kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг". И.С.Тургенев - мастер пейзажа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока- практикума по литературе на тему "Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг". И.С.Тургенев - мастер пейзажа" . 6 класс. Урок предусматривает работу с текстом, тестирование, творческую работу (сочинение - миниатюру описание природы); сравнительный анализ эпизодов (описание ночи) из рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" и из повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".

Виды деятельности: беседа, работа с текстом (выразительное чтение отрывков), групповая работа с текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг". И.С.Тургенев - мастер пейзажа" »

МБОУ ООШ с. Пестровка.



Конспект  урока – практикума

по литературе на тему

«Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».







Класс: 6

Учитель: Л.А.Сорокина.





Тема урока:

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

И.С.Тургенев – мастер пейзажа.

 Цель и задачи урока:

  •  показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;

  • учить сравнительному анализу текстов разных авторов на одну тему;

  • развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;

  • развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;

  • осуществлять межпредметные связи урока литературы и русского языка;

  • воспитание  трепетного отношения к природе.

Оборудование урока: ид

Презентация, портрет писателя.

 Теория литературы: пейзаж, экспозиция. 

Методические приёмы: беседа,  выразительное чтение, комментирование чтение, анализ текста, сравнительный анализ текстов разных авторов на одну тему, тест.



Ход урока.

                                              

1.Орг. момент.

Настрой на рабочий лад: нам предстоит на уроке большая работа. Настраиваемся на рабочий лад. Вы все знаете и все умеете, и у вас все обязательно получится, хотя будет и не совсем легко. Но все вместе мы преодолеем любые трудности.

А чтобы результаты работы у нас были хорошие, проведем физкультминутку для улучшения мозгового кровообращения.

1. ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. И.п. - о.с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад . 2 - локти вперед. 3-4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

2.  Слово учителя. (тема, цели, задачи, эпиграф)

М.Е. Салтыков-Щедрин  утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется».

3. Практическая часть урока:

а) Озаглавить отрывки – описания природы словами текста.

Показ слайдов (по мере озаглавливания отрывков)

А) «Прекрасный июльский день» - с.171-172.

Б) «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» - с. 173-174

В) « У костра: запах русской летней ночи» - с. 176- 177.

Г) « Торжественно и царственно стояла ночь» - с. 190.

Д) «Недолги летние ночи!» - с. 196.

Е) «Утро зачиналось» - с. 196.

Ж) «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» - с. 196-197.

Учитель: Впечатления детства и юности во многом определили содержание «Бежина луга», в котором автор нарисовал  яркую картину средней полосы России с её пейзажами.

 - Вспомним, определение пейзажа.

Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия.

Показ слайда

Слайд:

б) - Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке «Был прекрасный июльский день»?

При описание неба, солнца, облаков, ветра найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения). (Каждому дать таблицу для заполнения.)

(После проверки – показ слайда)

Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнения:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

Физкультминутка.

А мы ручками- хлоп-хлоп-хлоп

А мы ножками топ-топ-топ

А мы глазками миг-миг-миг

А мы плечиками жик-жик-жик.

Повернулись вокруг себя.

Раз – присели,

Два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Потянулись, мы – деревья и тянемся к солнцу.

Посмотрели на кончики пальцев, посчитали глазами свои пальчики.


в) Проблемный вопрос:

Как на протяжении рассказа писатель показывает связи между человеком и окружающей его природой?

Анализ эпизодов.

1) Чтение  первого отрывка « Прекрасный июльский день» ( с.171 – 172): начало рассказа до слов «Подобной погоды желает земледелец для уборки урожая»  и ответы на вопросы:

- Связана ли эта часть рассказа с основным сюжетом?

Эта часть композиции рассказа называется экспозиция.

  - Какую функцию она выполняет в данном рассказе?

(Пейзаж  июльского дня выполняет эстетическую функцию.)

- Какое настроение создает это описание? ( Радостное, бодрое, ясное)

.2) Чтение второго отрывка «Охотник заблудился» ( с.172 – 175) от слов «…вечерняя заря погасла…»  до слов «Этот луг славится …под названием Бежина луга…»  и ответы на вопросы:

- Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом? (Тревогу, испуг, страх, томление).

1- С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги? (Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

Подтвердите словами текста (выражения, подчеркнутые -)

2- Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента? Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (выражения, подчеркнутые =). Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.

4-Какую роль играют многоточия?(Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)


Рассмотрим эпизод с собакой. (с. 174.) 

- Почему герою стало совестно перед своей Дианкой? (Отметим, что нагнетание таинственности, тревоги, страха сменяется  юмористическим эпизодом безмолвного разговора с Дианкой, «умнейшей из всех четвероногих тварей». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям. Какое чувства вызывает у вас этот эпизод? (смех, юмор)

3) а) Чтение третьего отрывка «У костра: запах летней русской ночи» (с.176- 177.) от слов «Картина была чудесная…» до слов « …запах русской летней ночи».

-Как чувствует себя автор у костра? ( он успокоился, наслаждается великолепием русской ночи).

б) Чтение четвертого отрывка – конец рассказа ( с.196-197) от слов « Не успел я отойти двух верст…» до слов « … промчался отдохнувший табун».

- Как природа отзывается на настроение, чувства автора в этом отрывке ?

( Природа созвучна настроению автора: «…полились потоки молодого горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…»).

- Что значит природа для мальчиков? (« Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Но природа для них полна и загадок.

2) Решение проблемного вопроса.

Выводы учащихся:

-Как показана связь природы и человека в начале рассказа?

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать  на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба».

-Как изображает ее автор эту связь при описании дня охоты?

В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная  сырость, точно я вошёл в погреб», « летучие мыши уже носились,.. таинственно кружась и дрожа», «какая-то неторная дорожка», «все кругом быстро темнело и утихало», « нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «вдруг очутился над страшной бездной».

- Как проявляется эта связь, когда человек вышел к людям?

Человек чувствует себя частью природы. Ночь у костра: «сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи».

Утром: И церковь, и звук ее колоколов тоже вписан в пейзаж, тоже гармонируют с природой.

Для мальчиков природа с одной стороны – праздник, с другой - полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил.

г) Сравнительный анализ текстов.

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» и И.С.Тургенев «Бежин луг». (Описание ночи).

Тест. Слайд.

Прочитайте отрывки из рассказов: И.С.Тургенева «Бежин луг» - «Ночь у костра» и Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» - «Зимняя ночь». Выполните следующие задания:

1.Какой общей мыслью можно объединить тексты:

А) «…торжественно и царственно стояла ночь…».

Б) «…еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари…».

В) «…вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…».

Г) «…день … прошел, наступила ночь…».

2. Определите стиль и тип речи:

А) Художественный, повествование.

Б) Художественный, описание.

В) Публицистический, повествование.

Г) Художественный, описание с элементами повествования.

3. В каком значении употреблено слово месяц?

А) Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная

одной двенадцатой части года.

Б) Тридцать дней, посвященных какому –либо общественному

мероприятию, пропаганде чего - либо, месячник.

В) Диск луны или его часть.

Найдите синоним этого слова в тексте И.С.Тургенева. (луна)

Какие средства выразительности используются в текстах чаще всего:

А) эпитеты

Б) метафоры

В) антитеза

Г) сравнения

Приведите примеры.

Проверка.

4. Выводы урока. Слайд

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

1.Тургенев  в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает,  не только  замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

2.Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

3Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

5.Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

5. Оценки

Слайд

6. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок - одно из описаний природы - по выбору. 

Задание к уроку развития речи: написать небольшое сочинение – описание, взяв за основу главную мысль, объединяющую тексты Н.В.Гоголя и И.С.Тургенева.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг". И.С.Тургенев - мастер пейзажа"

Автор: Сорокина Лариса Анатольевна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147637


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства