kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реальное и мифологическое в сюжете повести Ч.Т. Айтматова « Белый пароход» ( После сказки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Реальное и мифологическое в сюжете повести

Ч.Т. Айтматова « Белый пароход» ( После сказки)

 Цели урока:  раскрыть  значение синтеза реального и мифологического в повести ; развитие устной речи учащихся, умения давать портретные характеристики героям произведения, аргументировать свои ответы; воспитание доброго отношения к людям, милосердия, уважения к старшему поколению.

Оборудование: интерактивная доска, кинофильм «Белый пароход»,

                            фотогаллерея  персонажей повести.

                                                      Жизнь – это море !

                                                      Плыть желаешь ?

                                                      Построй корабль из

                                                      добрых дел.

                                                                                                  Рудаки

Ход  урока

І  Орг. момент. (Показ слайда № 1,2 )

   -Здравствуйте дети. Сегодня не уроке мы будем говорить о творчестве замечательного, выдающегося писателя эпохи Чингизе Торекуловиче Айтматове и о его произведении « Белый пароход». Я не случайно выбрала  эпиграфом урока слова персидского поэта Рудаки «Жизнь – это море ! Плыть желаешь ? Построй корабль из добрых дел, потому что только так можно жить. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь своими мнениями о проблеме добра и зла в повести, о сюжете произведения, о соотношении между собой образов жизнеподобного, мифологического и сказочного миров.

ІІ  - Но прежде чем, перейти к обсуждению данного произведения, поговорим о том, какое отражение находит в творчестве писателей и поэтов мир флоры и фауны. Какие произведения вам особенно понравились и запомнились?

Чему учат нас эти произведения? Какие чувства они воспитывают  в нас?

Мир флоры и фауны – это огромная сокровищница Земли, которую люди обязаны беречь и охранять, так как человек сам является частью этого мира.

     Я прошу вас поделиться с нами вашими домашними сочинениями на тему:  Мое  любимое животное»

ІІІ 1. « Белый пароход» - трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых. Она была написана в 1970 году. Это одна из лучших повестей автора.

  Проблема добра и зла – это одна из вечных тем в литературе. Это тема является « основой  многих сказок и легенд». Но если в сказках  дабро всегда торжествует, а зло наказывается,  то в действительности не всегда бывает так. Во многом повесть  « Белый пароход»  интересна тем, что в ней одновременно сосуществует  современная жизнь и древняя легенда, причем  проблема добра и зла  разрешается отлично  от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса  добра и зла в этом произведении – в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерные для киргизов, казахов.

2.- Откройте учебники на стр.223-224 и самостоятельно прочитайте данный    текст. Что нового вы узнали ? (Слайд № 3 )

    Чем отличается  легенда о Рогатой Матери- оленихе, которую вы прочитали в учебнике от той, которую рассказывал дед  Момун?

IV Анализ  художественного  произведения.

  1.  Скажите ребята, какие две сказки соединились  в сюжете повести Айтматова ? Почему мальчик хочет превратиться в рыбу ?  / показ фрагмента фильма о  превращении мальчика в рыбу /
  2. Дайте портретные характеристики главным героям. Мальчику и старику Момуну.  / показ слайда № 3, 4 /
  3. Как вы думаете почему у мальчика нет имени ? А что означает имя Момун ?    / показ слайда № 5 /
  4. Как вы расцениваете поступок Момуна – убийство марала ? / показ слайда № 6 /
  5. Как соотносятся между собой  образы жизнеподобного, мифологического и сказочного миров ? / Показать фрагмент фильма     « Легенда о Рогатой  Матери - оленихе» /
  6. В какой мир уходит мальчик? Какое символическое значение имеет финал повести ?    / показ слайда № 7 /
  7. Опишите пространственно  временную модель повести.
  8. Почему повесть имеет двойное название «Белый пароход» и «После сказки»? Какое из названий вам больше нравится ? Аргументируйте свой  ответ.
  9. Творческое задание.
  1. Как бы вы вели себя на месте мальчика ?
  2. Придумайте  другую концовку повести.

      V  Подведение  итогов урока учителем. / показ слайдов № 8 - 10/

Книги классика, лауреата многочисленных престижных международных премий переведены на 176 языков, изданы в 128 странах мира, превысив суммарный тираж в 80 млн. экземпляров. По сюжетам произведений  были сняты фильмы, поставлено множество спектаклей и опер.

  Ч. Айтматов – это видный представитель целой эпохи, мастер пера, великий творец человеческих судеб. На страницах своих произведений он поднимает самые злободневные и актуальные, порой даже глобальные  проблемы человечества, призывая людей задуматься о том, для чего и как мы живём. Вернёмся к эпиграфу нашего урока:

                                                      Жизнь – это море !

                                                      Плыть желаешь ?

                                                      Построй корабль из

                                                      добрых дел.

Пусть эти слова станут девизом вашей жизни !

Выставление оценок

Задание на дом : стр. 224. Итоговые вопросы и задания ко ІІ разделу учебника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реальное и мифологическое в сюжете повести Ч.Т. Айтматова « Белый пароход» ( После сказки) »

Тема урока: Реальное и мифологическое в сюжете повести

Ч.Т. Айтматова « Белый пароход» ( После сказки)


Цели урока: раскрыть значение синтеза реального и мифологического в повести ; развитие устной речи учащихся, умения давать портретные характеристики героям произведения, аргументировать свои ответы; воспитание доброго отношения к людям, милосердия , уважения к старшему поколению.

Оборудование: интерактивная доска, кинофильм «Белый пароход»,

фотогаллерея персонажей повести.

Жизнь – это море !

Плыть желаешь ?

Построй корабль из

добрых дел.

Рудаки


Ход урока

І Орг. момент. (Показ слайда № 1,2 )

-Здравствуйте дети. Сегодня не уроке мы будем говорить о творчестве замечательного, выдающегося писателя эпохи Чингизе Торекуловиче Айтматове и о его произведении « Белый пароход». Я не случайно выбрала эпиграфом урока слова персидского поэта Рудаки «Жизнь – это море ! Плыть желаешь ? Построй корабль из добрых дел, потому что только так можно жить. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь своими мнениями о проблеме добра и зла в повести, о сюжете произведения, о соотношении между собой образов жизнеподобного, мифологического и сказочного миров.


ІІ - Но прежде чем, перейти к обсуждению данного произведения, поговорим о том , какое отражение находит в творчестве писателей и поэтов мир флоры и фауны. Какие произведения вам особенно понравились и запомнились?

Чему учат нас эти произведения? Какие чувства они воспитывают в нас?

Мир флоры и фауны – это огромная сокровищница Земли, которую люди обязаны беречь и охранять, так как человек сам является частью этого мира.

Я прошу вас поделиться с нами вашими домашними сочинениями на тему: Мое любимое животное»


ІІІ 1. « Белый пароход» - трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых. Она была написана в 1970 году. Это одна из лучших повестей автора.

Проблема добра и зла – это одна из вечных тем в литературе. Это тема является « основой многих сказок и легенд». Но если в сказках дабро всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так. Во многом повесть « Белый пароход» интересна тем, что в ней одновременно сосуществует современная жизнь и древняя легенда, причем проблема добра и зла разрешается отлично от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении – в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерные для киргизов , казахов.

2.- Откройте учебники на стр.223-224 и самостоятельно прочитайте данный текст. Что нового вы узнали ? (Слайд № 3 )

Чем отличается легенда о Рогатой Матери- оленихе, которую вы прочитали в учебнике от той, которую рассказывал дед Момун?


IV Анализ художественного произведения.


  1. Скажите ребята, какие две сказки соединились в сюжете повести Айтматова ? Почему мальчик хочет превратиться в рыбу ? / показ фрагмента фильма о превращении мальчика в рыбу /

  2. Дайте портретные характеристики главным героям. Мальчику и старику Момуну. / показ слайда № 3, 4 /

  3. Как вы думаете почему у мальчика нет имени ? А что означает имя Момун ? / показ слайда № 5 /

  4. Как вы расцениваете поступок Момуна – убийство марала ? / показ слайда № 6 /

  5. Как соотносятся между собой образы жизнеподобного, мифологического и сказочного миров ? / Показать фрагмент фильма « Легенда о Рогатой Матери - оленихе» /

  6. В какой мир уходит мальчик? Какое символическое значение имеет финал повести ? / показ слайда № 7 /

  7. Опишите пространственно временную модель повести.

  8. Почему повесть имеет двойное название «Белый пароход» и «После сказки»? Какое из названий вам больше нравится ? Аргументируйте свой ответ.

  9. Творческое задание.

  1. Как бы вы вели себя на месте мальчика ?

  2. Придумайте другую концовку повести.


V Подведение итогов урока учителем. / показ слайдов № 8 - 10/


Книги классика, лауреата многочисленных престижных международных премий переведены на 176 языков, изданы в 128 странах мира, превысив суммарный тираж в 80 млн. экземпляров. По сюжетам произведений были сняты фильмы, поставлено множество спектаклей и опер.

Ч. Айтматов – это видный представитель целой эпохи, мастер пера, великий творец человеческих судеб. На страницах своих произведений он поднимает самые злободневные и актуальные, порой даже глобальные проблемы человечества, призывая людей задуматься о том , для чего и как мы живём. Вернёмся к эпиграфу нашего урока:

Жизнь – это море !

Плыть желаешь ?

Построй корабль из

добрых дел.

Пусть эти слова станут девизом вашей жизни !


Выставление оценок


Задание на дом : стр. 224. Итоговые вопросы и задания ко ІІ разделу учебника .




































Сш № 23 им. Т. Рыскулова







Семинар для молодых учителей




Урок русской словесности в 6 –б классе


Тема: Реальное и мифологическое в повести Ч.Т. Айтматова

«Белый пароход».





Учитель : Касымбекова Д.Р.













с. Касык


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Касымбекова Диляра Райкановна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198296


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства