kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реминисценции в русской поэзии XIX - XX веков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока - "Реминисценции в русской поэзии XIX - XX веков. Стихотворения И.С.Тургенева, И.П. Мятлева, И-Северянина". Цели урока: дать понятие реминисценции, выявить ключевые образы и сходство мотивов в однотематических стихотворениях разных авторов; соединить аналитическую и творческую работу, дать свою интерпретацию стихотворений; "проба пера" - написать произведение заданного жанра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку Реминисценции»

И.С. Тургенев

«Как хороши, как свежи были розы…»

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною…но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима; мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы…

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю говорить с нею – но как она мне дорога, как бьётся моё сердце!

Как хороши, как свежи были розы…

А в комнате все темнее да темней… Нагоревшая свеча трещит: беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною – и чудится скучный, старческий шепот…

Как хороши, как свежи были розы…

Встают предо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…

Как хороши, как свежи были розы…

Свеча меркнет и гаснет. Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног мой старый пес, мой единственный товарищ…Мне холодно, я зябну… И все они умерли…умерли…

Как хороши, как свежи были розы…

Сентябрь, 1879


И.П. Мятлев

«Розы»

Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!


Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость;

Казалось мне, любовь дышала в них.


Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная, как ангел красоты;

Венка из роз искала молодая,

И я сорвал заветные цветы.


И мне в венке цветы еще казались

На радостном челе красивее, свежей;

Как хорошо, как мило соплетались

С душистою волной каштановых кудрей!


И заодно они цвели с девицей!

Среди подруг, средь плясок и пиров,

В венке из роз она была царицей,

Вокруг её вилась и радость и любовь.


В её очах веселье, жизни пламень,

Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.

И где ж она?.. В погосте белый камень,

На камне – роз моих завянувший венок

Игорь-Северянин

«Классические розы»

Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Мятлев, 1843


В те времена, когда роились грёзы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!


Прошли лета, и всюду льются слёзы…

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…

Как хороши, как свежи ныне розы

Воспоминаний и минувшем дне!


Но дни идут – уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп…

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

1925

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку тест»

Материал к уроку «Реминисценции в русской поэзии»


Тест «Литературоведческие понятия»


1. Форма, в которой проявляются основные роды литературы, то есть эпос, лирика, драма:

а) композиция

б) жанр

в) фабула

2. Воспоминание о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов:

а) аллюзия

б) ирония

в) реминисценция

3. Многократно повторяющийся и варьирующийся в художественном произведении образ:

а) лейтмотив

б) дольник

в) верлибр

4. Композиционный приём: резко выраженная противоположность:

а) оксюморон

б) контраст

в) эллипсис

5. Повторяющийся стих или группа стихов, замыкающих строфу в стихотворении; главная тема, многократно повторяющаяся и скрепляющая произведение композиционно:

а) рефрен

б) параллелизм

в) перифраз

6. Повтор одинаково или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности:

а) акмеизм

б) ассонанс

в) аллитерация

7. Краткость и чёткость в выражении мысли; по преданию, этим качеством славились спартанцы, жители Древней Лаконии:

а) анафора

б) лаконизм

в) афоризм





Просмотр содержимого документа
«Реминисценции в русской поэзии (конспект)»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»














Конспект урока с использованием ИКТ

«Реминисценции в русской поэзии.

Стихотворения И.С.Тургенева, И.П. Мятлева,

И-Северянина»

(XI класс)







Автор работы:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Журавская Н.И.













Ульяновск, 2010

Тема:

«Реминисценции в русской поэзии.

Стихотворения И.С.Тургенева, И.П. Мятлева, И-Северянина»

Цель:

1) дать понятие реминисценции, выявить сходство мотивов, ключевые образы в произведениях авторов;

2) соединить аналитическую и творческую работу, дать свою интерпретацию стихотворений;

3) «проба пера»: попробовать самим написать небольшое произведение определенного жанра, соблюдая его основные признаки.

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток

А.С.Пушкин.

I. Словарная работа.

Реминисценция – напоминание (воспоминание) о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов, в поэтической речи – ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.

II. Задачи урока:

1) попытаться осознать глубину философских размышлений авторов;

2) находить «говорящие» детали;

3) высказывать предположения;

4) уметь обосновать свою точку зрения.

III. Тест «Литературоведческие понятия» (7 вопросов) со взаимопроверкой.

IV. Жанровая специфика.

Цель: выявить специфику и особенности жанра «стихотворение в прозе».


Поэзия и проза – два основных типа организации художественной речи.

Стихи в прозе… Явление необыкновенное, удивительное, привлекательное. И.С. Тургенев обратился к этому жанру в конце жизни. Его стихотворения, совершенные по форме, очень красивые, находят живой отклик в душах читателей.

Стремление приостановить течение времени, запечатлеть прекрасное мгновение прошлого – свойство человека, размышляющего о прожитом, много испытавшего, понимающего подлинную ценность красоты мира, умеющего видеть прекрасное в простом. Так воспринимать мир может только человек сложной судьбы, прошедший долгий и непростой жизненный путь. Таков, по-видимому, лирический герой стихотворения «Как хороши, как свежи были розы…»

– Что характерно для жанра «стихотворение в прозе»?

/1) миниатюрность формы, краткость

2) богатое использование изобразительно-выразительных средств;

3) музыкальность, ритмизированность;

4) лирический герой – объект изображения и субъект переживания./


V. Контраст – сквозной мотив стихотворения «Как хороши, как свежи были розы…»

Цель: выявить общую тональность стихотворения, преобладающие в нем настроения; попытаться интерпретировать стихотворение.

– Чтение стихотворения (Бетховен «Лунная соната»).

– Какой композиционный приём избирает Тургенев при построении текста?

/Антитеза. Контраст «прошлое – будущее»/

Работа с таблицей (по вариантам)

Прокомментировать слова – доминанты (ключевые слова) цитатами из текста.

Мир прошлого.

Запахи: пахнет резедой и липой.

Природа: летний вечер, небо, первые звезды.

Люди: девушка, я, две русые головки.

Звуки: ровно дышит, бьётся мое сердце, веселый шум, звучат молодые голоса, ланнеровский вальс, воркотня самовара.

– Обобщить, каким из выделенных образов Тургенев уделяет внимания больше и почему?

/В воспоминаниях о прошлом у Тургенева всегда присутствуют люди, причем молодые. Скорее всего, этим автор подчеркивает, насколько дороги ему воспоминания о своей молодости, о людях, с которыми он общался. Мы слышим и всегда приятные, гармоничные звуки: воркотню самовара, звучащую фортепианную музыку. Они передают движение жизни, радость бытия, подчеркивая, однако, ностальгические юношеские воспоминания лирического героя. Звуки для Тургенева были, мне кажется, священны еще и потому, что любовь всей его жизни Полина Виардо была певицей. И звуки музыки передают душевное волнение и состояние влюбленности лирического героя./

Мир настоящего.

Холод: теперь зима, мороз скрипит и злится, мне холодно, я зябну, все они умерли, умерли…

Темнота: темная комната, в комнате все темней и темней.

Свеча: горит одна свеча, свеча меркнет и гаснет.

Звуки: в голове все звенит да звенит, свеча трещит, скучный старческий шепот, кашляет хрипло и глухо…

– Как эти образы последовательно развертываются в процессе повествования?

/Романтическое ощущение сменяется ощущением холода от надвигающейся смерти, внешний холод, темнота проникает в душу героя; свеча – символ надежды – как человеческая жизнь сгорает, не оставляя надежды на возрождение./

– Подведем итог рассуждениям. Как раскрывается мир прошлого и настоящего?

/Мир прошлого раскрывается через образы лета, тепла, людей.

Мир настоящего – это зима, холод, одиночество героя. Таким образом, мы видим контрастность картин прошлого и настоящего. Контрастны пейзажи, контрастны образы лирического героя, контрастны образы-символы (свеча –звезды), контрастно звуковое обрамление. Покой, уют, семейное счастье, гармония прошлого контрастируют с одиночеством, отчаянием, тоской, выраженной в строфах, раскрывающих настоящее. /

– Как подчеркивается звуковой контраст?

/Звуковой контраст подчеркивается аллитерацией сонорных [ м, н, р, л, й], которая придает мелодичность и плавность звучанию, подчеркивают гармонию жизни. Свистящие и шипящие [з, ж, щ, ч, с, к, х] создают дисгармонию. Частица как звучит здесь как человеческий вздох, рождает особенную музыкальную фразу, полную печали и тоски по прошлому, его красоте./

– Роль рефрена. Почему для него выбрана именно эта строчка? /работа в группах/

/1. Первая строчка стихотворения обычно лучше всего запоминается.

2. Строчка вбирает в себя основной лейтмотив стихотворения (контраст). Рефрен отделяет прошлое от настоящего, воспоминания от реальности.

3. Мотив воспоминаний подчеркивает мотив счастья, невозвратимости ушедшего… Именно воспоминания остаются с человеком на всю жизнь./

VI. Стихотворение И.П. Мятлева «Розы».

Всякий, читавший тургеневский шедевр, задавался, наверное, вопросом: откуда эта строка, такая прекрасная и такая грустная? И находил в примечаниях имя малознакомого современному читателю поэта Ивана Петровича Мятлева (1796 – 1844). Имя его осталось почти неизвестным в истории литературы, но именно его стихотворение «Розы» вдохновило И.С. Тургенева на создание шедевра и принесло бессмертие их создателю.

– Что символизирует роза в стихах уже известных вам поэтов? Как этот образ раскрывается у Мятлева?

/Роза в любовной лирике традиционно символизирует любовь, счастье. Роза – символ молодости, радости, любви. А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» иронизирует над рифмой «розы – морозы», но у Мятлева она не кажется ни надоевшей, ни избитой. Розы ассоциируются с лирической героиней – молодой девушкой, «прелестной, как ангел красоты»./

– Каково настроение стихотворения? Как это выражено лексически, синтаксически?

/Радость, восхищение, наслаждение полнотой жизни. Обилие восклицательных предложений, оценочных прилагательных: «хороши, свежи, красивее, радостном, мило», глаголы и существительные создают эмоциональный фон: «лелеял, расцветала, радость, ангел красоты, веселье, жизни пламень».

– Чем неожидан финал стихотворения?

/Контраст. Финал поражает смертью лирической героини./

– Сравните первые и последние строчки, обратите внимание на рифмы последней строки. Символом чего являются розы в финале стихотворения Мятлева?

/Розы – символ скорби, рифма «пламень-камень» подчеркивает это./

VII. Игорь-Северянин «Классические розы». Работа в группах (по рядам)

Поэт Серебряного века Игорь-Северянин, будучи в эмиграции, в 1925 году пишет свои «Классические розы».

– Как вы думаете, почему автор дал такое название?

/Классические от слова «классик», то есть поэт обращается к образу традиционному, классическому, и к стихам русских классиков, то есть использует реминисценции./

– Какова композиция стихотворения Северянина? Каково символическое наполнение образа розы в каждой из частей? Работа по вариантам (по рядам).

/В стихотворении три части:

1 строфа – тема прошлого, «розы – грёзы» – символ молодости, весны жизни с её мечтами о любви и славе.

2 строфа – тема настоящего родной страны поэта. Рифма «розы–слезы» выдает страдание лирического героя, розы – символ воспоминаний.

3 строфа – мечта о прекрасном будущем России, надежда на то, что страна найдет свой путь в истории; розы – символ посмертной славы, признания./

VIII. Роль реминисценций в поэзии. Внешние и внутренние связи стихотворений русских классиков.

– Почему, несмотря на общий образ, каждое стихотворение – несомненный шедевр?

(Работа в группах: 1 – внешние связи, 2 – внутренние связи, 3 – отличие стихотворений.)

I группа. Внешне стихи объединяет образ розы в названии. И.С. Тургенев использует мятлевские строчки в качестве рефрена в своей миниатюре. И.Северянин берет в качестве эпиграфа первую строфу стихотворения И.П. Мятлева и завершает каждую строфу своего стихотворения «классическими» строками.

II группа. Внутренне стихотворения связывает мотив воспоминаний, мотив смерти. Розы – символ не только любви, молодости счастья, но и символ скорби и безысходности. У Северянина розы – символ славы и признания, пусть и посмертной.

III группа. Отличие стихотворений: у Мятлева – любовная драма, у Тургенева – стихотворение философского содержания, раскрывающее быстротечность жизни, мимолетность счастья; у Северянина звучит тема славы и признания.

Эксперты дают оценку выступлениям групп.

Итак, мы видим, что Тургенев и Северянин дополнили и углубили образ немеркнущего стихотворения Мятлева.


IX. Творческая работа. (3 минуты)

Лаконизм (греч. lakonismos) – краткость и чёткость в выражении мысли; по преданию, этим качеством славились спартанцы, жители Древней Лаконии.

– В одном предложении попробуйте сформулировать ключевую мысль, объединяющую эти произведения.

Обдумывание – 2 – 3 минуты. Затем высказывание.

/1. Человеку не дано остановить мгновение, но именно из них складывается вечность.

2. Каждый человек, родившись, начинает познавать мир; и все хорошее, что случается с ним, он запоминает до конца своей жизни.

3. Все постепенно угасает; только воспоминания о счастливых мгновениях могут осветить душу.

4. Все на свете проходит; пройдет и жизнь, которая так же недолговечна, как и прекрасный цветок./

Мгновенность прошедшей жизни осознается только в её конце. Что остается в памяти человека, прожившего трудную и долгую жизнь? Только несколько счастливых мгновений, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Один только миг…

X. Подведение итогов урока.

1) Анализ поэтического текста.

2) Роль реминисценций в русской поэзии XIXXX веков.

3) Выставление оценок.


XI. Домашнее задание:
1) сочинение – миниатюра «Это стихотворение звучало для меня…»
2) реминисценции в русской классической литературе (примеры и комментарий)
3) «проба пера»: попробовать создать «стихотворение в прозе».






Просмотр содержимого презентации
«Реминисценции в русской поэзии»

Реминисценции в русской поэзии.  Стихотворения  И.С.Тургенева, И.П.Мятлева, И - Северянина

Реминисценции в русской поэзии. Стихотворения И.С.Тургенева, И.П.Мятлева, И - Северянина

Цель:

Цель:

    Задачи урока:

    Задачи урока:

      Реминисценция – ( лат. reminiscentia  «напоминание») воспоминание о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов.   Реминисценция рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.

      Реминисценция – ( лат. reminiscentia «напоминание») воспоминание о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.

      Тест «Литературоведческие понятия»

      Тест «Литературоведческие понятия»

      Тест «Литературоведческие понятия»  2

      Тест «Литературоведческие понятия»

      2

      Тест «Литературоведческие понятия» 3.

      Тест «Литературоведческие понятия»

      3.

      Тест «Литературоведческие понятия» 4.

      Тест «Литературоведческие понятия»

      4.

      Тест «Литературоведческие понятия» 5.

      Тест «Литературоведческие понятия»

      5.

      Тест «Литературоведческие понятия» 6.

      Тест «Литературоведческие понятия»

      6.

      Тест «Литературоведческие понятия»  7.  Краткость и чёткость в выражении мысли; по преданию, этим качеством славились спартанцы, жители Древней Лаконии :    а) анафора   б) лаконизм   в) афоризм

      Тест «Литературоведческие понятия»

      7. Краткость и чёткость в выражении мысли; по преданию, этим качеством славились спартанцы, жители Древней Лаконии :

      а) анафора

      б) лаконизм

      в) афоризм

      Тест «Литературоведческие понятия»     Взаимопроверка (1 минута)

      Тест «Литературоведческие понятия» Взаимопроверка (1 минута)

      Тест «Литературоведческие понятия»  Ключи к тесту Критерии оценивания: «5» - 7 баллов «4» - 5 - 6 баллов «3» - 4 балла «2» - менее 4 баллов

      Тест «Литературоведческие понятия»

      Ключи к тесту

      Критерии оценивания:

      «5» - 7 баллов

      «4» - 5 - 6 баллов

      «3» - 4 балла

      «2» - менее 4 баллов

      • Б
      • В
      • А
      • Б
      • А
      • В
      • Б
      Воспоминание безмолвно предо мной  Свой длинный развивает свиток…  А.С.Пушкин

      Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток… А.С.Пушкин

      Специфика жанра  «стихотворение в прозе»

      Специфика жанра «стихотворение в прозе»

      Специфика жанра  «стихотворение в прозе»

      Специфика жанра «стихотворение в прозе»

      • Миниатюрность формы;
      • Эмоциональность повествования;
      • Богатое использование изобразительно-выразительных средств;
      • Музыкальность, ритмизированность;
      • Лирический герой – объект изображения и субъект переживания
      Контраст - сквозной мотив стихотворения  «Как хороши, как свежи были розы…»

      Контраст - сквозной мотив стихотворения «Как хороши, как свежи были розы…»

      Мир прошлого  Мир настоящего

      Мир прошлого Мир настоящего

      • Запахи
      • Люди
      • Природа
      • Звуки
      • Холод
      • Темнота
      • Свеча
      • Звуки
      Звуковой контраст

      Звуковой контраст

      • как
      «Как хороши, как свежи были розы…»   Рефрен ( франц. refrain ) –  1) повторяющийся стих или группа стихов, замыкающих строфу в стихотворении;  2) главная тема, многократно повторяющаяся и скрепляющая произведение композиционно

      «Как хороши, как свежи были розы…» Рефрен ( франц. refrain ) – 1) повторяющийся стих или группа стихов, замыкающих строфу в стихотворении; 2) главная тема, многократно повторяющаяся и скрепляющая произведение композиционно

      Иван Петрович Мятлев (1796 – 1844)

      Иван Петрович Мятлев (1796 – 1844)

      Образ розы в стихотворении  И.П.Мятлева

      Образ розы в стихотворении И.П.Мятлева

      • Символика образа в начале и в финале стихотворения
      • Традиция и новаторство поэта в воплощении образа
      И. Северянин (1887 – 1941)

      И. Северянин (1887 – 1941)

      «Классические розы»

      «Классические розы»

      • Классический (лат. classicus) «образцовый»
      • Традиционный, типичный
      • Созданный классиком, совершенный, признанный образцовым ( приём реминисценции)
      Символическое наполнение образа розы в стихотворении И.Северянина  «Классические розы»

      Символическое наполнение образа розы в стихотворении И.Северянина «Классические розы»

      • I строфа - ?
      • II строфа - ?
      • III строфа - ?
      Символическое наполнение образа розы в стихотворении И.Северянина  «Классические розы»

      Символическое наполнение образа розы в стихотворении И.Северянина «Классические розы»

      • Роза – символ молодости, весны жизни
      • Роза – символ воспоминаний
      • Роза – символ посмертной славы, признания
      Внешние и внутренние связи стихотворений русских классиков

      Внешние и внутренние связи стихотворений русских классиков

      • I группа: выявить внешние связи
      • II группа: выявить внутренние связи
      • III группа: выявить отличие стихотворений
      Лаконизм  ( греч . lakonismos ) – краткость и чёткость в выражении мысли; по преданию, этим качеством славились спартанцы, жители Древней Лаконии

      Лаконизм ( греч . lakonismos ) – краткость и чёткость в выражении мысли; по преданию, этим качеством славились спартанцы, жители Древней Лаконии

      Творческая работа Цель: используя материал урока,  в одном предложении попытаться выразить его ключевую мысль.

      Творческая работа

      Цель: используя материал урока, в одном предложении попытаться выразить его ключевую мысль.

        Реминисценции в русской поэзии.  Стихотворения  И.С.Тургенева, И.П.Мятлева, И - Северянина

        Реминисценции в русской поэзии. Стихотворения И.С.Тургенева, И.П.Мятлева, И - Северянина

        Домашнее задание:  1) сочинение – миниатюра «Это стихотворение звучало для меня…»  2) реминисценции в русской классической литературе(примеры и комментарий)  3) «проба пера»: попробовать создать «стихотворение в прозе»

        Домашнее задание: 1) сочинение – миниатюра «Это стихотворение звучало для меня…» 2) реминисценции в русской классической литературе(примеры и комментарий) 3) «проба пера»: попробовать создать «стихотворение в прозе»

        Спасибо за внимание!

        Спасибо за внимание!


        Получите в подарок сайт учителя

        Предмет: Литература

        Категория: Уроки

        Целевая аудитория: 11 класс.
        Урок соответствует ФГОС

        Скачать
        Реминисценции в русской поэзии XIX - XX веков

        Автор: Журавская Наталья Ивановна

        Дата: 02.11.2014

        Номер свидетельства: 125142


        Получите в подарок сайт учителя

        Видеоуроки для учителей

        Курсы для учителей

        ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

        Добавить свою работу

        * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

        Удобный поиск материалов для учителей

        Ваш личный кабинет
        Проверка свидетельства