kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ричард фон Фолькманн «Ангельские крылья» урок литературы в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ричард фон Фолькманн «Ангельские крылья» урок литературы в 5 классе»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема урока: Ричард фон Фолькманн «Ангельские крылья»

Дата проведения:

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Образовательные технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.  

Цель урока: - развивать умение анализировать художественный текст.

- формировать эмоционально-ценностное отношение к действительности;


Задачи урока: - ознакомить с рассказом Рихарда фон Фолькманна «Ангельские крылья»;

- вспомнить художественные особенности «святочных рассказов»;

- формировать навык выразительного чтения;

- совершенствовать умение строить связный ответ на вопрос;

- формировать представление о нравственных ценностях: милосердии, терпимости, благожелательности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: - ЗНАТЬ жанровые и композиционные особенности рассказа ;

- УМЕТЬ выразительно читать , анализировать , характеризовать героев,

отвечать на вопросы, сопоставлять, сравнивать, сопоставлять, оценивать доказывать, аргументировать;

Личностные: - формирование уважительного отношения к людям, эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, восприятие текста

как произведения искусства, готовность вести диалог, потребность в самовыражении через слово.

Метапредметные универсальные учебные действия:

  • познавательные: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию из текста, осуществлять анализ;

  • регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока, определять степень успешности своей работы и работы других (самоконтроль, взаимооценка);

  • коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение работать индивидуально и в группе.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, диалогового взаимодействия, дифференцированного обучения, информационно-

компьютерные.

Методы обучения: творческий(чтение текста), эвристический с элементами проблемного.

Виды учебной деятельности на уроке: выразительное чтение , выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), поиск незнакомых слов и определение их значения, устный и письменный ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, характеристика героев, нравственная оценка персонажей , устное иллюстрирование, создание кластера.

Метапредметные связи: русский язык, театральное искусство, музыка.

Ход урока



Этапы урока, стадии, время, виды работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников


1.Организационный момент. (1 мин.)


- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

- Сегодня на уроке мы будем  удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, оценивать работу друг друга.    

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются






  1. Постановка цели и задачи урока.

(2 мин)


Цель нашего урока: познакомиться и проанализировать произведение Ричарда фон Фолькманна «Ангельские крылья»; формировать представление о нравственных ценностях: милосердии, терпимости, благожелательности

формулируют совместно с учителем цели и задачи урока.

Записывают тему урока.


  1. Актуализация знаний. (3 мин)



- Слово учителя. Жил в позапpошлом веке гpустный, добpый человек. Звали его Рихаpд фон Фолькманн. Был он знаменитым на весь миp пpофессоpом хиpуpгии. Много pазных методов лечения пpидумал он, и с помощью них pаненых спасали от неминуемой смеpти. До сих поp доктоpа пользуются его изобpетением – антисептическим лечением pан. Но мало кто знал и знает, что пpофессоp пpидумывал также сказки и печатал их, скpываясь под псевдонимом. Как и в жизни, в них много несчастий и гpусти, но конец у них – неизменно счастливый. Даже гpешник в аду получает утешение в одной из сказок Фолькманна…

Пеpед вами его сказка из Лейпцигского издания 1909 г.

Сегодня у нас урок по сказке «Ангельские крылья». Совместно с вами мы рассмотрим, обсудим и попробуем решить все проблемы, поставленные автором в произведении. Но для начала мы должны разделиться на группы. Даются пословицы в виде разрезанных полосочек бумаги, из них должны сложить три пословицы.

Подумать, как данные пословицы могут соприкасаться с темой нашего урока

Слушают учителя,

соединяют пословицы

( От добра добра не ищут. Добро творить - себя веселить. Добра желаешь – добро и делай.)


Высказывают предположения.


  1. Первичное усвоение новых знаний.(3мин)


Использование приёма «Вопрос к тексту». Перед изучением данного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов.

Сегодня мы на уроке также поговорим о том, что мешает нам быть добрыми, милосердными. В конце урока вы должны будете записать в тетрадь слова, выражающие чувства по отношению к девочке.

Первая группа составляет три репродуктивных вопроса.

Вторая группа составляет три творческих вопроса.



  1. Первичная проверка понимания.

(20 мин)


Жизнь людей на Земле, и взрослых и детей, на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали не только во время войны, но и в мирное время. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким , дорогим людям..Эти испытания могут быть такими тяжелыми. Что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки.  Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент воспринимается как чудо, спасительный свет.

