писателя;
-умеют анализировать прозаическое произведение;
-умеют выделять главное в информационном потоке;
-умеют критически мыслить, аргументировать свои ответы, задавать вопросы;
-умеют работать в команде, проявлять свои коммуникативные качества;
-умеют адекватно реагировать на критику и оценивать работу друг друга.
Эпиграф урока:
"Хочу красоты и всего хорошего” "Видно ничего не напишу я так стройно и красиво, как "Старуху Изергиль”. (М. Горький)
Ход урока
1.Орг. момент ( Создание коллаборативной среды: пожелание позитивных эмоций во время урока)
А.) Деление класса на группы по цветам:
1Группа: Легенда о Ларре (фиолетовый)
2.Группа: Легенда о Данко (розовый)
3.Группа: Рассказ о жизни Изергиль (зеленый)
2. Актуализация.
Вступление. Видео (романтическая музыка)
Чтение отрывка учителем или учеником из произведения под музыку
С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…
- Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?
(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода)Т.Е. речь идет о литературном направлении – романтизме, основной признак которого – свобода, свободная личность.
3. «Приём корзина идей»
- Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.
Романтизм- особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Основные черты романтизма:
- провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
мучительное переживание разлада с действительностью;
отказ от обыденного;
стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
- Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами.
4. Видеоролик о раннем творчестве М.Горького ( Подготовленный ученик)
Учитель: Сегодня, ребята, мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу "Старуха Изергиль”. Обратите внимание на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем М.Горький. Итак, каждая группа получает свои вопросы и макеты для кластеров.
Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, Ларра и Данко.
– В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Ночью, это самое таинственное время суток.) – Какие природные образы вы могли бы выделить? (Море, искры, небо, ветер, тучи, луна.) – Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (Эпитеты, олицетворение, метафору.) – Почему именно таким показан пейзаж в природе? (Природа показана одушевлённой, она живёт по своим законам. Она красива, величественна, свободна. Но человек тесно связан с природой, она отражает внутренний мир человека, его желания, стремления. И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни природе – сильные, красивые, свободные.) – Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы. (Рассказ старухи о своей жизни обрамлён двумя легендами. В них героиня рассказа выражает своё представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. По этим жизненным ценностям и мы можем судить о героине рассказа.) Мы вернёмся к этому вопросу, когда будем говорить о жизни Изергиль.
В центре повествования этой легенды – трагическая судьба сына женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.
– Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он таким родился, он – сын орла.)
– Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный "зверь” на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом. (Небеса одобрили решение племени.)
– А что добавила Изергиль непосредственно от себя? ("Вот до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать гордеца бог и люди”.)
– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость? (Нельзя осуждать человека за гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих ценностей. Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста, попирающего права, честь и достоинство коллектива.)
– Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются два слова – гордость и гордыня. Запишите.
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважение. Гордыня – чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.
– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного достоинства было присуще и ей самой. И тогда станут понятны слова автора, сказанные о старухе: "И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота”. Следовательно, она осудила и самоё себя.)
ВОПРОСЫ ДЛЯ 2 ГРУППЫ:
Легенда о Данко (пересказ)
– Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры на небе.)
– В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко.)
Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о Данко
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
– В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.
– Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным, смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако на этом сходство заканчивается.)
– Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди "посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они "стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. "Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, "но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко.)
– Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные.
ВОПРОСЫ ДЛЯ 3 ГРУППЫ
Рассказ о жизни Изергиль
– Но рассказ называется "Старуха Изергиль”. И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.
– Какая она, Изергиль? (Это легендарная личность, сильная, волевая, много видевшая на своём веку. На её глазах сражались и умирали солдаты Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр. Возможно, она была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать из плена восставшим полякам ).
– К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не интересуют).
– Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово).
– Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.
– Как вы думаете к кому из героев ближе героиня?
– Докажите примерами из текстапозицию автора. (Приводятся примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. "И вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.”И оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой противоречивости характера героини – её стремления жить вместе с гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок портрету Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.)
– Итак, композиция рассказа раскрывает нам образ старухи Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже раскрыта.
– Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.)
5. ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП ПО ВОПРОСАМ ( ОТВЕТЫ ЗАПИСЫВАЮТСЯ В КЛАСТЕР)
Во время выступлений 3Группа заполняет таблицу, 1 и 2 группа составляют вопросы по Ромашке Блума
2.ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП
Учащиеся составляют вопросы по ромашке Блума
1.Группа Вопросы по Легенде о Данко
2.Группа Вопросы по Легенде о Ларре.
После анализа легенды о Ларре и Данко учащихся з группы заполняют таблицу. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в таблицу.
В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:
Таблица
Сопоставление образов Данко и Ларры
Критерии
Данко
Ларра
1. Отношение к толпе
Любовь, жалость, желание
Презирает людей, относится к
помочь им
ним высокомерно, не считается
с ними
2. Толпа - герой
конфликт
конфликт
3. Отличительная черта характера
Любовь, сострадание, смелость,
Гордыня, эгоизм, крайний
милосердие, мужество, умение
индивидуализм, жестокость
подавить гордыню
4. Отношение к жизни
Готов пожертвовать своей
Берет от жизни и людей все, но
жизнью ради спасения людей
ничего не отдает взамен
5. Легенда и современность
Голубые искры (свет, тепло)
Превращается в тень (тьма,
холод)
6. Поступки, совершаемые героями
Подвиг ради любви к людям,
Зло, преступление
добрые поступки
7. Отношение писателя к героям
Идеал, воспевает его красоту,
Антиидеал, осуждает его
смелость, подвиг ради любви к
поступки, античеловеческую
людям
сущность
– И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые эпиграфом к рассказу "Старуха Изергиль”. Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле ,и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.
Выступление группы №3
Обмен вопросами групп №1, 2
5. Выступление экспертной группы.
Оценивание
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
Ф.И.учеников
1.Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности.
2. Предлагает идеи
3. Активно участвует в обсуждении группы ( развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)
4. Помогает участникам группы
5. Внимательно слушает и задает вопросы
6. Умеет вести обсуждения ( вежливо возражает, добивается согласия по вопросам , вызвавшим споры)
7. Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании.
Общий балл
Итоговый вопрос :Каковы основные принципы романтизма у Горького.
Каковы основные принципы романтизма у Горького ?
Главная тема ранних романтических произведений Горького – рождение нового героического характера, который раскрывается им во всей сложности и драматичности.
У раннего Горького господствуют мотивы жадности к жизни, жажды и культа силы, страстного стремления выломиться за привычные рамки жизни. Скитания горьковских героев по бескрайней стране, их неожиданные. Удивляющие окружающих поступки, даже преступления – что угодно, только не обыденная. Скучная жизнь среди скучных, ходящих ежедневно на службу людей. Всё это прочитывалось российским обществом как пафос «восстания личности против всякого рода давящих её тисков.
Истоки романтических произведений Горького ясны: романтический герой живёт среди несовершенных, а то и трусливых, жалких людей, но всё отсутствующее в реальности воспето в легендах.
Очень многие свободолюбивые герои Горького – индивидуалисты по своей натуре. От рассказа к рассказу меняется горьковский романтический герой: от свободного индивидуалиста – к свободе, которая сочетается со служением людям
Этап рефлексии ( Групповая)
Акрослово
Дать характеристику герою. Например (роман «Мастер и Маргарита»)
В- всесильный
О- олицетворяет справедливость
Л- луна, черный пудель, и «чертовщина»
А- антипод Иешуа
Н- не абсолютное зло
Д- дьявол
Изергиль, Данко, Ларра.
8. Домашнее задание
Прочитать рассказы М.Горького "Челкаш”, "Макар Чудра”. Отметить особенности рассказов, характерные для Горького. Написать мини-сочинение на тему "Данко нашего времени”.