Просмотр содержимого документа
««Роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы»»
Тема урока: «Роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы»
Цели урока:
познавательная: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;
развивающая: развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательная: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово. Начнем наш урок с чтения и анализа стихотворения О.Мандельштама. Чтение и анализ стихотворения О.Мандельштама. (1 слайд).
О чем это стихотворение? Каковы тема и основная мысль данного стихотворения? Что помогает автору создать такую картину Петербурга и передать свои чувства? (сравнения – «как медуза»; эпитеты – «прозрачная весна», олицетворения – «весна одевает», метафоры – «морской волны тяжелый изумруд» и т.д.).
Для чего могут использоваться средства выразительности?
Вывод: изобразительно – выразительные средства делают речь яркой, образной, выразительной.
Исходя из всего сказанного, как мы можем сформулировать тему и цели урока?
3. Запись темы урока. (2 слайд). Каковы цели урока? (3 слайд).
Обратимся к эпиграфу нашего урока. Читаем строки из произведений Н.В.Гоголя, В.Брюсова, А.Ахматовой.
Что объединяет эти цитаты? Как они отражают тему нашего урока?
4. Беседа по вопросам. Повторение.
1.На какие три группы делятся изобразительно – выразительные средства языка?
2. Перечислить изобразительно – выразительные средства языка, записать термины в тетрадь, дать устно определения.
МЕТАФОРА – употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений.
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
ЭПИТЕТ – образное определение.
МЕТОНИМИЯ – троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого.
ГИПЕРБОЛА – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.
ЛИТОТА – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.
ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному.
АЛЛЕГОРИЯ – выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
ПЕРИФРАЗА - троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением.
АНАФОРА – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.
ЭПИФОРА – повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.
АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
ГРАДАЦИЯ – такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение.
ИНВЕРСИЯ – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.
СИНЕКДОХА - троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
ОКСЮМОРОН - «умная глупость» стилистическая фигура или стилистическая ошибка, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковое синтаксическое строение соседних предложений.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – членение предложения.
Закрепление и обобщение материала
5. Распределить термины на две группы. (Слайд 5)
6. Найди ошибку в определении тропа. (Слайд 6)
7. Соотнеси определение и стилистическую фигуру. (Слайд 7)
8.Соотнеси определение и лексические средства. (Слайд 8).
10. Работа с текстами художественных произведений (по распечаткам) Примеры из художественных произведений тропов и стилистических фигур.
Какие средства языка встречаются в этих текстах?
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира: Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. (А.С.Пушкин, «Поэт») (Метафоры)
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась
(М.Цветаева, Из стихов о Москве) (Метафора)
И вы подобно так падаете,
Как с древ упавший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний раб умрёт.
(Г.Р.Державин, «Властителям и судиям») (Сравнения)
Но лишь божественный глагол
До слуха чёткого коснётся
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
(А.С.Пушкин «Поэт») (Сравнение)
Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,
А там лазури таящая нежность…
Как будто из действительности чудной
Уносишься в волшебную безбрежность.
(А.А.Фет, «Горное ущелье») (Эпитеты)
Притворной нежности не требуй от меня,
Я сердце моего не скрою хлад печальный.
Ты права, в нём уж нет прекрасного огня
Моей любви первоначальной.
(Е.А.Баратынский, «Признание») (Эпитеты)
Такой нам надобен язык, как был у греков,
Какой у римлян был и, следуя в том им,
Как ныне говорит Италия и Рим.
(А.Сумароков) (Метонимия)
8. Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Прости ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
(А.С.Пушкин) (Метонимия)
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз…
(М.Ю.Лермонтов, «Бородино») (Синекдоха)
10.Всё спит — и человек, и зверь, и птица
(Гоголь) (Синекдоха)
11.«В одном месте дожди пролились, так что река, которую за сутки раньше заяц проплывал, вздулась и на десть вёрст разлилась».
(И.А.Крылов, «Стрекоза и муравей») (Олицетворение)
13.Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть свободу миру,
На тропах поразить порок.
(А.С.Пушкин, Ода «Вольность») (Перифраза)
14. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…
(Н.А.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо») ( Анафора)
15. Пусть громы небо потрясают,
Злодеи слабых угнетают,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой Друг! Мы не тому виной.
(Н.М.Карамзин) (Градация)
16. Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
(М.Ю.Лермонтов «Родина») (Инверсия)
17. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок!
(Н.А.Некрасов) (Литота)
18. Лес не тот! — Куст не тот! — Дрозд не тот!
(М. Цветаева) (Эпифора)
И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой.
(А. С. Пушкин. «Полтава») (Оксюморон)
Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив?
(Сергей Есенин. «Русь советская») (Оксюморон)
11.Чтение и слушание стихотворения А.Блока «Незнакомка». (Слайды 17 – 21)
Анализ изобразительно – выразительных средств стихотворения, их роль в тексте.
12. Вывод: какова роль изобразительно – выразительных средств в произведениях художественной литературы?
Какова практическая направленность знаний изобразительно – выразительных средств и их роли в тексте? (Выполнение задания 24 ЕГЭ по русскому языку).
13. Работа с текстом и рецензией из КИМа ЕГЭ по русскому языку. (Слайды 22 – 26)
Выполнить задание 24, пользуясь алгоритмом.
14.Рефлексия. (Слайд 27). Обобщим, что мы узнали на уроке.
Какую роль играют изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы и в жизни человека?
- Создание новых, ярких, свежих образов.
- полно, точно, глубоко, в соответствии с замыслом выражается мысль
- воздействие на мысли и чувства читателя, очищение на духовном и, как следствие, – на физическом уровне.
15.Домашнее задание. (Слайд28)
1. Проанализировать с точки зрения использования изобразительно – выразительных средств стихотворение поэта Серебряного века.