-Рихард фон Фолькманн – учитель доброты. Его произведения называют серьезными, философскими. Дети являются действующими лицами многих его произведений. «Детская» тема чрезвычайно волновала писателя. Он не мог равнодушно пройти мимо бед и горестей ребенка, а детских страданий он видел немало. «Ангельские крылья» - святочный рассказ. И сегодня мы с ним познакомимся.

-Сейчас я вам раздам текст без концовки. Прочитайте его. На знакомство с текстом и его осмысление дается вам 5 минут. За это время вы должны подготовить выступление, ответив на вопросы.

-Но сначала прошу взять один из этих листов и высказать свою позицию в соответствии с установкой., в зависимости от цвета. Этот прием называется ПРИЕМ 6 ШЛЯП из технологии критического мышления.

Цвет

Шляпа (шар)

Белый

Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации.

черный

Критический, негативный. Обращает внимание на то, что плохо. Обосновывает негативные объекты.

желтый

Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм. Обращает  внимание на то, что есть положительного, хорошего.

Синий

Аналитический, поисковый. Предполагает сделать размышления, прогноз.

зеленый

Изобретательский, новые идеи. Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей.

красный

Эмоциональный.Читательская реакция. Эмоциональное восприятие текста.

 

Читаю текст.   Пока участники готовятся, дать КОММЕНТАРИЙ.

Задания для групп.

Белый цвет.

-Какие события описаны в сказке? Кратко перескажите.





Красный цвет.

-Какие чувства и эмоции вызвала у вас сказка Фолькманна? Что вам понравилось или не понравилось в этой сказке?



Черный цвет.

-Найти в тексте негативное?

-Почему автор видит город в темном цвете? (брошен ребенок)



Синий цвет.

-Для чего автор вводит в текст противопоставление образов матери и прекрасной девушки(мачехи)?

-В какой момент в тексте эти образы встречаются?

-Как ведут себя люди по отношению к девочке, миру? (показать в тексте искусственный мир и бездушие людей)

-Что в тексте можно отнести к настоящему, а что к искусственному?




Желтый цвет.

-Найдите светлые места в тексте? С чем они связаны?


Зеленый цвет.

-Домыслите финал.

-А теперь прочитаем финал у Фолькманна.  

  (читаю я под музыку)

-Этот прием называется Прием «разрыва» (с целью по-новому взглянуть на уже известное)

-Удивил ли вас финал? Почему? Что нового вы узнали о свете у писателя?

-Что по-вашему, означают слова «свет»  и «тьма»?


Физминутка (1 мин) Смена вида деятельности
















Ответы групп: (описана трагичная история маленькой девочки, потерявшей свою мать. Она чувствовала себя брошенной и одинокой, вскоре девочка заболела и умерла, но к ней пришёл ангел и отвел её к маме.)

(Грусть, в конце радость, потому что девочка стала ангелом и встретилась со своей мамой).

(отношение мачехи и злых детей по отношению к больной девочке)

(автор показывает контраст между красотой души и красотой тела), зачитывают отрывки из текста в подтверждение своих слов.

(Встреча девочки с ангелом, обретение крыльев, избавление от болезни, встреча с мамой)

(Высказывают предположения о финале сказки.)

(искусственный - в окнах его мало - светит, но не греет. И настоящий – его много у Ангела -  согрел девочку)



  1. Первичное закрепление знаний.(7 мин)


«Рядом с художником», упражнение на развитие зрительно-художественной образности. 
Произнесите монологи от имени: • девочки, её мамы, мачехи. Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж.


Учащиеся выступают у доски.


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(3 мин.)

1.Перенести на рисунки (создать свой «фильм») сказка Рихаpда фон Фолькманна и защитить свое произведение.(1группа)

2.Написать сочинение «Горести и радости рождественской ночи»(2группа).

3.Прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками». Индивидуально подготовить сообщение о Г.Х.Андерсене

Записывают домашнее задание

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

( 5 мин.)

Оценивание учащихся.

Написать в тетради слова, которые выражают чувства по отношению девочке.

Какие чувства у вас возникли при чтении сказки?

Какое впечатление произвело на вас это произведение?

Какие чувства переполняют вашу душу и хочется ли вам, что-то изменить? -Чему учит сказка  Рихаpда фон Фолькманна. «Ангельские крылья»?

Делают записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ричард фон Фолькманн «Ангельские крылья» урок литературы в 5 классе

Автор: Евдокимова Светлана Владимировна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства