kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по подготовке к итоговому сочинению по литературе в 11 классе по теме "В чем смысл жизни?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит литературный материал, на обсуждении которого строится беседа о смысле жизни. В ходе урока  учащиеся усваивают понимание смысла жизни в отечественной литературе 19-20 веков, у них формируется необходимость определения собственного места в жизни. Кроме поэтических произведений современных поэтов, учащиеся анализируют, изученные ранне произведения А.П.Чехова, А.П.Платонова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе по теме»

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе по теме «Смысл жизни»


Цель:

Формирование мировоззрения, связанного с пониманием смысла жизни как духовной стороны человеческого бытия.

Задачи:

  1. Усвоить понимание смысла жизни в отечественной литературе.

  2. Продолжить обучение написанию сочинения-размышления.

  3. Развивать навыки анализа поэтического и прозаического текстов.

  4. Расширить литературный кругозор учащихся.

  5. Формировать необходимость определения учащимися своего места в жизни и построения ими жизненных целей.

Оборудование: словари, презентация, интерактивный комплекс, текст рассказов А.П.Чехова «Крыжовник», А.П.Платонова «Неизвестный цветок», «Юшка»:

Ход урока:

  1. Беседа по вопросам: Что вы понимаете под смыслом жизни? Для чего живет человек? Что является смыслом жизни для вас?

  2. Запись эпиграфа урока:

В жизни по-разному можно жить. 
В горе можно. И в радости. 
Вовремя есть. Вовремя пить. 
Вовремя делать гадости. 
А можно и так: на рассвете встать 
И, помышляя о чуде, 
Рукой обожженною солнце достать 
И подарить его людям. 
С.Островой
 

  1. Анализ стихов:

    1. Стихотворение С.Я.Маршака «Цените слух, цените зренье»

Цените слух, цените зренье, 
Любите зелень, синеву, - 
Все, что дано вам во владенье 
Двумя словами: «Я живу». 
Любите жизнь, покуда живы. 
Меж ней и смертью только миг. 
А там не будет ни крапивы, 
Ни роз, ни пепельниц, ни книг. 
И солнце даже не заметит, 
Что в глубине каких-то глаз 
На этой маленькой планете 
Навеки свет его погас. 

  • К чему призывает автор стихотворения! В чем, по вашему мнению, видит смысл жизни С.Я.Маршак?

  • Почему в одном предложении рядом стоят, казалось бы, несопоставимые вещи: «А там не будет ни крапивы, /Ни роз, ни пепельниц, ни книг»? Что можно ценить в обжигающей крапиве и пепельнице?

  • Насколько, по мнению автора, жизнь длинна? («Меж ней и смертью только миг»)

  • В каких еще поэтических произведениях подчеркивается быстротечность жизни? («Есть только миг между прошлым и будущим, именно он и называется жизнь»)

О быстротечности жизни говорит и Вадим Шефнер в своем стихотворении «До обидного жизнь коротока»

  1. Работа со стихотворением Вадима Шефнера

До обидного жизнь коротка. 
Ненадолго венчают на царство,

От глотка молока - до глотка, 
Подносимого с плачем лекарства. 

Но меж теми глотками – заметь Нам

не мало на выбор дается: 
Можно дома за чаем сидеть, 
Можно пить из далеких колодцев. 

Если жизнь не легка, не гладка, 
Если жизнью шагаешь далеко, 
То не так уж она коротка, 
И бранить ее было б жестоко. 

Через горы, чащобы, пески, 
Не боясь ни тумана, ни ветра 
Ты пошел от истоков реки – 
И до устья дошел незаметно. 

Вот и кончен далекий поход - 
Не лекарство ты пьешь из стакана, - 
Это губы твои обдает 
Горьковатая зыбь Океана. 

  • Выпишите метафору, определяющую значение жизни («От глотка молока - до глотка,/Подносимого с плачем лекарства»). Как вы ее понимаете?

  • Можно ли, по мнению автора, продлить жизнь? Как?

  • Согласны ли вы с позицией автора?

  1. Анализ стихотворения Кайсына Кулиева  «Восхождение»

  • Сравните, чем похожи идеи стихотворений Кайсына Кулиева  и Вадима Шефнера.

  • Почему на жизненном пути должны быть обязательно вершины?

  • Цель вашей жизни легко осуществима или нет?

  1. Работа над рассказом А.П.Чехова «Крыжовник».

