kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль эпизода в создании образа героя; Природа в жизни мальчика. Значение финала (по рассказу Л. Андреева «Петька на даче»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый урок является завершающим по творчеству Л. Андреева. Урок ориентирован на достижение учащимися личностных, предметных, метапредметных результатов. На уроке дети учатся ставить цели, находить пути их решения, планировать свою деятельность, анализировать эпизоды, рассуждать, делать выводы. Уделяется внимание формированию умений соотносить действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль эпизода в создании образа героя; Природа в жизни мальчика. Значение финала (по рассказу Л. Андреева «Петька на даче»)»

РОЛЬ ЭПИЗОДА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ГЕРОЯ;

ПРИРОДА В ЖИЗНИ МАЛЬЧИКА. ЗНАЧЕНИЕ ФИНАЛА

(ПО РАССКАЗУ Л. АНДРЕЕВА «ПЕТЬКА НА ДАЧЕ»)


ГРИЧЕНКО ИННА АНАТОЛЬЕВНА

1) Класс: 5

2) Тип занятия: урок открытия нового знания

3) Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения урока с использованием ЭОР по изучению рассказа Л.Андреева «Петька на даче»

4)Формируемые компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, социокультурная

5) Формы работы обучающихся: парная, групповая, индивидуальная

6) конспект урока, номинация «Я делаю это так!»

Цель урока: совершенствование навыков анализа текста, развитие творческих способностей обучающихся, развитие интереса к чтению произведений Л. Андреева, развитие универсальных учебных действий обучающихся.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные: владение литературоведческими терминами эпизод, композиция, финал. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

Личностные: формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Противопоставление одухотворяющей силы природы губительной и равнодушной силе города. Жестокая действительность, разрушающая мечты о счастье, — причина апатии и духовной смерти.

Методы и формы обучения: исследовательская работа с текстом художественного произведения, лексическая работа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями

Оборудование: мультимедийный проектор, ЭОР

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха

2.Мотивация учащихся к деятельности.

Мир солнечного детства моего…
Он полон счастья, доброты и света.
Он так огромен, красочен, как лето,
Мир солнечного детства моего!

- Так вспоминала о своем детстве поэт Татьяна Лаврова. Ребята, а с чем ассоциируется у вас слово ДЕТСТВО? Подберите ассоциативный ряд к данному слову.

- Давайте рассмотрим картины великих художников Перова и Маковского.

Такое ли детство у героев этих картин?

Демонстрация ученикам картин Василия Григорьевича Перова «Тройка» и Владимира Егоровича Маковского «Свидание». [ЭОР 4,5]

- Кто изображен на картинах?

-Откуда пришла эта женщина?

- Почему ее лицо и ласковое, и задумчивое, и печальное одновременно?

- Как живется мальчику в дали от дома?

- Почему он терпит трудности и не просится домой?

- Какой темой объединены эти картины?

Вывод: картины объединены темой тяжелого детства.


3. Актуализация знаний

- В каких художественных произведениях мы писатели и поэты обращались к этой теме? »

- Объясните, чей портрет демонстрируется на экране [ЭОР 1]

- Что вы знаете о Л. Андрееве? Какое произведение писателя вы прочитали дома? ». [ЭОР 2,3]

- Выявление первичных впечатлений о прочитанном.

Проверка домашнего задания. Работа в парах. Дети задают вопросы друг другу.

Прием толстых и тонких вопросов

1. Сколько лет было Петьке? (10 лет)

2. О чём просил Петька каждый раз, когда к нему приходила мать? (Взять его из парикмахерской)

3. Из кого состояла семья Петьки? (Из матери и сына.)

4. Кем работала Надежда, мать Петьки? (Кухаркой.)

5. Сколько лет уже Петька работал в парикмахерской? (3 года)

6. Что должен был приносить Петька парикмахеру по его требованию? (воду)

7. Что было самым привлекательным на лице Петьки? (веснушки)

8. Что больше всего радовало мать Петьки, когда она смотрела на сына? (Он растолстел.)

9. В каком городе жил Петька? (в Москве)

10. Где находилась дача, куда уехал Петька? (Царицыно.)

Подведение итогов работы

Дети оценивают ответы друг друга, заносят оценки в лист достижений

4. Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, из моей таблицы «убежали» слова. Для того чтобы сформулировать тему урока, нужно восстановить ее первоначальный вид.

Роль … в создании образа …;

природа в … мальчика. Значение …

Ученики выходят к доске, записывают пропущенные слова.

Формулируют тему урока:

Роль эпи­зода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала

(Записывают в тетрадь.)

Формулируют цель: узнать, какую роль играют эпизоды в создании образа героя. Узнать, какое влияние оказывает природа на мальчика

5. Построение проекта выхода из затруднения

Что мы будем делать для решения задачи? Слепая таблица

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

1. Выделить главные ….

2. Анализировать чувства и настроение … в данных эпизодах.

3. Сравнить жизнь Петьки в ….и в ……

4. … читать.

5. Узнать значение терминов кольцевая композиция, контраст

6. Сделать ….

Откуда будем получать информацию? Какие действия нам в этом помогут?

6. Открытие новых знаний. Работа с теоретико – литературными терминами. Выполнение задания [ЭОР 6]

«Какие смысловые части вы выделили в рассказе «Петька на даче»? [2;217]

Составляют план

1. В парикмахерской.

2. По дороге на дачу.

3. На даче.

4. Возвращение в город. Самооценка: правильность выделения смысловых частей рассказа

Работа над композицией рассказа.

- С чего начинается повествование?

(Открываю надпись: ГОРОД)

- Какое важное событие произошло в жизни мальчика?

- Автор повествует, как Петька жил на даче?

- Значит, обозначим на нашей схеме слово ДАЧА. Отметим стрелочками последовательность событий.

- Долго ли Петька жил на даче? Что происходит потом?

- Обозначим это на схеме.

- Петька вновь возвращается в город, и на этом повествование завершается.

Как называется такая композиция?

-(Кольцевая)

- Верно. Она образует замкнутый круг, внутри которого сосредоточено жизненное пространство мальчика.

– Кто из вас бывал на даче? В деревне? Расскажите о своих впечатлениях.

– Кто хотел бы жить на даче все время, всю жизнь? Почему?

– Для кого возвращение с дачи – радостное событие? Почему у вас не возникает чувства безысходности, тоски по даче?

-Почему же свой рассказ Л.Н.  Андреев назвал именно «Петька на даче»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

7. Усвоение новых знаний и способов действий

Работа по первой части рассказа

-В этом отрывке встретилось слово «мальчик». Что оно обозначает?

(В качестве подсказки обратить внимание на предложение: «Последний всегда объяснял «мальчику», что значит стричь под польку…».)

Дети объясняют значение слова. Выдвигают гипотезы, в каком значении слово употребляется в данном контексте. Затем учитель предлагает ученикам изучить материал, взятый из «Энциклопедии русского быта XIX века», где говорится, что «мальчик» – это самая низкая должность в купеческих лавках, парикмахерских и других заведениях. [ЭОР 7]

Дети делают вывод: «мальчики» занимались самой черной, неблагодарной работой.

-Каким рисует мальчика Леонид Андреев? (Худая, маленькая ручонка; маленькая худая фигурка, сгорбившаяся в углу на своем стуле; сонные глаза; грязные-прегрязные руки.)

-Как живется Петьке в этой обстановке? Найдите ответы в тексте и прочитайте. («Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой…». «Ему почему-то все хотелось спать». «Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место». «Много ли мало ли жил Петька таким образом, он не знал»).

-Почему автор описывает не только парикмахерскую, но и квартал, в котором она находится?

Задание: найдите и прочитайте описание бульвара. Вывод: описание бульвара усиливает неприятное впечатление от парикмахерской, создает тоскливое, грустное настроение. В этом грязном, сером, беспросветном мире, где царит равнодушие, злость, живет главный герой рассказа Петька.

Лексическая работа со словом грязный [2;218]

Работа над второй частью рассказа

- Как Петька отнесся к переменам в своей жизни? («Сперва Петька не понял, потом лицо его покрылось тонкими морщинками от тихого смеха, и он начал торопить Надежду… Вместе с матерью он боялся опоздать, хотя до отхода поезда оставалось добрых полчаса»)

Задание: перечитайте эпизод «В дороге» и ответьте на вопрос:

-Каким видит окружающий мир Петька? (Лес кажется травкой. Небо удивительно ясное и широкое. Беленькие радостные облачка. Серенькие домики, похожие на игрушечные. Блистала серебристая полоска. Стояла игрушечная церковь. Зеркальная гладь реки.)

Работа над третьей частью рассказа. Эпизод «Петька на даче» [1;45]

- Что испытывает Петька первые два дня на даче? Каким он видит окружающий мир? (Чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы; боялся леса; волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то…; ему было хорошо. Лес был темный, задумчивый, страшный; полянки светлые, зеленые, веселые; темно-синее небо; густая сыроватая трава)

- Расскажите, как меняется Петька, живя на даче, чем он занимается. (Чувствовал себя на даче как дома.)

Вывод. Итак, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел; совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами ребенок.

7. Работа в группах

Заполнить таблицы «Характеристика героя»


Описание внешности

Внутреннее состояние

Поведение

Отношение окружающих

В парикмахер

ской





В поезде





На даче





Возвращение в город





Заполнение «Листа достижений» (взаимооценка)

8. Анализ эпизода «Финал рассказа» (четвертая часть рассказа)

Как вы думаете, после поездки на дачу Петьке стало лучше или хуже в парикмахерской?

Заполнение таблицы

Мир реальный

Мир мечты

в городе

грязь

серость

злость

равнодушие

тоска

одиночество

на даче

радость

волнение


интересные занятия


веселые люди

приятель


Вывод: такой финал был бы похож на сказку, о которой мечтает Петька. Мир мечты должен был стать миром реальным. В реальной жизни немногим удалось вырваться из лап хищника-города.

9.Итог урока. Тест [ЭОР 8]

Теперь мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока о названии рассказа?
Делают вывод: под влиянием новых впечатлений происходит возрождение личности.

Идея рассказа: боль за униженных и оскорбленных.

-Андреев назвал рассказ «Петька на даче», так как это самое яркое событие в жизни героя. Оно дало ему надежду на лучшую жизнь.

10. Рефлексия

Давайте пополним нашу копилку знаний.

- Какие цели мы ставили на уроке?
- Какие выводы сделали?

- О чем автор заставил нас задуматься?

- Какие знания и умения помогли вам сегодня на уроке?
- Ребята, на следующем уроке мы продолжим знакомство с рассказами, героями которых становятся дети…

11. Домашнее задание

Список литературы

1. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.- сост. Г. С. Меркин.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2014

2. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.-320 с.


7) Приложение. Перечень используемых на уроке ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1. Андреев Л.Н.

портрет

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fbc8e627-2e4c-4be4-9010-dd1e03b70c00/%5BLI5RK_21-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

2. Андреев Л.Н.

фотография

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cb0f859-dff8-4dec-80a8-24cb7d13a6cd/%5BLI5RK_21-01%5D_%5BIL_03%5D.htm

3. Дом – музей Андреева в Орле


фотография

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/daa19f95-a451-4e8f-bcba-e0e5e895d261/%5BLI5RK_21-01%5D_%5BIL_02%5D.htm

4. Маковский В.К.

Картина «Свидание»

иллюстрация

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/3450


5. Перов В.Г. Картина «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»

иллюстрация

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/208


6. Подбор к теоретико – литературному термину соответствующего определения

практическое задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f0499a6-65f3-4945-a2a5-050cf14509aa/%5BLI5RK_19-02%5D_%5BTZ


7. Энциклопедия русского быта XIX века Юрий Федосюк

текст

http://krotov.info/lib_sec/21_f/fed/osyuk_03.htm


8. Мультимедийное приложение к учебнику «Литератаура.5 класс» Меркина Г.С.

Тест

http://www.xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/eor/1osnovnaya.php







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гриченко Инна Анатольевна

Дата: 12.07.2016

Номер свидетельства: 337352


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства