Данная тема изучается в 9 классе обзорно. На уроке учащиеся подробно обращаются к изучению романтического напраления в литературе. Внимание ребят направлено на работу с таблицей. Работа проводится в группах. Урок построен на системно-деятельностном подходе обучения. Между группами распределены герои для характеристики. Составляются кластеры и определяются выступающие в группах. Прослушивается ария из оперы С.Рахманинова "Алеко".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Словарь терминов урока.На доске: Ассоциация – связь между отдельными представлениями , при которой одно из представлений вызывает другое.
Ход урока
Организационный момент: оформление рабочей карты урока.
Мотивация учебной деятельности:
- 2014 год знаменательный для истории одного литературного произведения. Но сначала посмотрите на экран.
(Показ клипа песня Рады из кинофильма «Табор уходит в небо»)
- Какой народ вы увидели на видео? (цыган)
- А как сочетаются 2 понятия «поэт» и «цыганы»? (Пушкин – автор южной поэмы «Цыганы»).
- давайте приведём ассоциации к словам «цыган» , запишите ваши ассоциации в рабочие листы. Прочитайте . (табор, воля, свобода, кибитка, вольность, вольная жизнь). Сформулируйте тему урока: « Романтическая поэма Пушкина «Цыганы».
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Проанализировать поэму. Дать характеристику героев) .
- Ребята, среди литературоведов принято считать, что это произведение романтическое. Давайте докажем это утверждение на сегодняшнем уроке.
III. - А начать я предлагаю с определения понятия романтизма. Можете ли вы сами сформулировать, что такое РОМАНТИЗМ?
Определение на слайде «Признаки романтизма»
РОМАНТИЗМ
(фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется противоречием между естественной, близкой к природе жизнью свободного человека и существованием людей, ограниченных рамками цивилизации, утверждением свободной духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
(Краткий словарь литературоведческих терминов)
- Выделите самые важные признаки романтизма и запишите их.
IV. – Давайте найдём эти признаки романтизма в поэме «Цыганы».
Работаем в группах.
Задание 1 группе: Выпишите примеры романтизма в описании природы.
Задание 2 группе: Выберите из текста ключевые слова, характеризующие романтических героев поэмы.
Задание 3 группе: Обозначьте противоречия между естественной жизнью и цивилизованным миром, обратившись к учебнику, страницы 197-198.
Слушаем ответы ребят 1 группы.
- Я тоже работала над этим вопросом. Сверим с моим слайдом.
После ответа 2 группы задаю вопрос :
- Какой, на ваш взгляд, наиболее сложный и противоречивый в поэме герой и почему? (Алеко, потому что он из другого мира)
- Какого? ( цивилизованного)
19 век наиболее ярко отразил противоречия между феодальным и капиталистическим строем. В герое как будто отражаются политические события того времени.
- А какие признаки противоречивости вы выделили, работая с учебником?
Слушаем выступление 3 группы о противоречиях 2х миров.
V. – Поэма «Цыганы» так вдохновляет, что восемнадцатилетний композитор Рахманинов написал оперу «Алеко». Послушайте. Как вы думаете: образ какого героя характеризует эта музыка?
- Ребята, ещё один интересный момент. Посмотрите на таблицу.
Что вы можете сказать о месте поэмы в предложенной периодизации? Каким словом можно его охарактеризовать?
ЮЖНАЯ ССЫЛКА
(1820 - 1824)
МИХАЙЛОВСКОЕ (1824-1826)
Вольнолюбивые романтические мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного периода. Появляются «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом.
В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма.
ПОЭМА написана на стыке двух периодов творчества. Переходное произведение.