Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русской словесности на тему "Русские народные сказки. Виды народных сказок. Поэтика сказок (герои, стиль, композиция)"»
Урок 9
Русские народные сказки. Виды народных сказок.
Поэтика сказок (герои, стиль, композиция).
Цель:
- познакомить учащихся с особенностями волшебной сказки;
- развивать образное мышление и навыки самостоятельной работы;
- формировать интерес учащихся к познанию культуры своего народа.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация
1) Беседа по вопросам домашнего задания.
2) Конкурс знатоков. Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в «Сказкоград».
Жители этого города приготовили для вас свои задания и надеются, что вы покажете свое умение мыслить быстро, отвечать правильно.
- Из какой сказки эти строки?
1. Петушок, Петушок! Золотой гребешок, шёлкова бородушка, масляна головушка, выгляни в окошко, дам тебе горошку. («Лиса и петух»)
2. Ты, куманек, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»),
3. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко»)
4. Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. («Гуси-лебеди»).
6. Эх, старая! Поздно хватилась: в Печинске-Горшечинске был Пегухан Куриханыч, да переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич. Отгадай-ка вот, бабушка, нашу загадку. («Петухан Куриханыч»)
3. Формирование новых понятий и способов действия.
1) Слово учителя
- В прежнюю пору люди работали от зари до зари. Много забот было и у казаха-бедняка, и русского бедного крестьянина. И лишь искусство помогало людям, знавшим тяготы трудовой жизни, но не знавшим грамоты.
С незапамятных времен люди сами создавали песни, пословицы, загадки, сказки, которые рассказывали о жизни народа, мечтах об её улучшении, а также отражали наблюдения за природой, повадками животных.
Возвратившись с поля и расположившись у домашних очагов, люди слушали сказочников. Все забывал в такие минуты человек: беды, обиды, несчастья и неудачи, он начинал верить в осуществление своих мечтаний, сводившихся, в основном, к победам над житейскими невзгодами, обузданию грозных сил природы и к облегчению тяжелого изнуряющего труда.
Фольклорная сказка - это один из самых любимых в народе жанров. Многие сказки родились из мифов, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью.
Словарная работа.
Фольклорная сказка - это фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической
условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.
Широта и разнообразие этого жанра проявляются в том, что сказки отражают самые разные стороны жизни и рассказывают о самых разных людях: о царях и крестьянах, об умных и глупых. Нет, наверное, такого вопроса, на который не попыталась бы ответить сказка. Но отвечает на эти вопросы сказка очень необычно. Сказочники придумывают фантастический мир, какое-нибудь тридевятое царство.
Наиболее древние из сказок - сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времен, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных. Их герои - звери и птицы, но как они похожи на людей.Лисой мы называем человека корыстного, расчетливого, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Сказки о животных, как и волшебные сказки, помогают верно понимать жизнь, людские нравы.
Из далёкого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки мифов, в которых прекрасную девушку с помощью магии можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках.
Для чего чудеса в сказках? Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, ловили рыбу, били зверей, надеялись на лучшую жизнь. И в сказках люди думали о том же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердыми в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.
Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации. В них еще больше правды. Это настоящая сатира - насмешка над барином, купцом, самим царем. В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, смекалка и ум - над глупостью. Смысл бытовых сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива и корысть. Веселый смех народа выставляет на позор человеческие пороки.
За время своего существования, переходя от рассказчика к рассказчику, сказки освобождались от лишнего, случайного и приобретали законченность и художественное совершенство.
2) Чтение статьи учебника, стр. 35-40.
3) По названию сказки определите ее вид.
«Как поп работницу нанимал», «Лисичка со скалочкой», «Солдат и царица», «Финист - ясный сокол», «Три царства», «Кот и лиса», «Василиса Премудрая» «Лиса и кувшин», «Каша из топора», «Иван-царевич и серый волк», «Как мужик гусей делил», «Журавль и цапля».
4. Применение. Формирование умений и навыков
1) Рабочая тетрадь, задание 24. Прочитайте отрывки из сказок и определите их вид
1. Жил в деревне бедный мужичок. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит - не нагреется, лицо его от мороза разгорается. Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:
2. Жили-были кум с кумой - волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.
- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.
- А, знать, меня на повой зовут! - бормочет лиса,
- Так поди, сходи, - говорит волк.
Вот кума из избы, да прямехонько к меду, нализалась и вернулась назад. («Лиса-повитуха») ___________________________________________________________________
3. Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у ней конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.
4. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел. ______________
2) Рабочая тетрадь, задание 25. Установите правильную последовательность элементов композиции волшебной сказки.
1. Появление героя.
2. Бой с противником.
3. Брак и воцарение героя.
4. Зачин.
5. Встреча с дарителем.
6. Испытание и награждение героя.
7. Запрет
8. Победа и возвращение героя.
9. Трудная задача и ее
выполнение.
3. Итоговая беседа о художественных особенностях фольклорной сказки.
- Вам уже известно высказывание А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Какой «урок» дает нам народная сказка? Только ли поучительная, воспитательная цель ставилась перед сказкой? Для чего еще сочинялись сказки? Почему и сегодня сказочные, фантастические сюжеты привлекают к себе внимание читателей?
- К какой группе сказок наиболее применимы слова А.С. Пушкина «Сказка ложь...»? Почему особое распространение получили именно волшебные сказки?
- Чем бытовые сказки и сказки о животных отличаются от волшебных? Действуют ли в них традиционные сказочные сюжетные ходы (вмешательство злых сил, нарушение запрета, испытание героя, волшебные предметы, сказочные помощники, троекратный повтор)?
4) Запись в тетради.
- Ребята, на последующих уроках вам не раз придется пересказывать сказки. Чтобы делать это как можно лучше, давайте запишем в тетради памятку.