РАЗВИТИЕ ГЕНИЯ А.С.ПУШКИНА. «ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!» ПРЕДАННОСТЬ ИДЕАЛАМ ДРУЖБЫ В СТИХОТВОРЕНИИ «19 ОКТЯБРЯ»
Это имя – знакомое с детства -
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь
Павел Антальковский
Он морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешане пришёл, кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной;
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашёл привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лёд полуночных гнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Можно ли эти строчки считать гимном “лицейскому братству”?
Каким чувством наполнены эти строки?
?
?
Только ли лирический герой не может быть на праздновании Дня Лицея?
Каковы причины их отсутствия?
Каким вы увидели Корсакова?
Почему Матюшкин появляется вслед за Корсаковым?
Какие строки обращают на себя внимание?
Из края в край, преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей, печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил..
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе – фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой.
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись,
Но невзначай просёлочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись…
Расставшись с лицейскими друзьями, лирический герой находит других друзей, но можно ли их назвать друзьями?
?
О ком из лицейских друзей говорит Пушкин в следующих строфах?
Кого Пушкин называет "мой первый друг, мой друг бесценный"? Почему?
Какова была цель поездки Пущина в Михайловское?
Кого Пушкин именует "счастливцем с первых дней"? Почему?
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, певец пермесских дев,
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся - но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там,
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Кого Пушкин называет "певцом пермесских дев", "ленивцем вдохновенным"?
Почему вслед за Пущиным и Горчаковым поэт говорит о Дельвиге?
Какую роль в жизни Пушкина сыграл Дельвиг?
О ком поэт говорит "мой брат родной по музе, по судьбам"?
Пируйте же, пока ещё мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придётся одному?
Несчастный друг! Средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас во дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой пусть печальной
Тогда сей день за чашей проведёт,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провёл без горя и забот.
К кому испытывает чувство жалости Пушкин?
?
Кто же окажется последним лицеистом пушкинского выпуска?
Что в стихотворении «19 октября» вас удивляет, заставляет задуматься?
В чём причина изменения настроения героя?
Что же такое дружба и друзья для Пушкина?
Вывод:
Лицей дал не только блестящее образование, но и научил по-настоящему дружить. Лицейскую дружбу его выпускники пронесли через всю жизнь. Именно в лицейский период формируется личность Пушкина, раскрывается его поэтический талант.
Домашнее задание
- - Составить кластер «Что такое дружба для А.С.Пушкина», основываясь на стихотворении «19 октября», выписать только существительные или словосочетания.
- - Подобрать 5 пословиц о дружбе.
Спасибо за внимание
Источники
- Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. СП.: Искусство, 2009.
- Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: в 2 Т. – М., Молодая гвардия, 2004.
- Труайя А. Александр Пушкин: биография. – М.: Эксмо, 2004.
- При оформлении презентации использованы фрагменты картин художников: И. Репина, А. Тона, Ф. Алексеева, В. Боровиковского, С. Щедрина, В. Петрова, С. Галактионова, А. Мартынова, Н. Рушевой, Г. Трагоут.
.
Презентацию подготовила
учитель - методист высшей категории
КОШ №122
г. Кривого Рога
Копайгора Светлана Викторовна