Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе по теме «Смысл жизни»
Цель:
Формирование мировоззрения, связанного с пониманием смысла жизни как духовной стороны человеческого бытия.
Задачи:
Усвоить понимание смысла жизни в отечественной литературе.
Продолжить обучение написанию сочинения-размышления.
Развивать навыки анализа поэтического и прозаического текстов.
Расширить литературный кругозор учащихся.
Формировать необходимость определения учащимися своего места в жизни и построения ими жизненных целей.
Оборудование: словари, презентация, интерактивный комплекс, текст рассказов А.П.Чехова «Крыжовник», А.П.Платонова «Неизвестный цветок», «Юшка»:
Ход урока:
Беседа по вопросам: Что вы понимаете под смыслом жизни? Для чего живет человек? Что является смыслом жизни для вас?
Запись эпиграфа урока:
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
С.Островой
Анализ стихов:
Стихотворение С.Я.Маршака «Цените слух, цените зренье»
Цените слух, цените зренье,
Любите зелень, синеву, -
Все, что дано вам во владенье
Двумя словами: «Я живу».
Любите жизнь, покуда живы.
Меж ней и смертью только миг.
А там не будет ни крапивы,
Ни роз, ни пепельниц, ни книг.
И солнце даже не заметит,
Что в глубине каких-то глаз
На этой маленькой планете
Навеки свет его погас.
К чему призывает автор стихотворения! В чем, по вашему мнению, видит смысл жизни С.Я.Маршак?
Почему в одном предложении рядом стоят, казалось бы, несопоставимые вещи: «А там не будет ни крапивы, /Ни роз, ни пепельниц, ни книг»? Что можно ценить в обжигающей крапиве и пепельнице?
Насколько, по мнению автора, жизнь длинна? («Меж ней и смертью только миг»)
В каких еще поэтических произведениях подчеркивается быстротечность жизни? («Есть только миг между прошлым и будущим, именно он и называется жизнь»)
О быстротечности жизни говорит и Вадим Шефнер в своем стихотворении «До обидного жизнь коротока»
Работа со стихотворением Вадима Шефнера
До обидного жизнь коротка.
Ненадолго венчают на царство,
От глотка молока - до глотка,
Подносимого с плачем лекарства.
Но меж теми глотками – заметь Нам
не мало на выбор дается:
Можно дома за чаем сидеть,
Можно пить из далеких колодцев.
Если жизнь не легка, не гладка,
Если жизнью шагаешь далеко,
То не так уж она коротка,
И бранить ее было б жестоко.
Через горы, чащобы, пески,
Не боясь ни тумана, ни ветра
Ты пошел от истоков реки –
И до устья дошел незаметно.
Вот и кончен далекий поход -
Не лекарство ты пьешь из стакана, -
Это губы твои обдает
Горьковатая зыбь Океана.
Выпишите метафору, определяющую значение жизни («От глотка молока - до глотка,/Подносимого с плачем лекарства»). Как вы ее понимаете?
Можно ли, по мнению автора, продлить жизнь? Как?
Согласны ли вы с позицией автора?
Анализ стихотворения Кайсына Кулиева «Восхождение»
Сравните, чем похожи идеи стихотворений Кайсына Кулиева и Вадима Шефнера.
Почему на жизненном пути должны быть обязательно вершины?
Цель вашей жизни легко осуществима или нет?
Работа над рассказом А.П.Чехова «Крыжовник».
Скажите, а в чем цель жизни главного героя рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»?
Она легко осуществима? Приведите примеры из текста.
Можно ли эту цель назвать достойной?
(Чехов показывает, как люди, не занятые полезной общественной деятельностью, не умеющие по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей, создают иллюзии цели, расходуют энергию, молодость на её выполнение)
Прослушивание отрывка из аудиакниги
( Он критически осмысливает весь неразумный путь брата к достижению нищенской цели. В итоге он говорит, что «как много довольных счастливых людей!..», но он не принимает спокойствие современной общественной жизни, стремится разбудить у слушателей дух протеста…Он предлагает как один из способов борьбы и переустройства: «Делайте добро», но при этом сам решительно ничего не делает, а только бранит себя и признаётся: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня болит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать… Ах, если бы я был молод!»)
- Какова позиция А.П.Чехова? ( Наверное, в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и его тоже одолевали сомнения: каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что за борьба, которую надо вести и с кем?)
Аукцион. Назовите произведения, которые можно использовать в качестве литературного материала на сочинении по теме «Смысл жизни»? (По ходу аукциона идет обсуждение названных произведений на соответствие теме, учащиеся записывают названия произведений)
Работа над рассказом А.П. Платонова «Неизвестный цветок».
-Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?
-Были ли в жизни цветка минуты радости? Какие?
-Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
-Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?
-Писатель не случайно «вырастил» сына-цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал, как вы считаете?
-Что унаследовал сын от своего отца? Что в нём изменилось?
-Почему новый цветок немного красивее своего отца?
-Какую идею хочет донести до читателя автор?
Познакомьтесь с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать в качестве вывода?
Работа над рассказом А.П.Платонова «Юшка»
Что изменилось в жизни людей после его смерти?
В чем смысл жизни Юшки? Кто продолжает его заповеди?
В чем идея рассказа «Юшка»?
Итоги урока.
Исходя из сказанного, ответьте на вопрос, какова же должна быть цель жизни?
Вывод урока можно сформулировать цитатой Джона Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало своей жизни, и на каждый закат солнца как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием».
Домашнее задание:
Написать сочинение «Дар напрасный, дар случайный Жизнь, на что ты мне дана?» (А.С.Пушкин)