Просмотр содержимого документа
«Реализм. Особенности зарождения реализма в русской литературе.»
Название предмета Литература
Класс 10
УМК Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Под ред. Ю.В.Лебедева. – М.: Просвещение, 2008.
Уровень обучения базовый
Тема урока Реализм. Особенности зарождения реализма в русской литературе..
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2
Место урока в системе уроков по теме 1
Цели урока: более глубокое изучение понятия «реализм», овладение научно-теоретической базой по теме «реализм», обсуждение учащимися сообщений, докладов, выполненных по результатам самостоятельного исследования.
Задачи: 1. Образовательные:
- расширение общего теоретического кругозора;
- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.
2. Развивающие:
- развитие умений доказать, обобщать;
- совершенствование искусства устного и письменного выступления в соответствии с заданной целью.
3. Воспитывающие:
- формирование познавательного интереса к русской литературе.
Предполагаемые результаты:
– умение отличать реализм от других художественных направлений,
- умение работать с первоисточниками и правильно выбирать необходимую информацию,
- достижение таких личностных результатов, как умения систематизировать материал в форме таблицы, отстаивать свои мысли, умение говорить и умение слушать;
Реализм (от латинского realis- действительный, вещественный) – идейное и художественной направление в европейской и американской культуре XIX века. Характеризуется утверждением объективного взгляда на действительность, стремлением к психологическому изображению характеров героев, к анализу обстоятельств, формирующих тип личности, пониманию закономерностей развития событий и отношений. Цель – точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах.
I Организационный момент.
II. Новая тема.
Вступительное слово учителя с элементами беседы. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы поведем разговор о самом значительном художественном направлении в мировой литературе – реализме.
- Давайте вместе вспомним, когда в русской литературе появляются первые реалистические произведения?
(обучающиеся вспоминают творчество А.С. Пушкина Михайловского периода, Болдинской осени и т.д., комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедова)
- Кто продолжил их дело? (М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и т.д.)
- Чем отличалось творчество названных вами писателей от творчества романтиков?
В средних классах мы знакомились с вами с произведениями великих русских писателей, соответствующих вашему возрасту. В 10 и 11 классах вам предстоит окунуться в настоящую сокровищницу великой русской реалистической литературы.
- Запишите в свои тетради тему урока, эпиграф и определение реализма. Приступим к заполнению таблицы «Реализм»
Составление таблицы «Реализм».
Европа
Россия
Время возникно-вения
Начало реализму как форме художественного сознания было положено, по мнению разных исследователей, либо в эпоху Возрождения («ренессансный реализм»), либо в эпоху Просвещения («просветительский реализм»).
В 30-х годах XIX века в искусстве Европы и России возникло художественное направление («собственно реализм»), которое было распространено во всех видах искусства до XX века.
Первыми выдающимися образцами русской литературы реализма стали произведения А.С. Пушкина, основоположника этого направления, время создания которых начинает отсчет с 1825 года: историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин»
Большую роль в идейно-эстетической эволюции поэта сыграло его сближение с декабристами во время южной ссылки.
Исторические обстоятельства, способствующие возникновению
Развитие капитализма в Европе и России, кризис романтизма.
В 40-е годы возникает учение, оказавшее влияние на формирование нового литературного направления, - учение К. Маркса и Ф. Энгельса, соединивших диалектику Г. Гегеля с материализмом Л. Фейербаха.
Становление реалистического метода – особенно в самый начальный период – выглядит прежде всего как становление индивидуальных творческих методов. Поэтому знакомиться со спецификой реализма первой половины XIX века целесообразнее на примере творчества А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Основные черты реализма
Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
Типизация образов достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающе.
Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.
Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала.
Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей).
Предпочтение в способах изображения «форм самой жизни»
Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
Теоретики
Г.-Э. Лессинг – выдающийся немецкий писатель, критик, теоретик реализма в литературе и искусстве. Литературным манифестом реализма стало предисловие О. Бальзака в «Человеческой комедии»
В России Д. Писарев был первым, кто широко ввел в публицистику и критику термин «реализм»; до этого времени термин «реализм» употреблялся А. Герценым в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846 год)
Представители
Франция:
Стендаль, О. Бальзак,
Г. Де Мопассан, Г. Флобер,
Р. Роллан;
Англия:
Ч. Диккенс, У. Теккерей;
США:
М. Твен, У. Фокнер;
Германия:
Т. Манн
А.С. Пушкин
«Борис Годунов»
«Евгений Онегин»
«Маленькие трагедии»
«Капитанская дочка»
«Повести Белкина»
М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь
«Петербургские повести»
«Мертвые души»
И.С. Тургенев
«Записки охотника»
«Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание»
«Идиот»
«Братья Карамазовы» и др.
А.Н. Островский
«Гроза»
«Бесприданница»
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» и др.
Л.Н. Толстой
«Война и мир»
«Анна Каренина»
«Воскресение» и др.
А.П. Чехов
«Вишневый сад»
«Три сестры»
«Чайка»
Рассказы
И.А. Бунин
«Жизнь Арсеньева»
«Темные аллеи» и др.
А.И. Куприн
«Поединок»
«Гранатовый браслет» и др.
Жанры
Роман
Роман-эпопея
Драма
Рассказ
Новелла
III. Семинар на тему «Становление реализма в русской литературе»
Сообщения учащихся.
«Пушкин – основоположник русского реализма» (по работе С.М. Бонди «Рождение реализма в творчестве Пушкина. Глава 15»). Приложение №1
«Развитие реализма во второй половине XIX века» Приложение №2
«Роман как жанр реализма» Приложение №3
«Томас Манн о русской литературе XIX века» Приложение №4
Презентация «Писатели золотого века русской литературы»
- Почему Томас Манн русскую литературу XIX века назвал святой?
- Какие события способствовали развитию реализма в русской литературе?
- Почему во второй половине XIX века главным жанром в прозе становится роман?
- Какие проблемы времени отражены в творчестве писателей XIX столетия?
Итог урока:
- Как вы понимаете слова М. Горького: «До безумной гордости волнует не
только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их?»
Домашнее задание
Перечитать комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Рефлексия
Закончи предложение:
Я уже знаком (а) с творчеством ….
Сегодня на уроке я узнал (а)
Самым интересным для меня было…
Использованная литература:
Учебник «Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений». Автор Ю. В. Лебедев.., Просвещение, 2008 год в 2 частях,
И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова «Поурочные разработки по литературе, 10 класс» Москва, «Вако» 2009 г.
В мире литературы. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др.; Под ред. А.Г. Кутузова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, Н.Л. Карнаух и др./сост. В.Ф. Чертов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007.