kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы в 5 классе "Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе по повести "Ночь перед рождеством" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Составлена технологическая карта урока с указанием видов деятельности учителя и учеников. Цель урока: сопоставить реальное и фантастическое в повести "Ночь перед рождеством".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 5 классе "Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством"»

Технологическая карта урока литературы в 5а классе

Тема : Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Тип урока: комбинированный

Технологии: урок-мастерская

Цели: продолжить обучение анализу текста; развивать воображение при сопоставлении реального и фантастического; пробуждать чувство юмора и развивать умение им пользоваться.


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент


Сыграем в игру «Верю – не верю!» На каждое мое утверждение вы должны ответить или «Верю», или «не верю».

- Зимой на улице очень холодно.

- Когда идешь, можешь поскользнуться и упасть.

- Вода может стать твердым телом.

- Полина красиво рисует.

- У человека может быть не более 32 зубов.

- Современный телефон – компьютер в миниатюре.

- Эмиль видел инопланетян.

- Ведьмы могут воровать звезды.

- По дороге домой вы встретите черта.

- Дед Мороз существует.

- Есть магазин, в котором продаются волшебные палочки.

-На какие 2 группы можно разделить мои утверждения?

Приветствие учителя











Ответ на вопрос учителя.




Разделить утверждения учителя на две группы: может быть – не может быть.

















1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен подумать...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Мотивация учебной деятельности

-Ребята! Как вы думаете, почему я начала урок с игры «Верю – не верю!»?

-Можем мы события, о которых рассказал нам Н.В.Гоголь, разделить на группы «может быть» - «не может быть»?

- Стоит ли это делать?

- Какие два мира мы видим в повести «Ночь перед Рождеством»?



Ответы на вопросы учителя.

Определить тему урока.


Целеполагание

3мин

Перед нами стоит цель (какая?): Рассмотреть понятия «реальность» и «фантастика» в повести.

Сделать вывод об особенностях художественного мира писателя.

Учиться вдумчивому чтению.


А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?


Определите ваши цели урока? (зачем я это делаю?)

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Актуализация знаний

5мин

- Что такое «фантастика», «реальность»?

- Назовите героев повести. А теперь нарисуйте цветок, на каждом лепестке 1 цветка напишите имена реальных героев (это задание выполняют уч-ся 1 варианта), на лепестках второго цветка напишите имена фантастических героев (это задание для второго варианта). Лепестков в цветке должно быть столько, сколько вы вспомните героев.










- Героев мы сгруппировали, а давайте подумаем: Что же в повести Гоголя реально, а что фантастично?



Работа с терминами.


Работа с текстом повести, составление краткой записи.

Реальные фантастичес

Вакула черт

Оксана ведьма

Чуб

Голова

Дьяк

Козак Свербыгуз

Запорожцы

Екатерина

Потемкин

Кум

Кума

А куда отнесем пузатого Пацюка?


Делают вывод о то, что время и место в повести реальные, а события фантастические.



















Что произвело на вас самое сильное впечатление в повести?



1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Этап реализации.



Организация деятельности учащихся по решению учебных задач. Работа над эпизодами повести. Кто из героев в какой фантастической ситуации представлен.




- И все? Больше нет фантастических моментов?

Составление кластера:

Ведьма – летает на метле и собирает звезды.

Черт – ворует месяц.

Пацюк – вареники сами летят ему в рот.

Вакула – летит на черте в Петербург.


Выявление затруднений и пути построения из затруднений

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).






Работа в парах, группах.

10 мин


-Нарисуйте черта. Перед вами чистые литы бумаги. Одно условие: вы рисуете черта вместе со своим соседом.



Нарисовать черта, вспомнив все, что о нем известно.

1.Как выглядит черт?

2.Он должен быть смешны или страшным?

3.Почему я нарисовал черта таким?


1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Итоги работы в группах


Приложения –рисунки учащихся

-Почему у вас черт такой нестрашный?




-Когда же Вакула по-настоящему испугался?



- Запишем еще одно фантастическое событие.

Выступление учащихся в парах.








Размышляют.








Подводят итоги..


Защита рисунков.




Делают вывод о том, что Вакула по-настоящему испугался, попав в Петербург. Простой казак попал на прием к императрице, и она подарила ему туфельки – фантастика.

Заканчивают оформление кластера




1) Познавательные:

- умение структурировать знания и строить речевые высказывания, умение обощать и делать вывод ;

2Коммуникативные:

-слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли;

Рефлексия

3мин

Прием «Микрофон». «Мне понравилось в этом произведении больше всего…». «Я сегодня узнал(а)…»

Высказывание по модели:



1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

2 мин

Оценки за урок

Дом.задание: По выбору учащихся:

С.232, з.1, стр. 231, з.16.




1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Терзи Наталья Алексеевна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287303


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства