kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Роман И.А. Гончарова «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по роману И.А. Гончарова "Обломов"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Роман И.А. Гончарова «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова».»

Конспект урока на тему

«Роман И.А. Гончарова «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова».

Цель урока: показать учащимся противоречивость характера Обломова.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. повторить художественные средства создания образа;

  2. повторить ранее изученные сведения о романе;

  3. показать сложность характера Обломова.

Развивающие:

  1. закрепить умение работать с текстом художественного произведения;

  2. закрепить умение выявлять авторскую позицию в тексте.

Воспитательные:

  1. формирование умственной культуры труда;

  2. формирование таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, умение логично и связанно излагать свои мысли.

Оборудование: мультимедийная перезентация.


План урока

 I. Мотивация:

  1. Роман «Обломов» – мариенбадское чудо.

II. Формирование новых знаний:

  1. анализ «вслед за автором» первой главы (имя, портрет, интерьер, художественные детали: халат и туфли).

III. Самостоятельная работа: анализ 2 и 3 глав (работа в группах по плану).

IV. Рефлексия и домашнее задание.

  1. часть 1 глава 9 «Сон Обломова»: подумать и ответить на вопросы:

А) почему в начале главы звучит выпад против моря?

Б) действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?

  1. Начать читать вторую часть романа.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, тема нашего урока «Роман И.А. Гончарова «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова».

На прошлом уроке мы уже записали, что роман был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки». И вскользь упомянула, что роман называют «мариенбадским чудом». Это связано с тем, что история романа начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе.

Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы.





Ребята, скажите, где происходит действие романа?


Действие романа происходит в Петербурге, кроме IX главы, где действие перенесено в Обломовку.

Назовите главных героев романа.

Илья Ильич Обломов, Захар Трофимович, Андрей Иванович Штольц, Ольга Сергеевна Ильинская, Агафья Матвеевна Пшеницына, Иван Матвеевич Мухояров (брат Пшеницыной), Анисья (жена Захара).

Все действия разворачиваются вокруг главного героя – Обломова. Он объединяет вокруг себя всех персонажей.

Скажите, какие ассоциации у вас вызывает фамилия Обломов?









Помимо фамилии, само имя Обломова вызывает у вас ассоциации? Для этого вспомните, как зовут Обломова?


Верно. Именно об Илье Муромце рассказывает маленькому Ильюше няня.

Более того, имя повторяет отчество, т.е. Илья в квадрате. Герой – продолжатель родовых традиций.

Имя и отчество отражают сквозной для романа образ времени «Настоящее и прошлое слились и перемешались».





Ассоциация со словом облом, которое означает действие по глаголу обломать (образовано от этого глагола).

Обломок – остаток чего-либо.

Сближение с устаревшим ИП облый – круглый, закругленный (= отсутствие развития, статичность изменения).


Илья Ильич. Напоминает о былинном богатыре – Илье Муромце.

Ребята, обратимся к тексту произведения и посмотрим на детали, составляющие образ Обломова.

С чего начинается роман?

Верно.

Что мы узнаем из этой характеристики?






С развернутой портретной характеристики Обломова.


«Это был человек лет 32-33 от роду … но с отсутствием всякой определенной идеи»: стр. 5


Вслед за портретом Ильи Ильича описывается обстановка его комнаты: личность раскрывается через вещи, её окружающие.

Скажите, какие детали интерьера упоминаются в тексте? Какое настроение и ощущение они передают?





Стр 7

Детали интерьера создают эффект остановки времени. Автор вводит читателя в мир, изолированны от окружающей жизни, забытой и покинутой.

Ребята, найдите в тексте художественные детали, которые свидетельствуют о характере Обломова.

Диван, халат, мягкие туфли.

Стр 6

Скажите, почему автор уделяет такое внимание описанию халата?

Автор остановился на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем о его пристрастиях. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а покскольку халат еще и шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.

Восток и запад – два разных мира, две полярно-противоположные философиии. Стремительный, прогрессивный запад с бесконечными изменениями, и размеренный патриархальный восток, отрицающий любые преобразования.

Обломов – яркий сторонник философии востока. Халат Обломова становится символом лени, сна, созерцательности.

Верно.

Обратите внимание, что образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовного развития. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума». И действительно, на какое-то время он исчезает с поля зрения, уступая своё место домашнему пальто и рубашке блестящей, как снег. Но как только любовь пошла на убыль, словно грозный предвестник, вновь мелькает халат, который новая хозяйка Обломова, Агафья Матвеевна Пшеницына, нашла в чулане и собралась помыть и почистить. Итак, слабые попытки Обломова изменить свое существование терпят крах.


Итак, Обломов первоначально полностью раскрывается через быт.


Вторая глава – парад гостей: сменяют друг друга – заменяют собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. Каждый из них – напоминание о 3-х этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество.


Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Работаете самостоятельно в группах по плану:

  1. Внешность.

  2. Цель визита к Обломову.

  3. В чем видит смысл жизни.

  4. Высказывание Обломова о госте.

Первая группа – Волков, вторая – Судьбинский, третья – Пенкин.




Волков стр. 17 (смысл – пустое светское тщеславие)

Судьбинский стр. 22 (смысл – выгодная женитьба, карьера)

Пенкин – стр. 26 (смысл – сочинительство в модном духе и на любую тему, «нам нужна одна голая физиология общества, не до песен нам теперь»)

Скажите, все эти гости слушают о заботах Обломова? И перечислите, какие заботы волновали Обломова.

Заботы:

  1. Письмо старосты (неурожай, недоимки, уменьшение дохода).

  2. Переезд на новую квартиру (сделать большую квартиру к свадьбе хозяйского жениха)

  3. Счета от мясника, прачки, хлебника (накопились, т.к. Обломов постоянно их откладывал на завтра).

Вслед за такими пятиминутными визитами, приходят приятели Обломова – Алексеев (четвертая группа) и Тереньтев (пятая группа).


Высказывания Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования.

«Человека, человека дайте мне!». Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к стяжательству и карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью.


Итак, какие художественные средства использует И.А. Гончаров при обрисовке характера главного героя?


Все эти средства указывают на что?

Имя героя, характеристика героя через его действия, портретная характеристика, художественные детали.

На неоднозначность в трактовке образа главного героя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Роман И.А. Гончарова «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова».

Автор: Алексеева Инна Вячеславовна

Дата: 15.11.2023

Номер свидетельства: 639898


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства