kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера главного героя романа М. де Сервантеса «Дон Кихот».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 7 класса при изучении произведения М.де Сервантеса "Дон Кихот". Само по себе данное произведение особого интереса у ребят не вызывает, поэтому для начала можно просмотреть с учащимися отрывки из одноименного кинофильма, для того, чтобы вызвать интерес к изучаемому произведению.Можно проинсценировать фрагменты из произведения. Целью урока является:продолжить знакомство с содержанием романа, текстуальную работу над избранными главами романа; проанализировать образ СанчоПансы и выявить его роль в раскрытии образа Дон Кихота; совершенствовать умения пересказывать и комментировать прочитанное, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать образное мышление, умение выражать свои мысли, слушать одноклассников; воспитывать читательский интерес, чувство взаимопонимания, умение дружить.

Оборудование: портрет Сервантеса; раздаточный материал для литературных наблюдений; тексты романа; иллюстрации к роману; рисунки учащихся; тетради с записями подобранных цитат; эпиграф на доске.

Будь я с головой, давно бы я бросил своего господина. Но такая уж, видно, моя судьба и горькая доля, иначе не могу, должен я его сопровождать, и всё тут: мы с ним из одного села, он меня кормил, я его люблю, он это ценит, даже ослят мне подарил, а главное, я человек верный, так что, кроме могилы, никто нас с ним разлучить не может. М. Сервантес «Дон Кихот» (СанчоПанса)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Литературная разминка

Учитель. Каждый из нас хочет иметь друзей — людей, которые бы нас поддерживали и которым мы могли оказать помощь, с которыми мы могли бы поделиться своими проблемами. Хотелось бы, чтобы рядом с нами был человек, с которым легко идти по жизни, справляться со всеми трудностями и проблемами. И в литературе эти естественные человеческие желания и стремления тоже часто отражаются тем или иным образом.

Попробуйте в качестве литературной разминки подобрать примеры литературных героев, которые пришли к читателю парами:

• том Сойер и… (Гек Финн).

• Шерлок Холмс и… (доктор Ватсон).

• робинзон и… (Пятница).

• Малыш и… (Карлсон).

• Крокодил Гена и… (Чебурашка).

Какие возможности открывает писателю создание сопутствующего персонажа? Зачем они — герой и его тень — нужны писателю и друг другу?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера главного героя романа М. де Сервантеса «Дон Кихот». »

Класс: 7

Предмет: литература

Тема. Роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера главного героя романа М. де Сервантеса «Дон Кихот»

Цель: 

продолжить знакомство с содержанием романа, текстуальную работу над избранными главами романа; проанализировать образ Санчо Пансы и выявить его роль в раскрытии образа Дон Кихота; совершенствовать умения пересказывать и комментировать прочитанное, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать образное мышление, умение выражать свои мысли, слушать одноклассников; воспитывать читательский интерес, чувство взаимопонимания, умение дружить.

Оборудование: портрет Сервантеса; раздаточный материал для литературных наблюдений; тексты романа; иллюстрации к роману; рисунки учащихся; тетради с записями подобранных цитат; эпиграф на доске.

Будь я с головой, давно бы я бросил своего господина. Но такая уж, видно, моя судьба и горькая доля, иначе не могу, должен я его сопровождать, и всё тут: мы с ним из одного села, он меня кормил, я его люблю, он это ценит, даже ослят мне подарил, а главное, я человек верный, так что, кроме могилы, никто нас с ним разлучить не может. М. Сервантес «Дон Кихот» (Санчо Панса)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Литературная разминка

Учитель. Каждый из нас хочет иметь друзей — людей, которые бы нас поддерживали и которым мы могли оказать помощь, с которыми мы могли бы поделиться своими проблемами. Хотелось бы, чтобы рядом с нами был человек, с которым легко идти по жизни, справляться со всеми трудностями и проблемами. И в литературе эти естественные человеческие желания и стремления тоже часто отражаются тем или иным образом.

Попробуйте в качестве литературной разминки подобрать примеры литературных героев, которые пришли к читателю парами:

• том Сойер и… (Гек Финн).

• Шерлок Холмс и… (доктор Ватсон).

• робинзон и… (Пятница).

• Малыш и… (Карлсон).

• Крокодил Гена и… (Чебурашка).

Какие возможности открывает писателю создание сопутствующего персонажа? Зачем они — герой и его тень — нужны писателю и друг другу?

2. постановка проблемного вопроса

В первом мадридском издании книги, как сообщает критика, помимо многочисленных иллюстраций, была помещена карта странствий «хитроумного идальго». Маршрут странствующего рыцаря графически удивителен: с виду никуда не ведущая, «мотающаяся» кривая, которая постепенно замыкается в петлю и возвращается к исходной точке: безнадёжный, замкнутый круг, столь естественный в поисках справедливости.

На карте три маршрута. Сначала Дон Кихот поднялся, вышел из дома, дал имя коню, назначил Дульсинею возлюбленной и пустился в путь один, без спутника. Что же успел сделать идальго во время этого путешествия? («Принял посвящение» в рыцари, «помог» крестьянскому мальчику, которого обижал богатый хозяин, был избит купцами и помощниками и доставлен домой)

Есть предположения, что этими шестью главами Сервантес поначалу думал ограничиться. Получилась логически завершённая назидательная новелла, в которой автор высказал своё мнение о рыцарских романах. Однако повествование продолжилось. Почему же? (Можно дать возможность учащимся порассуждать о движущих мотивах, побуждающих авторов писать продолжение книг, в которых уже вроде бы всё сказано; о бесчисленных сериалах и т. п.)

Видимо, какое-то беспокойство, неведомая сила не позволили автору поставить точку. Обнаружились в придуманном персонаже скрытые возможности — и в седьмой главе рыцарь, залечив ушибы, выезжает в большое, на несколько десятков глав путешествие по ламанче. И теперь он не один, у него появился спутник — оруженосец Санчо Панса.

В конце первой части «Дон Кихота», содержащей историю первых двух выездов Дон Кихота, герои вновь возвращаются домой, завершив, таким образом, второй круг. Кажется, что книга вроде бы окончена. Однако удивительное дело: пятидесяти двух глав писателю оказалось не вполне достаточно, для того чтобы разобраться в своих героях. И Сервантес отправляет Дон Кихота и Санчо Пансу в третье путешествие.

«Посмотрим, к чему приведёт вся эта цепь сумасбродств как рыцаря, так и оруженосца,— право, их обоих словно отлили в одной и той же форме, и безумства господина без глупостей слуги не стоили бы ломаного гроша»,— говорит священник.

Новые дороги, новые приключения — содержание второй части романа. на этот раз петля странствий захватывает не только ламанчу, но почти всю Испанию.

♦ Почему же в выборе спутника для своих путешествий Дон Ки

Хот остановился на Санчо Пансе?

— Ответ на этот вопрос и будет целью сегодняшнего урока.

III. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Ученики показывают свои иллюстрации, защищают их и ставят на выставку.

IV. Работа по теме урока

Исследовательская беседа с элементами литературного наблюдения

♦ Почему Санчо Панса согласился стать оруженосцем Дон Кихота? Как вы расцениваете этот факт с точки зрения морали вообще и с точки зрения исторических событий времён Сервантеса? (Дон Кихот пообещал за верную службу наградить Санчо островом, который он будет иметь благодаря своим подвигам. Кроме того, крестьянин просто ленив, для него путешествия с Дон Кихотом — развлечения.)

♦ Принимает ли участие Санчо в героических подвигах своего рыцаря? (Он считает, что не должен вмешиваться в дела рыцаря.)

♦ Понимает ли Санчо Панса, что его мечта об острове несбыточна? (Он верит своему рыцарю, перенимает его идеи, в том числе и об острове.)

♦ Как Санчо Панса относится к наставлениям своего господина в отношении правления островом?

Литературное наблюдение 1

ФРАГМЕНТ ИЗ ЧАСТИ 2, ГЛАВЫ XLII

«Прежде всего, сын мой, тебе надлежит бояться бога, ибо в страхе господнем заключается мудрость, будучи же мудрым, ты избежишь ошибок.

Во-вторых, загляни внутрь себя и постарайся себя познать, познание же — это есть наитруднейшее из всех, какие только могут быть. Познавши самого себя, ты уже не станешь надуваться, точно лягушка, пожелавшая сравняться с волом, если же станешь, то подобно павлину, смущённо прячущему свой пышный хвост при взгляде на уродливые свои ноги, ты невольно будешь прятать хвост безрассудного своего тщеславия при мысли о том, что в родном краю ты некогда пас свиней.

— Справедливо,— согласился Санчо,— но в ту пору я мальчонкой был, а когда подрос маленько, то уж гусей пас, а не свиней. но только думается мне, это к делу не идет: ведь не все правители королевского рода.

— твоя правда,— заметил Дон Кихот,— и вот почему людям происхождения незнатного, занимающим важные посты, надлежит проявлять мягкость и снисходительность, каковые в сочетании с благоразумною осторожностью избавляют от злостной клеветы, а иначе от неё ни в какой должности не убережёшься.

О своем худородстве, Санчо, говори с гордостью и признавайся, не краснея, что ты из крестьян, ибо никому не придёт в голову тебя этим стыдить, коль скоро ты сам этого не стыдишься; вообще стремись к тому, чтобы стать смиренным праведником, а не надменным грешником. Бесчисленное множество людей, в низкой доле рождённых, достигали наивысших степеней и были возводимы в сан первосвященнический или же императорский, чему я мог бы привести столько примеров, что ты устал бы меня слушать.

Помни, Санчо: если ты вступишь на путь добродетели и будешь стараться делать добрые дела, то тебе не придётся завидовать делам князей и сеньоров, ибо кровь наследуется, а добродетель приобретается, и она имеет ценность самостоятельную, в отличие от крови, которая таковой ценности не имеет.

А когда так, то в случае если кто-нибудь из родственников твоих вздумает навестить тебя на твоём острове, то не гони его и не обижай, но, напротив того, прими с честью и обласкай,— этим ты угодишь богу, который не любит, когда гнушаются кем-либо из его созданий, и вместе с тем соблюдёшь мудрый закон природы.

Если привезёшь с собою жену (ибо нехорошо, когда люди, призванные к исполнению служебных своих обязанностей на долгий срок, пребывают в разлуке с супругами), то поучай её, наставляй и шлифуй природную её неотесанность, ибо что умный губернатор приобрёл, то может растерять и расточить глупая его и неотесанная жена…

Ни в коем случае не руководствуйся законом личного произвола: этот закон весьма распространён среди невежд, которые выдают себя за умников.

Пусть слёзы бедняка вызовут в тебе при одинаково сильном чувстве справедливости больше сострадания, чем жалобы богача.

Всячески старайся обнаружить истину, что бы тебе ни сулил и ни преподносил богач и как бы ни рыдал и ни молил бедняк.

В тех случаях, когда может и должно иметь место снисхождение, не суди виновного по всей строгости закона, ибо слава судьи сурового ничем не лучше славы судьи милостивого. Если когда-нибудь жезл правосудия согнётся у тебя в руке, то пусть это произойдёт не под тяжестью даров, но под давлением сострадания.

Если тебе когда-нибудь случится разбирать тяжбу недруга твоего, то гони от себя всякую мысль о причинённой тебе обиде и думай лишь о том, на чьей стороне правда…

Если ты накажешь кого-нибудь действием, то не карай его ещё и словом, ибо с несчастного довольно муки телесного наказания, и прибавлять к ней суровые речи нет никакой надобности.

Смотри на виновного, который предстанет пред твоим судом, как на человека, достойного жалости, подверженного слабостям испорченной нашей природы, и, по возможности, не в ущерб противной стороне, будь с ним милостив и добр, ибо хотя все свойства божества равны, однако же в наших глазах свойство всеблагости прекраснее и великолепнее, нежели свойство всеправедности.

Если же ты, Санчо, наставления эти и правила соблюдёшь, то дни твои будут долги, слава твоя будет вечной, награду получишь ты превеликую, блаженство твоё будет неизреченно… Все эти назидания должны послужить украшению твоей души…»

Š Как Санчо отнесся к своему назначению губернатором острова? (Очень серьёзно. Он хотел быть справедливым губернатором.)

Š Каким правителем был Санчо Панса в роли губернатора? Какие качества правителя он проявил? Обратимся к литературному наблюдению, чтобы подтвердить свой ответ.

Литературное наблюдение 2

ФРАГМЕНТ ИЗ ЧАСТИ 2, ГЛАВЫ XLV

«Засим к губернатору явились два старика; одному из них трость заменяла посох, другой же, совсем без посоха, повёл такую речь:

— Сеньор! Я дал взаймы этому человеку десять золотых — я хотел уважить покорнейшую его просьбу, с условием, однако ж, что он мне их возвратит по первому требованию. Время идёт, а я у него долга не требую: боюсь поставить его этим в ещё более затруднительное положение, нежели в каком он находился, когда у меня занимал; наконец вижу, что он и не собирается платить долг, ну и стал ему напоминать, а он мало того что не возвращает, но ещё и отпирается, говорит, будто никогда я ему этих десяти эскудо взаймы не давал, а если, дескать, и был такой случай, то он мне их давным-давно возвратил. У меня нет свидетелей ни займа, ни отдачи, да и не думал он отдавать мне долг. нельзя ли, ваша милость, привести его к присяге, и вот если он и под присягой скажет, что отдал мне деньги, то я его прощу немедленно, вот здесь, перед лицом господа бога.

— Что ты на это скажешь, старикан с посохом? — спросил Санчо.

Старик же ему ответил так:

— Сеньор! Я признаю, что он дал мне взаймы эту сумму,—

Опустите жезл, ваша милость, пониже. И коли он полагается на

Мою клятву, то я клянусь в том, что воистину и вправду возвратил

И уплатил ему долг.

Губернатор опустил жезл, после чего старик с посохом попросил другого старика подержать посох, пока он будет приносить присягу, как будто бы посох ему очень мешал, а затем положил руку на крест губернаторского жезла и объявил, что ему, точно, ссудили десять эскудо, ныне с него взыскиваемые, но что он их передал заимодавцу из рук в руки, заимодавец же, мол, по ошибке несколько раз потом требовал с него долг. тогда великий губернатор спросил заимодавца, что тот имеет возразить противной стороне, а заимодавец сказал, что должник, вне всякого сомнения, говорит правду, ибо он, заимодавец, почитает его за человека порядочного и за доброго христианина, что, по-видимому, он запамятовал, когда и как тот возвратил ему десять эскудо, и что больше он их у него не потребует. Должник взял свой посох и, отвесив поклон, направился к выходу; тогда Санчо, видя, что должник, как ни в чём не бывало, удаляется к выходу, а истец покорно на это смотрит, опустил голову на грудь и, приставив указательный палец правой руки к бровям и переносице, погрузился в раздумье, но очень скоро поднял голову и велел вернуть старика с посохом, который уже успел выйти из судебной палаты. Старика привели, Санчо же, увидев его, сказал:

— Дай-ка мне, добрый человек, твой посох, он мне нужен.

— С великим удовольствием,— сказал старик,— нате, сеньор. И он отдал ему посох. Санчо взял посох, передал его другому

Старику и сказал:

— Ступай с богом, тебе заплачено.

— Как так, сеньор? — спросил старик.— разве эта палка стоит десять золотых?

— Стоит,— отвечал губернатор,— а если не стоит, значит, глупее меня никого на свете нет. Сейчас вы увидите, гожусь я управлять целым королевством или не гожусь.

И тут он велел на глазах у всех сломать и расколоть трость. Как сказано, так и сделано, и внутри оказалось десять золотых; все пришли в изумление и признали губернатора за новоявленного Соломона. К Санчо обратились с вопросом, как он догадался, что десять эскудо спрятаны в этой палке. Санчо же ответил так: видя, что старик, коему надлежало принести присягу, дал подержать посох на время присяги истцу, а поклявшись, что воистину и вправду возвратил долг, снова взял посох, он, Санчо, заподозрил, что взыскиваемый долг находится внутри трости. Отсюда, мол, следствие, что сколько бы правители сами по себе ни были бестолковы, однако вершить суд помогает им, видно, никто как бог; притом о подобном случае он, Санчо, слыхал от своего священника, память же у него изрядная, и если б только он не имел привычки забывать как раз то, о чём ему подчас нужно бывает вспомнить, то другой такой памяти нельзя было бы сыскать на всем острове. наконец старик устыженный и старик удовлетворённый вышли из судебной палаты, оставшиеся были изумлены…»

♦ Почему Санчо Панса покидает остров? (Он понял, что крестьянин должен работать на своём клочке земли.)

♦ Чем похожи герои? (Оба стремятся быть свободными, защищать бедных и униженных, чудаковаты, добры.)

♦ Чем они отличаются друг от друга? (Дон Кихот бескорыстен, храбр, образован, галантен с дамами, решителен, а Санчо — корыстолюбив, труслив, глуп, невнимателен к женщинам, нерешителен.)

♦ Какие изменения происходят в крестьянине? Чем их можно объяснить? (Постепенно Санчо Панса принимает идеи Дон Кихота о свободе, он начинает верить своему хозяину, сочувствует ему, сам желает защищать справедливость.)

♦ Почему автор решил ввести в роман такого героя? (Возможно, одна из его целей — показать, что каждый в конце концов должен делать своё дело: крестьянин — обрабатывать землю, пекарь — печь хлеб и т. д. Кроме того, писатель показал влияние гуманных идей Дон Кихота на простых людей, которые составляли основную массу населения страны.)

V. Закрепление изученного

Литературное лото

Методический комментарий. Учащимся предлагаются заготовки карты с характеристиками, относящимися к Дон Кихоту или Санчо Пансе, и карточки с их именами. Учитель зачитывает характеристики вразброс, учащиеся закрывают их карточками. В результате получается своеобразная «картинка», которую легко проверить.

Чрезмерная

Подвижность,

Энергичность Практицизм, в основе которого лежит народная мудрость Обжорство, пристрастие ко сну, лень Мечтательность вследствие книжной мудрости

Бескорыстие, щедрость Маленький, толстый Человеческое достоинство антипатия ко сну, приёму пищи и т. п.

Худой, высокий Восприятие мира под углом рыцарской идеи Здоровая крестьянская рассудительность Весёлый характер, смешливость

Уважение к женщине необразованность Красноречие Простая крестьянская речь

Ответ

Дон Кихот Санчо Панса Санчо Панса Дон Кихот

Дон Кихот Санчо Панса Дон Кихот Дон Кихот

Дон Кихот Дон Кихот Санчо Панса Санчо Панса

Дон Кихот Санчо Панса Дон Кихот Санчо Панса

VI. Подведение итогов урока

Обобщение

Учитель. Подведём некоторые итоги нашей работы. Мы попробовали разобраться в характерах главных героев романа Сервантеса.

♦ Какие же качества им присущи? (Простодушие, наивность, слабоумие, безумие, заблуждение, преданность, глупость, верность, жадность, хитрость…)

Оба героя верны в дружбе, отзывчивы, любят и ценят свободу превыше всего.

Чтение по ролям фрагмента из романа

«— Свобода, Санчо, есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей; с нею не могут сравниться никакие сокровища… ради свободы, так же точно, как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью, и, напротив того, неволя есть величайшее из всех несчастий, какие только могут случиться с человеком… Блажен тот, кому небо посылает кусок хлеба, за который он не обязан никого благодарить, кроме самого неба!

— а всё-таки,— отозвался Санчо,— что бы вы ни говорили, нехорошо это будет с нашей стороны, если мы не почувствуем благодарности за кошелёк с двумя сотнями золотых, который преподнёс мне герцогский домоправитель; я его, вроде как успокаивающий пластырь, ношу возле самого сердца,— мало ли что может быть: ведь не всегда нам попадаются замки, где за нами ухаживают, случается заезжать и на постоялые дворы, где нас колотят…»

Кто из собеседников более похож на автора? Что роднит Дон Кихота с Сервантесом? Š Что делает Санчо Пансу одной из ипостасей автора?

— Да, Сервантес — это и есть Дон Кихот! Он сам писал: «Для меня одного родился Дон Кихот, а я родился для него». Подтверждение: благородное происхождение — залог свободы (?)…

Но Сервантес — это и Санчо Панса! В разных прологах, посвящениях, стихотворениях, стихотворных и прозаических обращениях Сервантес постоянно просит знатных особ прислать хоть немного денег. а значит, несвобода (?)…

Эта нелепая, смешная парочка — Дон Кихот и Санчо Панса — похожа на комиков из цирка или комедийного фильма: худой и долговязый, низенький и толстый, хитрый и глупый, господин и слуга, образованный и важный, неучёный и простоватый. Они нераздельны, как един сам человек. Их контраст слишком явный, чтобы не заподозрить глубинного сходства. И читатель может подумать, что мир устроен сложнее: простоватый и тёмный на самом деле обладает гибким и глубоким умом, несмотря на хитрость, оказывается доверчивым, а здравый рассудок не помеха фантазиям. Главное — они оба добрые. Это единая форма, в которой они оба были отлиты. Когда безумие наставляет слишком земное благоразумие, получается мудрость. Дон Кихот и Санчо вот уже почти четыреста лет бродят по дорогам мира, бросая вызов общепринятым истинам о невозможности усовершенствовать действительность усилиями гуманных одиночек.

Умирает Дон Кихот — через несколько месяцев умирает и Сервантес. Дон Кихот умирает, отрекаясь от «фантазий». Сервантес — тоже (пишет перед смертью нравоучительное сочинение «Странствия Персиваля и Сигизмунды» и объявляет его лучшим своим творением). но! Дон Кихот отрекается, а Сервантес возражает самому себе устами Санчо Пансы: «ах!.. Государь мой, не умирайте, послушайте моего совета: живите много-много лет, потому [что] величайшее безумие со стороны человека — взять да ни с того ни с сего помереть, когда никто тебя не убивал и никто не сживал со свету, кроме разве одной тоски…» Отчего же тоска? некий французский кавалер сказал о писателе: «если заставляет его писать нужда, дай Бог, чтобы он никогда не жил в достатке, ибо своими творениями, будучи сам бедным, он обогащает весь мир». а вот что думает а. С. Пушкин: «Говорят, что несчастье хорошая школа; может быть. но счастье есть лучший университет». С кем вы согласны более? Почему? Ответ на этот вопрос — это ваше Домашнее задание.

VII. Домашнее задание

Написать рассуждение (эссе) на одну их тем:

«Отчего умирает Дон Кихот?»;

«Своими творениями, будучи сам бедным, он обогащает весь мир»;

«несчастье хорошая школа; но счастье есть лучший университет».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жандауова Ирина Атыгаевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103931


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства