kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ребенок на войне" по повести В.Б.Катаева "Сын полка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом году наша страна отмечает 75 летие со дня окончания  ВОВ. В этой войне принимал участие весь народ от мала до велика. Мальчишки и девчонки… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца!  Детям войны, их мужеству и героизму, посвящены многие замечательные книги. И одна из них  - книга Валентина Петровича Катаева «Сын полка», которую вы прочитали самостоятельно

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Ребенок на войне" по повести В.Б.Катаева "Сын полка"»

Открытый урок по литературному чтению «Ребенок на войне»

по повести В.Катаева «Сын полка»

Цели урока

Образовательные

  • обогащение читательского опыта : знакомства с творчеством В.П.Катаева;

  • формирование умений

анализировать текст (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);

находить главную мысль, ответ в тексте;

различать положительных героев от отрицательных;

интерпретировать образы героев, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям);

выделять и анализировать средства художественной выразительности;

выразительного чтения, чтения по ролям ;

работать в паре и группе

Развивающие

Расширять словарный запас учащихся и кругозор.

Воспитательные

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям .

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

предметные  

Продолжают знакомство с творчеством В.П.Катаева; понимают главную мысль произведения и сюжет в целом; отличают положительных героев от отрицательных; высказывают и отстаивают свою точку зрения, свои суждения о произведении; представляют и интерпретируют образ героя, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям); развивают учебные и читательские умения,( правильно называют произведение, тему и жанр);выделяют в тексте средства художественной выразительности ;учатся выразительному чтению (выбирать нужный тон и темп чтения);отрабатывают навык чтения вслух и молча, по ролям .


метапредметные 

Умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Умеют слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умеют ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

личностные

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

        Средства обучения: текст художественного произведения, отрывки из художественного фильма «Сын полка», словарь литературоведческих терминов, буктрейлер.

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Александра Твардовского

«Дети и война – нет  более

 ужасного сближения

 противоположных вещей на свете»


В этом году наша страна отмечает 75 летие со дня окончания ВОВ. В этой войне принимал участие весь народ от мала до велика.

Видеофрагмент «Встреча Вани с разведчиками»

- ребята, из какого фильма мы посмотрели отрывок?

- по сюжету, какой книги был снят данный фильм?

Мальчишки и девчонки… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Детям войны, их мужеству и героизму, посвящены многие замечательные книги. И одна из них - книга Валентина Петровича Катаева «Сын полка», которую вы прочитали самостоятельно. (1 лист - книга)


Фрагмент видеоролика «Время читать»

Выдающийся русский писатель В.П.Катаев в годы войны был фронтовым корреспондентом. Увидев безмерное людское горе, встречаясь с мальчиками-сиротами на фронтах войны, Катаев понял, что не может не написать о суровой жизни детей в годы войны.

Так в 1945 году появилась повесть Катаева «Сын полка».

Сколько же лет произведению? (75 лет произведению) (2 лист)




Предлагаю вам подобрать и записать ассоциации к словам ребенок и война.



Это могут быть слова разных частей речи, словосочетания. У доски работает ребенок

Ребенок

Война

Радость  беззащитность

счастье  беззаботность

детство будущее

Страх  несчастье

кровь  потери смерть оружие

Посмотрите внимательно на эти 2 группы слов.

- Что вы можете сказать о них?

- Они по значению одинаковые или противоположные ?

Конечно же, эти слова по значению противоположные, несовместимые.

Ребенок, дети приносят радость, счастье, это продолжение жизни, а война несет страх, горе, кровь, отнимает родных, радость, детство и даже жизнь


Опираясь, на эти два понятия, определите тему урока. Итак, тема нашего урока: Ребенок на войне (по повести В. Катаева «Сын полка») (3 лист – Повесть В.Катаева…)

Запишите над таблицей тему.


- Какие задачи вы ставите сегодня на уроке?

- Обсудить книгу Валентина Петровича Катаева «Сын полка». Сформировать коллективное мнение ребят об обсуждаемой книге.

- раскрытие образа главного героя повести (Вани Солнцева)

- познакомиться с жизнью сверстников  в тяжелые годы Великой Отечественной войны, показать, что дети на ряду со взрослыми приближали Победу.

  • Вы прочитали произведение «Сын полка». Определите его жанр? Чем повесть отличается от рассказа?

(Повесть больше по объему, с большим количеством действующих лиц , имеет развернутый сюжет)

  • Понравилось произведение? Какие чувства вы испытывали при прочтении повести? (уважения, восхищения, сочувствия, уважения, симпатии, гордости, грусти, печали)



Предлагаю по содержанию провести Блиц-опрос первый вопрос и последний задает учитель


1. Почему Ваня остался один и почему оказался у линии фронта?

(“..отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову и ее убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумой собирать куски и попался полевым жандармам. Отправили в детский изолятор. Там заразился чесоткой, болел сыпным тифом... Потом убежал, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти.”)


2. Что случилось с семьёй капитана Енакиева?

(мать, жена, сын погибли по дороге в Минск, когда на беженцев налетели немецкие штурмовики)

(из книги)

3. Кто из героев Катаева соответствует описанию: “ На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии: шинель - длинная, до пят, как юбка; круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом; погоны с маленькими стременами, перекрещёнными двумя клинками; шпоры и ,как венец всего этого воинского великолепия. ярко -алый башлык, небрежно закинутый за спину”? (сын полка ефрейтор Вознесенский)


4. Как удалось Ване вернуться к разведчикам после второго побега от ефрейтора Биденко?

(рассказал офицеру, не зная, что говорит с капитаном Енакиевым, свою историю, свою обиду, и Енакиев решил оставить мальчика у себя )


5. Что делал Ваня в своей первой разведке?

(Ваня д.б., идя со своей лошадью, изучить местность, вернуться и доложить, свободен ли путь. Вместо этого он карандашом наносилв букваре ориентиры и цели, составлял план местности. За этим занятием его и застал немецкий патруль).


6.Как фашисты убедились, что в букваре именно Ваня рисовал схемы?

(У Вани язык был синий из-за карандаша)


7. Разведчики и капитан Енакиев любили Ваню. Чем отличалась любовь разведчиков от любви Енакиева?

(разведчики любили Ваню как младшего брата, внёсшего разнообразие в их суровую боевую жизнь.Енакиев очень любил своего покойного сына.Ваня пробудил в душе Енакиева более глубокие чувства, чем братская любовь)


8. Кем же капитан Енакиев решил сделать Ваню после того, как его поставили на все виды довольствия?

(Енакиев взял его к себе связным, но на самом деле он решил научить Ваню выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта)


9. Последние напутствие полковника перед отправкой Вани Солнцева в суворовское училище. Цитата: «Ты был хорошим сыном у разведчиков и артиллеристов. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным. Но, всегда и везде, прежде всего ты должен быть верным сыном своей матери-родины».

- Прокомментируйте слова полковника.


10. Чем завершается повесть «Сын полка»? Ване пришлось пережить гибель людей, ставших ему по-настоящему родными: капитана Енакиева, Ковалева и многих других, которых считал своей семьей. Он, Ваня Солнцев, сын полка, едет учиться в Суворовское училище, чтобы стать настоящим офицером. (4 лист – среди людей часто… )




На сколько частей и какие вы разделили бы повествование автора? ( на 4 части : жизнь в оккупации, у разведчиков, у артиллеристов, в суворовском училище)

Работа в парах - Логическая цепочка

Поставьте в правильном порядке пункты плана, чтобы они соответствовали сюжету.

1.     Ваня-разведчик

2.     У разведчиков

3.     Смерть Енакиева

4.     Наводчик Ковалёв

5.     Встреча с кавалеристом Вознесенским

6.     Побег

7.     В плену у фашистов

(Ответ: 2         6           5         1          7          4         3)

Кто является главным героем?

Зачитываем отрывок знакомства читателя с главным героем. (глава 1,стр 13.) Лиза, Никина, Даша,Миша ,Илья

Как автор передает внешний облик своего героя, о чём свидетельствует портрет Вани? (В своей повести В.Катаев показывает несовместимость понятий Война и Детство. Детство – это начало жизни, радость, война – это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл)

(5 лист – простой крестьянский мальчик)


ВИДЕОРОЛИК «Встреча мальчиков»

- Кого мы видели на экране?

- Каков возраст мальчиков? (Вани 12 лет, ефрейтору Вознесенскому 14 лет)

- За что получил «раскошный мальчик» в полной походной форме гвардейской артиллерии? (за подвиг)

- Только ли взрослые могли во время войны совершать подвиги?

- Легко ли было детям войны?

-Если бы вы были на месте Вани Солнцева, смогли бы вы поступать так, как он? (6 лист – повесть о подвиге)

Чтение по ролям.

На столе лежит букварь и компас.

- Какие ассоциации вызывают у вас эти предметы? С какой главой произведения они связаны?

(14 глава)

- Предлагаю погрузиться в эту атмосферу и прочитать отрывок допроса по ролям?

(Автор - Авдеева Алена, Ваня – Трошкин Кирилл, Немка Фрау Мюллер – Бутарева София )

- какие черты характера Вани Солнцева мы видим из прочитанного отрывка?

(мужественный, храбрый, смелый, решительный, смекалистый, разумный, упрямый, стойкий)

(7 лист – повесть о чувствах)


9. Рефлексия

Учитель: Давайте вместе составим образ героя Вани Солнцева по плану

  • Имя героя Ваня Солнцев

  • Внешность (истощенным, худым подростком, который выглядел на 9-ть в свои 12-ть. Светлая, нечесаная шевелюра, веснушчатое лицо и голубые огромные глаза, в которых застыл ужас пережитого)

  • Что пришлось ему пережить – смерть родных и близких ему людей.

  • Поступки (смелые, недетские, отважные, мужественные)

  • Отношение к другим (уважительные, старался быть нужным)

  • Отношение других людей к герою (по отцовски любили, заботились, жалели)

  • Внутренние переживания (отчаяние, ужас, безысходное горе, злость, ярость, ненависть (до встречи с разведчиками. Он чувствовал себя, как в необыкновенном сказочном мире. Восторг, радость. Впервые за три года он находился среди людей, которых не надо опасаться.)

(8 лист – Ваня Солнцев)

- Обратимся к эпиграфу нашего урока, как вы понимаете слова Твардовского? (Ариша Д.)

9 лист - «Дети и война – нет  более ужасного сближения противоположных вещей на свете»

- Достигли мы цели урока? А что для этого делали?

Что вы узнали о войне? Почему нужно хранить память о погибших людях на войне? (Полина)

- В течении всего урока на доске появлялись слайды – помощники. Предлагаю вам составить с их помощью буктрейлер. (Составление буктрейлера)

Кроссворд.

Домашнее задание.

Предлагаю вам написать либо письмо, либо поздравительную открытку, но с поправкой, что сейчас это ветеран Великой Отечественной войны Иван Иванович Солнцев. В своем письме выразите свои чувства от прочитанной повести, поделитесь с пожилым человеком своими переживаниями, которые вы испытывали во время чтения произведения, задайте главному герою вопросы, которые вас интересуют. Не забудьте про цитаты. Объем работы- 1 лист.

Те, кто будут писать поздравительную открытку, найдите теплые слова - поздравления и пожелания.

10. Подведение итогов. Выставление отметок. Просмотр буктрейлера. 

Приложение

Тема урока «____________________________________________»

Задание 1

Ребенок

Война














Радость,  беззащитность, счастье, страх,  будущее, несчастье, кровь,  потери,  смерть, беззаботность, оружие, детство

Задание 2

1

 Ваня-разведчик


2

 У разведчиков


3

 Смерть Енакиева


4

 Наводчик Ковалёв


5

Встреча с кавалеристом Вознесенским


6

 Побег


7

 В плену у фашистов



Задание 3

Имя героя


Внешност


Что пришлось ему пережить


Поступки


Отношение к другим


Отношение других людей к герою


Внутренние переживания






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Ребенок на войне" по повести В.Б.Катаева "Сын полка"

Автор: Яушева Ольга Анатольевна

Дата: 12.02.2020

Номер свидетельства: 539367


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства