1.Организационный момент. (1 мин.) | - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! Не привыкайте к чудесам, – Дивитесь им, дивитесь. Не привыкайте к небесам Глазами к ним тянитесь, Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, – Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так через одно мгновенье! - Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, оценивать работу друг друга. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются |
Актуализация знаний. (3 мин) | - Слово учителя. Жил в позапpошлом веке гpустный, добpый человек. Звали его Рихаpд фон Фолькманн. Был он знаменитым на весь миp пpофессоpом хиpуpгии. Много pазных методов лечения пpидумал он, и с помощью них pаненых спасали от неминуемой смеpти. До сих поp доктоpа пользуются его изобpетением – антисептическим лечением pан. Но мало кто знал и знает, что пpофессоp пpидумывал также сказки и печатал их, скpываясь под псевдонимом. Как и в жизни, в них много несчастий и гpусти, но конец у них – неизменно счастливый. Даже гpешник в аду получает утешение в одной из сказок Фолькманна… Пеpед вами его сказка из Лейпцигского издания 1909 г. Сегодня у нас урок по сказке «Ангельские крылья». Совместно с вами мы рассмотрим, обсудим и попробуем решить все проблемы, поставленные автором в произведении. Но для начала мы должны разделиться на группы. Даются пословицы в виде разрезанных полосочек бумаги, из них должны сложить три пословицы. Подумать, как данные пословицы могут соприкасаться с темой нашего урока | Слушают учителя, соединяют пословицы ( От добра добра не ищут. Добро творить - себя веселить. Добра желаешь – добро и делай.) Высказывают предположения. |
Первичное усвоение новых знаний.(3мин) | Использование приёма «Вопрос к тексту». Перед изучением данного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Сегодня мы на уроке также поговорим о том, что мешает нам быть добрыми, милосердными. В конце урока вы должны будете записать в тетрадь слова, выражающие чувства по отношению к девочке. | Первая группа составляет три репродуктивных вопроса. Вторая группа составляет три творческих вопроса. |
Первичная проверка понимания. (20 мин) | Жизнь людей на Земле, и взрослых и детей, на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали не только во время войны, но и в мирное время. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким , дорогим людям..Эти испытания могут быть такими тяжелыми. Что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент воспринимается как чудо, спасительный свет. -Рихард фон Фолькманн – учитель доброты. Его произведения называют серьезными, философскими. Дети являются действующими лицами многих его произведений. «Детская» тема чрезвычайно волновала писателя. Он не мог равнодушно пройти мимо бед и горестей ребенка, а детских страданий он видел немало. «Ангельские крылья» - святочный рассказ. И сегодня мы с ним познакомимся. -Сейчас я вам раздам текст без концовки. Прочитайте его. На знакомство с текстом и его осмысление дается вам 5 минут. За это время вы должны подготовить выступление, ответив на вопросы. -Но сначала прошу взять один из этих листов и высказать свою позицию в соответствии с установкой., в зависимости от цвета. Этот прием называется ПРИЕМ 6 ШЛЯП из технологии критического мышления. Цвет | Шляпа (шар) | Белый | Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации. | черный | Критический, негативный. Обращает внимание на то, что плохо. Обосновывает негативные объекты. | желтый | Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм. Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего. | Синий | Аналитический, поисковый. Предполагает сделать размышления, прогноз. | зеленый | Изобретательский, новые идеи. Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей. | красный | Эмоциональный.Читательская реакция. Эмоциональное восприятие текста. | Читаю текст. Пока участники готовятся, дать КОММЕНТАРИЙ. Задания для групп. Белый цвет. -Какие события описаны в сказке? Кратко перескажите. Красный цвет. -Какие чувства и эмоции вызвала у вас сказка Фолькманна? Что вам понравилось или не понравилось в этой сказке? Черный цвет. -Найти в тексте негативное? -Почему автор видит город в темном цвете? (брошен ребенок) Синий цвет. -Для чего автор вводит в текст противопоставление образов матери и прекрасной девушки(мачехи)? -В какой момент в тексте эти образы встречаются? -Как ведут себя люди по отношению к девочке, миру? (показать в тексте искусственный мир и бездушие людей) -Что в тексте можно отнести к настоящему, а что к искусственному? Желтый цвет. -Найдите светлые места в тексте? С чем они связаны? Зеленый цвет. -Домыслите финал. -А теперь прочитаем финал у Фолькманна. (читаю я под музыку) -Этот прием называется Прием «разрыва» (с целью по-новому взглянуть на уже известное) -Удивил ли вас финал? Почему? Что нового вы узнали о свете у писателя? -Что по-вашему, означают слова «свет» и «тьма»? Физминутка (1 мин) Смена вида деятельности | Ответы групп: (описана трагичная история маленькой девочки, потерявшей свою мать. Она чувствовала себя брошенной и одинокой, вскоре девочка заболела и умерла, но к ней пришёл ангел и отвел её к маме.) (Грусть, в конце радость, потому что девочка стала ангелом и встретилась со своей мамой). (отношение мачехи и злых детей по отношению к больной девочке) (автор показывает контраст между красотой души и красотой тела), зачитывают отрывки из текста в подтверждение своих слов. (Встреча девочки с ангелом, обретение крыльев, избавление от болезни, встреча с мамой) (Высказывают предположения о финале сказки.) (искусственный - в окнах его мало - светит, но не греет. И настоящий – его много у Ангела - согрел девочку) |
Рефлексия. Подведение итогов урока. ( 5 мин.) Оценивание учащихся. | Написать в тетради слова, которые выражают чувства по отношению девочке. Какие чувства у вас возникли при чтении сказки? Какое впечатление произвело на вас это произведение? Какие чувства переполняют вашу душу и хочется ли вам, что-то изменить? -Чему учит сказка Рихаpда фон Фолькманна. «Ангельские крылья»? | Делают записи в тетрадях. Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. |