  • Скажите, а в чем цель жизни главного героя рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»? 

  • Она легко осуществима? Приведите примеры из текста.

  • Можно ли эту цель назвать достойной?

(Чехов показывает, как люди, не занятые полезной общественной деятельностью, не умеющие по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей, создают иллюзии цели, расходуют энергию, молодость на её выполнение)

  • Как рассказчик, Иван Иванович, расценивает стремление брата? Счастлив ли он сам? Воплотил ли в жизнь какие-либо из своих убеждений?

Прослушивание отрывка из аудиакниги

( Он критически осмысливает весь неразумный путь брата к достижению нищенской цели. В итоге он говорит, что «как много довольных счастливых людей!..», но он не принимает спокойствие современной общественной жизни, стремится разбудить у слушателей дух протеста…Он предлагает как один из способов борьбы и переустройства: «Делайте добро», но при этом сам решительно ничего не делает, а только бранит себя и признаётся: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня болит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать… Ах, если бы я был молод!»)

- Какова позиция А.П.Чехова? ( Наверное, в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и его тоже одолевали сомнения: каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что за борьба, которую надо вести и с кем?)

  1. Аукцион. Назовите произведения, которые можно использовать в качестве литературного материала на сочинении по теме «Смысл жизни»? (По ходу аукциона идет обсуждение названных произведений на соответствие теме, учащиеся записывают названия произведений)

  2. Работа над рассказом А.П. Платонова «Неизвестный цветок».

-Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?

-Были ли в жизни цветка минуты радости? Какие?

-Была ли у цветка самая главная цель в жизни?

-Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?

-Писатель не случайно «вырастил» сына-цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал, как вы считаете?

-Что унаследовал сын от своего отца? Что в нём изменилось?

-Почему новый цветок немного красивее своего отца?

-Какую идею хочет донести до читателя автор?

Познакомьтесь с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать в качестве вывода?

  • Жить – значит действовать. А.Франс

  • Жизнь ничего не дает без тяжких трудов и волнений. Гораций

  1. Работа над рассказом А.П.Платонова «Юшка»

  • Есть ли что-нибудь общее между главными героями рассказов «Юшка» и «Неизвестный цветок»?

  • Почему люди были так жестоки к Юшке? Почему Юшка терпел обиды и не возмущался?

  • Как Юшка объясняет поведение детей?

  • Как относятся к Юшке взрослые люди?

  • Что изменилось в жизни людей после его смерти?

  • В чем смысл жизни Юшки? Кто продолжает его заповеди?

  • В чем идея рассказа «Юшка»?

  1. Итоги урока.

  • Исходя из сказанного, ответьте на вопрос, какова же должна быть цель жизни?

  • Вывод урока можно сформулировать цитатой Джона Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало своей жизни, и на каждый закат солнца как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием».

  1. Домашнее задание:

Написать сочинение «Дар напрасный, дар случайный Жизнь, на что ты мне дана?» (А.С.Пушкин)

Просмотр содержимого презентации
«смысл жизни»

В чем смысл жизни? Зачем я родился? Что я делаю на Земле? Зачем я живу? Какое предназначение моей жизни?

В чем смысл жизни?

Зачем я родился?

Что я делаю на Земле?

Зачем я живу?

Какое предназначение моей жизни?

В жизни по-разному можно жить .   В горе можно. И в радости.   Вовремя есть. Вовремя пить.   Вовремя делать гадости.   А можно и так: на рассвете встать   И, помышляя о чуде,   Рукой обожженною солнце достать   И подарить его людям. 
  • В жизни по-разному можно жить В горе можно. И в радости.  Вовремя есть. Вовремя пить.  Вовремя делать гадости.  А можно и так: на рассвете встать  И, помышляя о чуде,  Рукой обожженною солнце достать  И подарить его людям. 

С.Островой  

Цените слух, цените зренье,   Любите зелень, синеву, -   Все, что дано вам во владенье   Двумя словами: «Я живу».   Любите жизнь, покуда живы.   Меж ней и смертью только миг.   А там не будет ни крапивы,   Ни роз, ни пепельниц, ни книг.   И солнце даже не заметит,   Что в глубине каких-то глаз   На этой маленькой планете   Навеки свет его погас. 
  • Цените слух, цените зренье,  Любите зелень, синеву, -  Все, что дано вам во владенье  Двумя словами: «Я живу».  Любите жизнь, покуда живы.  Меж ней и смертью только миг.  А там не будет ни крапивы,  Ни роз, ни пепельниц, ни книг.  И солнце даже не заметит,  Что в глубине каких-то глаз  На этой маленькой планете  Навеки свет его погас. 

С.Маршак

До обидного жизнь коротока.   Ненадолго венчают на царство, От глотка молока - до глотка   Подносимого с плачем лекарства.    Но меж теми глотками – заметь Нам не мало на выбор дается:   Можно дома за чаем сидеть,   Можно пить из далеких колодцев.    Если жизнь не легка, не гладка,   Если жизнью шагаешь далеко,   То не так уж она коротка,   И бранить ее было б жестоко.    Через горы, чащобы, пески,   Не боясь ни тумана, ни ветра   Ты пошел от истоков реки –   И до устья дошел незаметно.    Вот и кончен далекий поход -   Не лекарство ты пьешь из стакана, -   Это губы твои обдает   Горьковатая зыбь Океана.  Вадим Шефнер

До обидного жизнь коротока.  Ненадолго венчают на царство,

От глотка молока - до глотка  Подносимого с плачем лекарства.  Но меж теми глотками – заметь

Нам не мало на выбор дается:  Можно дома за чаем сидеть,  Можно пить из далеких колодцев.  Если жизнь не легка, не гладка,  Если жизнью шагаешь далеко,  То не так уж она коротка,  И бранить ее было б жестоко.  Через горы, чащобы, пески,  Не боясь ни тумана, ни ветра  Ты пошел от истоков реки –  И до устья дошел незаметно.  Вот и кончен далекий поход -  Не лекарство ты пьешь из стакана, -  Это губы твои обдает  Горьковатая зыбь Океана. 

Вадим Шефнер

ВОСХОЖДЕНЬЕ    Жизнь – на вершины всходить и взойти.   Жизнь – это значит не сбиться с пути.   Трудно! Но пусть не робеет душа,   В снежную бурю, под ветра гуденье   Будем карабкаться, трудно дыша.   Жизнь – восхожденье.   Жизнь – восхожденье.   Манит вершина, светла и строга,   Золотом солнце покрыло луга,   Снежные вихри на каждом шагу   Тщетно пытаются сеять смятенье,   Все ж мы дойдем, утопая в снегу.   Жизнь – восхожденье.   Жизнь – восхожденье.   Жизнь – это значит дорога крута,   Жизнь – это вечно в глазах высота.   Видеть вершину всегда пред собой,   Видеть сквозь бурю, сквозь тучи препятствий,   И по камням, по тропе ледяной   Все подниматься!   Все подниматься!    Кайсын Кулиев 
  • ВОСХОЖДЕНЬЕ  Жизнь – на вершины всходить и взойти.  Жизнь – это значит не сбиться с пути.  Трудно! Но пусть не робеет душа,  В снежную бурю, под ветра гуденье  Будем карабкаться, трудно дыша.  Жизнь – восхожденье.  Жизнь – восхожденье.  Манит вершина, светла и строга,  Золотом солнце покрыло луга,  Снежные вихри на каждом шагу  Тщетно пытаются сеять смятенье,  Все ж мы дойдем, утопая в снегу.  Жизнь – восхожденье.  Жизнь – восхожденье.  Жизнь – это значит дорога крута,  Жизнь – это вечно в глазах высота.  Видеть вершину всегда пред собой,  Видеть сквозь бурю, сквозь тучи препятствий,  И по камням, по тропе ледяной  Все подниматься!  Все подниматься!  Кайсын Кулиев 
Аукцион
  • Аукцион

Назовите произведения, которые можно использовать в качестве литературного материала на сочинении по теме «Смысл жизни»?

Цветок- труженник
  • Цветок- труженник
Жить – значит действовать. А.Франс Жизнь ничего не дает без тяжких трудов и волнений.
  • Жить – значит действовать.

А.Франс

  • Жизнь ничего не дает без тяжких трудов и волнений.

Гораций

«Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало своей жизни, и на каждый закат солнца как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием».
  • «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало своей жизни, и на каждый закат солнца как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием».

Джон Рескин

Домашнее задание:
  • Домашнее задание:

Написать сочинение «Дар напрасный, дар случайный Жизнь, на что ты мне дана?» (А.С.Пушкин)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Рогожникова Наталья Геннадьевна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 257943


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства