kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родная природа в русской поэзии ХХ века (на примере стихотворений С. Есенина «С добрым утром!», «Пороша»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе, раздел "Родная природа в русской поэзии 20 в."

Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихотворениями С.Есенина о природе
  • формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения
  • развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности
  • развивать умение представлять картину, нарисованную автором
  • отрабатывать навыки выразительного чтения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родная природа в русской поэзии ХХ века (на примере стихотворений С. Есенина «С добрым утром!», «Пороша») »

Родная природа в русской поэзии ХХ века

(на примере стихотворений С. Есенина «С добрым утром!», «Пороша»)



Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихотворениями С.Есенина о природе

  • формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения

  • развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности

  • развивать умение представлять картину, нарисованную автором

  • отрабатывать навыки выразительного чтения

  • развивать чувство художественного вкуса, уважения и любви к родной природе

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: музыкальное сопровождение: П.Чайковский «Баркарола», «Январь» из цикла «Времена года»: репродукции: И. Левитан «Березовая роща», И.Шишкин «Иней».

Портрет С.Есенина


Сергей Есенин «С добрым утром!»

  • Представьте: лето, кончается ночь, бледнеют и меркнут звезды, березы склонили свои ветви над озером или тихой рекой.

  • Опишите это утро, каким вы его себе представляете. (Раннее утро, чуть забрезжил рассвет, над лесной речкой расстилается молочный туман. В лесу тихо и прохладно. Вся природа еще дремлет. Но вот над лесом показалось солнце. Первые лучи заиграли на стволах берез. Дует прохладный ветерок. Солнце встает все выше и выше. Природа просыпается).

  • Вы все описывали небо, солнце, туман, ветерок, речку, росу, а вот как просто и удивительно тонко описана природа в стихотворении Сергея Есенина «С добрым утром!». Чтение стихотворения под музыку П.Чайковского «Баркарола» из «Времен года».

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.


Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.


У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»


- Встретилось что-то непонятное?

затон – глубоко вдавшийся в сушу речной залив, заводь

плетень – изгородь из плетеных прутьев, ветвей

перламутр - ценное вещество с переливчатой окраской

брезжит –слабо светится

- С чего начнем разговор о стихотворении? (Со сведений об авторе. Природа была отрадой и утешением для Есенина. Главная тема его творчества - родина. А для него это травы, поля, березовые рощи, любимая деревня Константиново. Поэт писал о своем творчестве: «моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве»).

- Что могло послужить поводом к созданию стихотворения? (Наверное, летом, на рассвете, бродил по лесу, по мокрой от росы траве. Видел, как всходит солнце, как разливаются его лучи по тихой и светлой воде, как вспыхивают в каплях росы, и все вокруг пробуждается, оживает. А может, в городской суете, среди пыльных улиц вспомнил о летнем рассвете в деревне. И издалека показался этот рассвет еще более прекрасным и сказочным).

- Тема? (Поэт рассказал о прекрасном сверкающем летнем утре).

- Идея? (Нет ничего на свете лучше и красивее нашей родной земли и природы).

  • Посмотрим, как эта мысль раскрывается с помощью художественных средств. Вы много читали стихотворений о природе. Чем отличается это от других? (Природа вся предстает здесь в сверкании и блеске, живая и трепетная).

  • Какой художественный прием положен в основу стихотворения? (Стихотворение построено на метафорах и олицетворениях, потому что природа живая).

  • Вспомните, что такое метафора и олицетворение?

  • Назовите олицетворение в 1 строфе. (Задремали звезды).

  • Какая картина возникает перед глазами при этих словах? (Уставшие светить звезды чуть побледнели – задремали. Не так ярко сияют их лучи).

- Звезды иногда сравнивают с глазами. А лучи их, утренние, побледневшие, с чем можно сравнить? (Еще сияющие золотом, но уставшие и побледневшие, они точно закрывают глаза и опускают ресницы).

  • А дальше идет метафора, какая? (Задрожало зеркало затона). Что видите? (Зеркало воды отражает свет, вспыхивают лучи солнца, и все вокруг сверкает).

  • Какое следующее олицетворение? (Улыбнулись сонные березки). Что представляете? Как это березки могут улыбаться? (Под легким проснувшимся ветерком задрожали, зашелестели листочки.)

- А стволы? (На стволах заиграли солнечные зайчики – «улыбнулись сонные березки», ветер еще раз налетел, перепутал ветви. Обращение к картине И.Левитана «Березовая роща»).

- Какая метафора дальше? (Горят серебряные росы).

- Что представляется при этих словах? (Все вокруг ослепительно сверкает и сияет).

- Почему росы серебряные? Что представляется при слове «горит»? (Свет горит в каждой капельке, и при слове «горит» тоже представляется что-то яркое).

- Какое следующее олицетворение? Как воспринимается слово «крапива»? Какую стилистическую окраску оно имеет? (Действительно, речь идет о предмете очень прозаическом и скучном – о крапиве, но олицетворение делает ее праздничной. Она вся сверкает, улыбается).

  • А как звучит слово «перламутр»? (Слово «перламутр» точно переливается, сияет, играет искрами).

  • Почему мы можем представить крапиву улыбающейся? (Она улыбается, шепчет шаловливо, как люди, особенно маленькие дети, говорят эти слова: «С добрым утром!» Так румяный после сна, свежий после умывания, веселый малыш здоровается: «С добрым утром!»)

  • Как композиция способствует раскрытию главной мысли стихотворения? (Стихотворение так построено, что перед нами все ярче разгорается ясное летнее утро: сначала мы видим уходящую ночь и задремавшие звезды, которые постепенно гаснут. Потом проснулся и пробежал легкий ветерок, тронул гладкую воду, точно разбудил ее. Первые лучи окрасили румянцем бледное небо; дальше все стремительнее просыпается, ветер и солнце разбудили березки, засияла, засверкала роса на траве, увеличивая сияние солнечных лучей; ожила и вздумала пошалить крапива, приветствуя радостное утро).

  • Что можно сказать о лексике? Какова стилистическая окраска слов? (Лексика поэтическая. Слова «перламутр», «золотые», «серебряные», «горят» вызывают представление ослепительного цвета. Со словом «березки» связано что-то нежное, белое. Но большинство слов простых, нейтральных: затон, небосклон, улыбнулись, растрепали, шелестят, зеленые и даже с не поэтической окраской: плетень, крапива. Ничего поэтичного в крапиве и плетеном заборе нет. Но в этом-то и чудо настоящего таланта, в этом и волшебство: из самых обычных слов складывается сказочно прекрасная картина).

  • Ритм? (спокойный, плавный, даже замедленный, все спит).

  • Как создается? (с помощью бессоюзных и сложносочиненных предложений).

  • Какими еще тропами пользуется еще автор? (эпитеты: золотые звезды, сонные березки, шелковые косы, серебряные росы, яркий перламутр).

  • Еще какие средства выразительности? (аллитерация: слышим шелест и трепет ветвей – задрожали, шелестят сережки, шепчет – обилие шипящих, сочетание «зж». Переливы не только световые, но и звуковые – слово «перламутр». От сонорных согласных в гласные льется мелодия).

  • Так поэт использует все художественные средства, чтобы показать нам прелесть русской природы. (Еще раз прослушайте «Баркаролу» П. Чайковского. Прочитайте про себя стихотворение).

Работа над выразительным чтением стихотворения

  1. Есть ли вопросы по содержанию стихотворения?

  2. Что нужно сделать, чтобы красиво прочесть его? Вообразить то, о чем пишет поэт. Пре6дставьте себя где-нибудь на краю деревни ранним утром. Меркнущие звезды и розовеющее небо. Прохладный ветерок касается вашего лица. Вы стоите в траве, усыпанной росой. Она приятно холодит. Падают на землю первые лучи, и все вспыхивает: река, роса, крапива, плетень. Не шевелитесь, а то стряхнете росу, и погаснет блеск. Березки затрепетали, зашептались

  3. Как следует расставить ударение в первых двух строфах? (на глаголах). Где здесь следует сделать паузы (после глаголов).

  4. Глагол называет и помогает увидеть главное.

  5. Выразительно чтение стихотворения.


О другом времени года пишет С.Есенин в стихотворении «Пороша».


  1. Чтение стихотворения учителем.

  2. Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.


Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.


  1. Что непонятно? (Пороша – свежий слой выпавшего снега).

  2. Какими впечатлениями хочет поделиться поэт? Какие картины представили? (Зимние поля. Снег. Зимний лес. Посмотрите еще раз, как это выглядит на картине Шишкина «Иней»).

  3. О чем стихотворение? (Автор рассказывает о зимней природе, дороге. Небыстро бежит тройка. По сторонам дороги встает лес, разворачивается перед глазами лирического героя зимняя картина).

  4. Какая главная мысль стихотворения? (Всегда хороша русская природа, в любое время года).

  5. Какое средство выразительности помогает поэту создать живую картину леса? (Построено на олицетворениях: дремлет лес, подвязалася косынкой, оперлася на клюку, стелет шаль, дорога убегает).

  6. Лес живой, но заснувший, заколдованный. Что создает картину этого сказочного сна? (Лексика: заколдован, невидимкой, сказка сна, дремлет, понагнулась, бесконечная).

  7. Лексика поэтичная? (Нет, много простых слов: копыта, серые вороны расшумелись, косынка, старушка, клюка, долбит).

  8. Опять чудо – простые слова складываются в поэтическую картину.

  9. Какие еще художественные средства? (Сравнение – понагнулась, как старушка, убегает лентой вдаль, аллитерация: слышны звоны, расшумелись, скачет конь).

  10. Композиция? Ст. построено так, что постепенно разворачиваются зимние картины. Сначала дорога: еду, звоны, стук копыт, крики ворон.

Потом приближается и раскрывается лес. И со всех сторон обступает тишина.

Потом эта тишина разворачивается бесконечным простором, бесконечной дорогой).

  1. Работа над выразительным чтением.

  2. Выучить наизусть стихотворение (на выбор), оформить отзыв.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Кумпинь Светлана Николаевна

Дата: 01.11.2015

Номер свидетельства: 246337


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства