Просмотр содержимого документа
«Развитие духовно-нравственного здоровья посредством применения на уроках литературы здоровьесберегающих технологий»
Развитие духовно-нравственного здоровья посредством применения на уроках литературы здоровьесберегающих технологий
Дробышева Елена Павловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 27» им. И.Д. Смолькина
г.Новокузнецк
«Самый длинный, но верный путь».
Л.Н.Толстой
Этими словами, произнесёнными незадолго до смерти, Лев Толстой завершил мысль о том, что «воспитание спасёт мир».
Трагическая судьба России такова, что в течении xx века она пережила слом двух идеологий – сначала церковно – монархической, потом - марксистско-ленинской. Преодоление кризиса во многом зависит от того, как отреагирует школа, педагогическая общественность на происходящее в стране.
Привычно считать, что школа-служанка государственной системы: болезни последней приводят к кризису первой. Каково общество - такова и школа. Но школа, отражая происходящее вокруг, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, которой придётся жить и работать в будущем. Таким образом, вопрос духовной и телесной защищённости ребёнка от разрушающего воздействия внешних обстоятельств - основной для современной школы. Цель школы - помочь раскрыть гуманистическую природу человека в процессе его духовного и физического становления и развития.
Двадцать лауреатов Нобелевской премии мира обратились к главам государств - членам Государственной Ассамблеи ООН - с просьбой объявить 2000-2010 годы Десятилетием культуры ненасилия. В своём обращении они указывают на страдания детей, испытывающих на себе воздействие и последствия насилия. В связи с этим здоровье сберегающие технологии приобретают всё большую актуальность [1 стр.7].
Практически все современные инновационные школы заявляют о своей гуманистической ориентации, демократизации образования, общечеловеческих ценностях и других привлекательных идеях, которые должны повысить качество образования в российских школах. Однако остаётся слабо изученной главная проблема образования – проблема духовного развития ребёнка.
В этой связи проблема личности учителя выходит на первый план при реализации педагогического проекта « Здоровье- сберегающие технологии».
Учитель, даже хорошо владеющий темой, учит не только «информацией», но и своим примером, своей заинтересованностью, своим следованием по пути совершенства. Если учитель старается продвинуть учеников по направлению к идеалам, глубоко в душе не разделяемым и не реализуемым своей жизнью, своим личным примером, он вносит глубокий разлад в душу ребёнка, подрывает веру в ценность и реальные возможности духовного совершенства. Л.Н.Толстой писал, что «поступать так - великое преступление…Нет ничего хуже притворства доброты. Оно отталкивает больше, чем откровенная злоба». Таким образом, духовное здоровье учителя становится главным моментом, определяющим эффективность педагогической программы, нацеленной на духовное и нравственное развитие ученика [1стр. 53].
Перед литературой как школьным предметом во все времена ставились самые разнообразные задачи. В рамках здоровье сберегающих технологий основной задачей является формирование духовно-нравственного здоровья учащихся.
Ещё В.А.Сухомлинский писал, что «искреннее изумление перед тайной природы - могучий толчок для стремительного потока мыслей» [1 стр. 231].
«Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха,- говорил С.Образцов,- этот человек никогда не поймёт искусства, не поймёт красоты жизни» [1 стр. 211].
Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». В связи с этим важно уметь поставить ребёнка в позицию активного созерцателя, помочь наладить диалог с природой, её красотой и гармонией [1стр. 211].
Чтобы в старших классах мимо тонкого взгляда читателя не прошли строки из «Анны Карениной»: « Стоит только припасть ухом к земле, и услышишь, как поднимается, и шелестит, и скрипит, и стонет, набирается сил крохотный росток», нужно с младших классов учить детей отзываться на великолепие природы.
Одним из путей решения этой задачи являются эмоционально-эстетические познавательные упражнения, которые проводятся мною на уроках литературы в 5 классе и побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемый объект с точки зрения его красоты и выразительности. Главная же цель таких упражнений прекрасно выражена в строках Н. Рыленкова [3стр. 17].:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо вглядеться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Вот одно из таких заданий.
ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ.
Смотрели ли вы когда-нибудь долго-долго на какое-либо дерево? Что вам представилось? О чём вы думали?
Попробуйте понаблюдать за каким-либо деревом в разную погоду в разное время года и дня. Записывайте свои наблюдения. Нарисуйте своё дерево в разные моменты его жизни. Через некоторое время у вас появится своя « Книга жизни дерева».
Любите ли вы бывать в лесу? Чем отличаются ваши «лесные мысли» от тех, что приходят к вам дома? Чем лес является для вас? Что он рождает в вашей душе?
Напишите небольшое сочинение на эту тему.
Какие описания леса вам нравятся больше всего и почему?
Попробуйте прислушаться к шуму деревьев, и здесь вы найдёте различия, потому что шум рощ не похож на шум бора.
Напишите стихотворение или сочинение о своём любимом дереве, передав в слове отношение к нему.
У Ф.И.Тютчева есть такие строки:
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом,
Поют деревья…[5 стр. 29]
Когда поют деревья? Удавалось ли вам наблюдать такие прекрасные моменты в природе?
Есть ли у вас любимый цветок? Придумайте легенду, объясняющую название того или иного цветка, сказочную историю о луговом царстве.
Какое ощущение вызывает у вас звёздная ночь?
Как вы думаете, почему люди любят смотреть на звёздное небо?
Как вы понимаете высказывание «Возле цветка нет одиночества»?
Попытайтесь объяснить высказывание Г.Х. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свободу и маленький цветок»?
Как вы думаете, улыбается ли земля?
Плачет ли земля? Расскажите случай, когда вы услышали плач земли.
Есть ли у вас заветные места? Расскажите о них или нарисуйте их.
Были ли в вашей жизни моменты, когда природа изумляла вас? Расскажите о них.
В качестве примера хочется привести фрагменты детских работ:
«Когда выпал первый снег, мне стало жалко кусты смородины в нашем огороде, потому что они были в снегу. Но мама сказала, что они оделись в белые шубки и им теперь тепло. На душе у меня стало радостно». ( Гусельникова Ольга, 5А класс); «Раньше я всегда ломал ветки деревьев, особенно летом, когда надо было во что-то играть. А теперь мне жалко дерево, даже когда папа ломает ветки на баню». ( Оспищев Александр, 5А класс); «Когда мы с папой чистили двор от снега, то навалили сугробы вокруг деревьев, потому что в школе нам говорили, что так им теплее».(Нечипорчук Виктор, 5А класс)
Анализ детских творческих работ, совместные наблюдения, беседы с детьми подтверждают эффективность таких заданий. Полученные ребятами впечатления войдут в их духовный фонд, душа ребёнка станет зорче и тоньше.
На уроках литературы царит атмосфера любви, добропорядочности и партнёрства, основанная на уважении индивидуальности человека. У каждого ребёнка есть своя точка зрения, есть она и у педагога. Все пребывают в поиске, и нет довлеющей силы, которая могла бы заявить о себе как об истине в последней инстанции. Для достижения подобного общения учитель старается:
обладать высокой общей гуманитарной культурой;
стремиться к обретению знаний, умений, навыков в области самопознания, личностного совершенствования и профессионального роста;
иметь устойчивые нравственные ориентиры, эстетический вкус, установку на здоровый образ жизни, высокую экологическую культуру, потребности в творческой созидательной деятельности;
иметь потребность в передаче жизненного и профессионального опыта;
быть готовым к соучастию в образовании ребёнка.
Сверхзадачей здоровье сберегающего направления является поиск пути, способного помочь ребёнку осознать нравственную ответственность за свою судьбу и судьбу рядом живущих.
Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?!
Здоровьесберегающие технологии призваны развить в ребёнке духовно сильную личность, готовую к испытаниям, умеющую отстоять своё достоинство и найти способ защитить себя от духовного и телесного разрушения.
В рамках раскрытия гуманистической природы человека уроки литературы приобретают первостепенное значение. Они должны воспитывать в ребёнке КУЛЬТУРУ ЧУВСТВА.
В это понятие входит:
чувство справедливости и долга;
доброжелательность, искусство понимать иную жизненную позицию;
чувство сопричастности, сопереживания, умение жить по принципу «не навреди живому»;
способность решать проблемы без агрессии и причинения вреда другим;
искренность намерений, ответственность за свои поступки;
умение сохранять своё и чужое достоинство, служить общеполезному делу.
Главное в том, чтобы ученик
испытывал внутреннее удовлетворение от учебного процесса;
ощущал, что он признан как личность;
был способен к демократическому общению;
ощущал физическое здоровье, осознавал, что умеет сохранить и поддержать его.
Литература:
Ремизов, В.Б. «Школа Л.Н.Толстого»-модель непрерывного образования нового типа [Текст] / В.Б.Ремизов. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 2003.-355с.
Резолюция 53/25 от 10.11.1998г. Генеральной Ассамблеи ООН.
Рыленков, Н.И. Избранная лирика [Текст] / Н.И. Рыленков.- М.: Московский рабочий,1965.-125 с.
Тютчев, Ф.И. Сборник стихотворений [Текст] / Ф.И. Тютчев-М.: Эксмо, 2006.- 213 с.