Композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
Однажды поэт увидел из окна своей квартиры, как подошедших к дому напротив крестьян отгоняли от подъезда дворники и полицейские. Крестьяне выглядели озябшими и промокшими: было осеннее петербургское утро, холодное и дождливое. Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды.
А в 1860 году за границей в газете «Колокол» впервые было напечатано стихотворение«Размышления у парадного подъезда»
Стихотворение можно разделить на 4 части.
1-я часть – подъезд в торжественные и обычные дни.
2-я часть – крестьяне у подъезда.
3-я часть – «владелец роскошных палат».
4-я часть – вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?»
Обратимся к первой части стихотворения.
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям.
Привычка к рабскому низкопоклонству почти ужасает.
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
Поэт дает волю сатире, он презирает этих “холопов души” и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая низкопоклонство как должное, как “выражение уважения” к нему.
В праздничные, «торжественные» дни в передних домов вельмож и крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, не допускавшиеся лично. Такая запись заменяла поздравления и свидетельствовала о почтительности и чинопочитании расписавшихся.
Во 2 части автор описывает мужиков, обычных деревенских крестьян, пришедших к вельможе. Они плохо одеты, измучены долгой дорогой. Но их не приняли. – прогнали, сказав: «Наш не любит оборванной черни».
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: ”суди его Бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами.
Покорность и всепрощение недопустимы. Некрасов возмущен долготерпением народа. Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Некрасова ужасает прежде всего крайняя степень нищеты, горя, униженности. Мужиков несколько, но они сливаются в единый образ. Это обобщенный образ всего русского крестьянства, русского люда. За ними уже вся Русь, за которую они представительствуют, от лица которой они явились.
В 3-ей части изображен тот, который не принял крестьян. «Он еще сном глубоким объят». Этот человек — владелец чужих судеб, именно от него зависит, какой посетитель выйдет напевая, а кто в слезах.
Жизнь вельможи - это жизнь, как говорится запрограммированная. Он и умрет не на Родине, а под солнечным небом Сицилии. Народ и Родина ему не нужны.
Гнев Некрасова усиливается с каждой строчкой-
.И сойдешь ты в могилу.герой.
Автор долго не может подобрать нужного слова, и вот появляется ГЕРОЙ, но не в прямом смысле. А что для России сделал этот «герой»?
Некрасов обвиняет «владельца роскошых палат». Он издевается над ним.
В 4-ой части мы слышим обращение поэта к родной земле, к русскому народу.
.Родная земля!
Не случайно многие исследователи, критики называют эту часть песней-стоном. Но стихотворение заканчивается не просто стоном, а размышлениями – раздумьями о судьбах целого народа. И мы слышим вопрос – обращение к народу:
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?.
Это уже не просто заступничество за народ, а призыв к бунту, воззвание патриота, не имеющего сил молчать, видя несправедливость власти и бессловесную покорность народа, не умеющего, а может, и не желающего подняться на собственную защиту.