"Роль библейского подтекста в раскрытии темы любви" по повести А.И. Куприна " Суламифь.
"Роль библейского подтекста в раскрытии темы любви" по повести А.И. Куприна " Суламифь.
Урок дает представление о роли религиозного библейского подтекста произведения, расширяет знания учащихся о знаменитых библейских сюжетах, показывает всю сложность и глубину любовной проблематики литературного произведения.
; Цели урока:прививать внимательное отношение к тексту, обратить внимание на выразительные детали в тексте, активировать аналитическое и абстрактное мышление. Актуализировать ситуации, проблемы, показанные в произведениях. Воспитывать грамотного, думающего читателя, стимулировать возникновение естественных читательских суждений и эмоций; Воспитывать ответственность за свои поступки, религиозно образованных людей; воспитывать культуру межличностных отношений.
Форма работы: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа с текстом Ветхого завета, фронтальный опрос, работа в режиме онлайн в интернете.
Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в инсценирование, текст, интеллектуальная беседа, репродуктивный, эвристический,
Тип урока: внеклассное чтение, изучение нового материала .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роль библейского подтекста в раскрытии темы любви" по повести А.И. Куприна " Суламифь. »
А.И Куприн « Суламифь»
Роль библейского подтекста в раскрытии темы любви
Цели урока: :
Дать представление о роли религиозного библейского подтекста произведения, расширить знания учащихся о знаменитых библейских сюжетах, показать всю сложность и глубину любовной проблематики литературного произведения; прививать внимательное отношение к тексту, обратить внимание на выразительные детали в тексте, активировать аналитическое и абстрактное мышление. Актуализировать ситуации, проблемы, показанные в произведениях. Воспитывать грамотного, думающего читателя, стимулировать возникновение естественных читательских суждений и эмоций; Воспитывать ответственность за свои поступки, религиозно образованных людей; воспитывать культуру межличностных отношений.
Форма работы: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа с текстом Ветхого завета, фронтальный опрос, работа в режиме онлайн в интернете.
Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в инсценирование, текст, интеллектуальная беседа, репродуктивный, эвристический,
Тип урока: внеклассное чтение, изучение нового материала .
Оформление доски
А.И Куприн « Суламифь»
Роль библейского подтекста в раскрытии темы любви
Портрет
1Любовь в этой повести - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я”
А.И Куприн
2 Любовь должна быть трагедией,величайшей тайной в мире…
А.И Куприн
3 Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать,
Учитель: Библейские сюжеты составляют фундамент европейской культуры, они легли в основу огромного числа произведений от Нового времени до наших дней, по ним написаны романы, поэмы, оперы, балеты, созданы живописные полотна. Библия оказалась той великой неисчерпаемой книгой, которая содержит все вопросы, тревожащие человечество, и ответы на них, и потому остается актуальной во все времена. Вот и сегодня на уроке мы обратимся к необыкновенной, к самой древней истории любви, в основу сюжета которой легла библейская легенда .И не просто обратимся, а поговорим о роли библейского подтекста в раскрытии темы любви в повести А.И.Куприна « Суламифь» . Давайте разберемся с формулировкой темы.
Каждое слово здесь не случайно:
Роль=значение
Библейских=
Подтекст=
Раскрытие=
Тема любви=
Как вы трактуете это чувство?
Учитывая тему урока сформулируйте цели работы:
Определить роль библейского подтекста в повести, развивать навыки сопоставительного анализа литературного текста и библейского сюжета, навыки работы с текстом, воспитывать культуру межличностных отношений.
Учитель: Осенью 1906 года, Александр Иванович Куприн пишет одну из самых прекраснейших своих повестей «Суламифь», навеянную бессмертной библейской «Песню Песней». Он посвящает ее своей возлюбленной Лизоньке Гейнрих – «темноволосой птичке, тихой, но с характером тверже стали»! Работа с эпиграфом 1)
ВЫВОД: Автобиографический подтекст повести.
-Встреча с Елизоветой Морицовной Гейнрих
-Перевод Ветхого Завета в подарок от сельского священника
Что представляет собой Песнь Песней по мотивам которой написана повесть?
( Историческая справка)
Песнь Песней - это сборник древнееврейских свадебных песен, которые создавались между X и III в. в. до Р.Х. и записаны не ранее III в. до Р.Х.. Песнь Песней, по-видимому, сборник песен, исполнявшихся на свадьбах, а не единая поэма или драматическое действо... Впоследствии, когда евреи с I-II в.в. были вынуждены жить в рассеянии, в условиях, отличных от прежних, смысл этих обрядовых песен был ими утерян. С утерей знания многих реалий потерялось непосредственное восприятие образов, а вместе с тем и конкретность содержания песен Легенда впоследствии приписала Песнь Песней самому Соломону, т.к. первоначальный смысл её был утерян. То, что песни исполнялись на свадьбах, придало им ритуальное значение. Впоследствии в Песне Песней видели символ любви Бога к Своему Народу. Упоминание старой северной столицы Израиля Фирцы указывает на северное происхождение Песни Песней и на её древность .
ВЫВОД
Книга гимнов о любви. Величие Библии в том, что она приняла в свое лоно книгу о любви..Ибо среди человеческих чувств одно из самых сильных и прекрасных — это
любовь мужчины и женщины.
Учитель. Как вы думаете: зачем Куприн обращается к ветхозаветному сюжету?
Вечная тема для Куприна.
Какова роль эпиграфа (3) к повести( на доске)?
Учитель:Слова «Песни песней» раскрывают всю силу любви и ревности: "Положи меня печатью на сердце твое, печатью на руку твою, ибо сильна, как смерть, любовь, как преисподняя – люта ревность! Стрелы ее – стрелы огненные – пламень Господень! Многие воды не смогут погасить любовь и реки не зальют ее ".
Каким Куприн описывает Соломона? Похоже ли это описание на библейское,есть ли от отличия?
( Выборочное чтение эпизодов) Фронтально.
А кто такая Суламифь? Что обозначает её имя? Где впервые мы её встречаем?
( Работа с семантикой имени в интернете)-1 ученик
Инсценировка ( Первая встреча Соломона и Суламифи)
Итоги работы в интернете
Учитель: Какими предстают в этом эпизоде герои : Соломон? Суламифь?
Как любовь с первого взгляда меняет описание характера царя?
Как ведет себя Суламифь?
Как воспринимается образ Суламифи благодаря сравнению с греческой богиней Афродитой? (Символ любви)
Учитель:Опираясь на текст,скажите, что нам позволяет утверждать, что Суламифь для Соломона была не просто очередной любовницей, а что эта была та любовь, которая дается человеку Богом один раз в жизни. (Ему хотелось, чтобы все вокруг были счастливы как и он.)(Суламифь продает свои скудные «драгоценности», чтобы купить благовоние)
Учитель: « Так посетила царя Соломона - величайшего из царей и мудрейшего из мудрецов - его первая и последняя любовь. Много веков прошло с той поры. Были царства и цари, и от них неосталось следа, как от ветра, пробежавшего над пустыней. Были длинные беспощадные войны, после которых имена полководцев сияли в веках, точно кровавые звезды, но время стерло даже самую память о них.»
Какие изобразительно-выразительные средства используются в данном отрывке? Это отрывок из Библии или из повести? Докажите?
Как Соломон описывает красоту своей возлюбленной?
(Вечными метафорами, живописующими женскую красоту ): «Как прекрасна ты, подруга моя, как ты прекрасна! Глаза твои – голуби! Волосы твои как стадо коз, что сбегает с гор Гилъада, зубы твои, как стадо стриженных овец, что вышли из купальни. Как алая нить губы твои, и уста твои милы, как дольки гранатов виски твои. Шея твоя подобна башне Давидовой, которой все любуются.
Как Суламифь реагирует на комплименты возлюбленного?Как прявляет свои чувства?
Почему даже умирая,Суламифь чувствует себя счастливой?
“Благодарю тебя, мой царь, за всё: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику… Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”.
Какие символические детали вы заметили в повести ( цвета, цифры,камни)? Их значение для раскрытия проблематики повести.
Учитель: Почему такая великая любовь заканчивается трагически?
Бог наказывает Соломона, дав ему испытать чувство истинной любви
Учитель:. Какова по Библии истинная любовь?
Любовь-дар Божий
Работа с эпиграфом 2
Должна ли быть любовь трагедией, тайной?
Вывод
Любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество.
Рефлексия урока
Составление синквейна
Чувство
Вечное
Любить
Дар Божий
Всякая любовь-великое счастье
Анализ синквейнов ,
Итоги урока
Домашнее задание
Учитель: Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не
пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что
каждая женщина, которая любит, - царица, потому что любовь прекрасна! (Музыка)
Любовью обожженная душа молилась в храме, стоя на коленях, Она просила счастья для того, кто в ночь ушел едва заметной тенью. Кто все ее надежды изорвал и сердце заковал в замерзших лужах. Полужива... С молитвой на устах просила за того, кто был так нужен. Ладонь еще хранила нежность рук, прощальный поцелуй ожогом тлеет, Так в старину клеймили всех рабов, но лишь она об этом не жалеет. Горели свечи в тусклой тишине пред алтарем, святыми образами... И до утра молилась за него... За человека с грустными глазами...