kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка конспекта урока по теме: «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка конспекта урока по теме: «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» и презентации к этому занятию, позволяет познакомить учащихся не только с прекрасным стихотворением, но и дать представление об Отечественной войне 1812 года, познакомить детей с биографией замечательного поэта, показать роль Бородинского сражения, в результате которого произошел перелом в войне, и французы были изгнаны. Учащиеся знакомятся с историческими личностями, узнают о великом полководце Кутузове. Работая над стихотворением, дети говорят о композиции, находят изобразительно-выразительные средства языка, узнают смысл и идею этого произведения, отвечают на поставленные вопросы. На уроке проводится словарная работа. В результате дети приходят к выводу, что главная идея этого стихотворения - патриотизм русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по теме: «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»»

Муниципальное образовательное учреждение

«Козлецкая основная школа»






Разработка конспекта урока

по теме:

«М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»




(Литература 5 класс)








Работу выполнила учитель литературы, истории, истоков:

Павлова Анна Владимировна

Пояснительная записка.


Данная разработка конспекта урока по теме: «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» и презентации к этому занятию, позволяет познакомить учащихся не только с прекрасным стихотворением, но и дать представление об Отечественной войне 1812 года, познакомить детей с биографией замечательного поэта, показать роль Бородинского сражения, в результате которого произошел перелом в войне, и французы были изгнаны. Учащиеся знакомятся с историческими личностями, узнают о великом полководце Кутузове. Работая над стихотворением, дети говорят о композиции, находят изобразительно-выразительные средства языка, узнают смысл и идею этого произведения, отвечают на поставленные вопросы. На уроке проводится словарная работа. В результате дети приходят к выводу, что главная идея этого стихотворения - патриотизм русского народа.


















Предмет: литература

Класс: 5

Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

Цели урока:

Образовательные-выявление художественной идеи стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины; расширение знаний обучающихся о творчестве М.Ю. Лермонтова, истории нашей родины.

Развивающие-формирование способности анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать.

Воспитательные-воспитание чувства любви к Родине, интерес к истории страны и к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувства признательности и уважения к подвигам предков нашей страны.

Задачи:

-организовать деятельность учащихся по изучению творчества М.Ю. Лермонтова;

-вызвать у учащихся познавательный интерес к занятию;

-развивать у учащихся потребность в творческой деятельности;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, словари, учебники по литературе 5 класса Г. Меркина, аудиозапись

Оформление доски:иллюстрация солнышка

Ход урока

1 Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на моем уроке! Я надеюсь, что на сегодняшнем занятие вы получите массу положительных эмоций, ощутите радость новых открытий! Давайте мы с вами поприветствуем друг друга , с помощью улыбок.

-Ребята, у нас сегодня очень теплая и солнечная за окном погода. Я очень хочу , чтобы и у нас на уроке было тепло и уютно, поэтому к нам в гости на занятие я пригласила яркое солнышко. Оно будет присутствовать у нас в течение всего урока, дарить свое радостное настроение и наблюдать за вашей работой!

2 Актуализация знаний

-Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти людей и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года. Именно о тех днях великий полководец, фельдмаршал М. И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество».

Именно к этим историческим событиям и обращается в своем творчестве русский поэт М.Ю. Лермонтов. Сегодня мы познакомимся с биографией М.Ю. Лермонтова и его стихотворением «Бородино», постараемся понять замысел поэта, проникнуть в секреты его творчества.

-Ребята,откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

3 Знакомство с некоторыми фактами из биографии М.Ю. Лермонтова

-Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. С самого детства им занималась бабушка, которая жила в Тарханах, ведь его мама очень рано умерла. Тарханы привили Лермонтову любовь к родным местам, к творчеству. Он был очень умным ребенком, знал несколько языков и уже с маленьких лет начал писать стихи, которые так нравятся читателям. Это стихи: «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата».

Лермонтов поступает в 1830 году в Московский университет на нравственно-политическое отделение. С этого момента Лермонтов начинает творить. У него появляется свой стиль, прием лирического героя, и некая драматичность всех его произведений. Он иногда отходит от рифмы и отдается прозе. И в 1830-1831 Михаил Юрьевич достигает вершины раннего литературного творчества.

В 1832 году писатель пишет такие произведения, как «Тростник», «Русалка», «Желание», также пишет роман «Вадим» о крестьянской войне под руководством Пугачева. . В 1832 году Лермонтов бросает Московский университет и желает продолжить обучение в Петербурге, но у него не получается поступить на тот же курс и поэтому Михаил Юрьевич идет в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где обучается в закрытом помещении.

Через пару лет, после окончания школы в 1835 годов Лермонтов начинает активно работать над произведениями. В свет выходят поэмы «Сашка» м «Боярин Орша», начинает писать роман «Княгиня Лиговская», и работает над своим самым значимым драматическим произведением «Маскарад». Проза становится главной в его творчестве. Но одно стихотворение смогло перевернуть его жизнь.

После смерти Пушкина Михаил Юрьевич пишет стихотворение «На смерть поэта», в котором говорил о реальных виновниках смерти Пушкина. Тогда против Лермонтова посыпалась гора обвинений, результатом которых стало уголовное дело, будучи арестантом он пишет шедевры своей тюремной лирики: «Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь». В марте 1837 году, Лермонтов находится в ссылке на Кавказе. Там он заводит много знакомых, общение с которыми очень повлияло на его жизнь. Результат общения отразился в образе Печорина и в «думе», написанной Михаилом Юрьевичем в 1838году. За год до этого Лермонтов пишет произведение, в котором отражены проблемы исторической судьбы поколений, это произведение называется «Бородино».

 Через какое-то время благодаря бабушке Михаила Юрьевича и влиятельным знакомым, Лермонтов возвращается в Петербург. С 1838 года наступает пик славы Лермонтова, его считают героем и он пишет много своих шедевров. В этот период с свет выходит произведение «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1839 году пишет последнюю редакцию «Демона», выходит произведение «Мцыри». И тогда же Михаил Юрьевич начинает писать «Героя нашего времени». 1840 году Михаил Юрьевич пишет «Сказку для детей», в которой он вспоминал о «безумном, страстном, детском бреде, мучившем его много лет, от которого он, наконец, отделался стихами».

В 1840 году Лермонтов участвует в дуэли, из-за чего был отправлен в действующую армию на Кавказ. Он участвует в постоянных стычках и делает это очень храбро. Ему дают отпуск, в котором он пробыл три месяца, а затем он возвращается на Кавказ. Там он пишет «Сон», «Утес», «Они любили друг друга...», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Морская царевна», «Пророк».

В 1841 году Михаил Юрьевич в Пятигорске отправляется на ужин в один дом, где его высказывания не понравились одному человеку по фамилии Мартынов. Ссора повлекла вызов Лермонтова ну дуэль, но Михаил Юрьевич, несмотря на то, что принял его, не понимая причину конфликта, решил, что не будет стрелять в своего оппонента. Результатом стало то, что Лермонтов был убит 15 июля.

Эта новость поразила всех, его считали убитым. Но несмотря ни на что, 13 лет творчества Лермонтова оставили огромный вклад в русскую классическую литературу.

4 Знакомство с текстом произведения

-М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение "Бородино» в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение это считается одним из самых выдающихся произведений русской литературы, посвященных наполеоновскому нашествию. Гениально просто поэт показал в нем самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть.

Стихотворение «Бородино» - подлинно народное произведение, а его создатель – подлинно народный поэт.

-Ребята, скажите какому историческому событию посвящено это стихотворение?

Давайте вспомним об этом трудном для нашей страны времени.

-Что вы знаете о войне 1812 года?

(ответы детей)

-У одного учащегося из вашего класса было домашнее задание. Подготовить сообщение о событиях 1812 года. Давайте мы его сейчас послушаем. (Рассказ ученика сопровождается слайдами из презентации)

5 Сообщение учащегося

- 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском…»

Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: «Воины! Славный…год, в который…поразили вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»

6 Слушание аудиозаписи стихотворения «Бородино»

-Ребята, давайте мы сейчас обратимся к произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино». Прослушаем аудиозапись, а вы следите по учебнику за данным текстом.

7 Работа с текстом стихотворения

-Какие чувства вы испытываете после прочтения или прослушивания стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова? Опишите их.

(ответы детей)

-Какое общее настроение преобладает в этом произведении поэта? Как и при помощи чего оно создается?

(ответы детей)

-Понравилось ли вам само стихотворение? Почему? Аргументируйте свой ответ.

(ответы детей)

-Что вы можете сказать о построении стихотворения, то есть его композиции?

(ответы детей)

-Стихотворение представляет собой беседу двух солдат: старого и молодого. Обращение «дядя» традиционно в русской простонародной среде (к человеку незнакомому или мало знакомому старше себя). Молодой солдат спрашивает, почему Москва была оставлена французам, и ждет подтверждения своей мысли, что такова была стратегия и тактика главнокомандующего Кутузова, а не слабость и трусость русских солдат.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Каким вы представляете себе старого воина? Опишите старого солдата.

(ответы детей)

-Что волнует больше всего молодого солдата?

(ответы детей)

-Как оценивает солдат-рассказчик людей своего поколения? Что, с его точки зрения, их отличало от потомков?

-Старый солдат медленно, как погруженный в воспоминания пожилой человек (срок солдатской службы был тогда 25 лет), начинает свой рассказ с высокой оценки людей своего времени. Далее он кратко говорит о ходе войны, о настроении армии во время отступления, о приближении решительного сражения. Главной чертой русских людей начала 19 столетия, особенно солдат и офицеров, рассказчик считает патриотизм. Перед нами простой человек «из народа», скорее всего, неграмотный, поэтому и слов таких он не знал. Однако он и его товарищи, не зная высоких слов, любили Родину и отдавали за нее жизнь.

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

-Найдите в тексте стихотворения строки, в которых описывается настроение русской армии во время отступления и накануне боя.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики…

____________________________


И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!..

_____________________________________


Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою!

- Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: «Забил заряд я в пушку туго/ И думал: угощу я друга/ Постой-ка, брат мусью!» Однозначными или многозначными являются слова «друг», «брат»?

(ответы детей)

-Слова «друг» и «брат» употреблены в переносном значении. Они подчёркивают фамильярное отношение к врагу.

8Работа в группах

-Дети, давайте поделимся на 2 группы. Первая группа найдет описание лагеря русских солдат, как они вели себя во время боя, перед боем и после него. Вторая группа найдет описание лагеря французских солдат.

(Работа выполняется в таблицах, где ребята проводят сравнительный анализ двух лагерей.)

(Проверка работы детей)

9 Работа с текстом стихотворения

-Найдите описание места, где будет или уже происходит сражение. Каково оно?

(ответы детей)

-Как описывается сам бой? Это описание дано солдатом или самим автором? Докажите это. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

(ответы детей)

-Какие чувства у вас вызывает сам бой? Какие картины предстают у вас перед глазами?

(ответы детей)

-Кем и где служил старый солдат?

-Он был артиллеристом на батарее Раевского.

-Почему солдат-рассказчик так тепло вспоминает своего боевого командира? Что объединяло простого солдата, скорее всего, крепостного крестьянина, и боевого полковника, родовитого дворянина? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста стихотворения.

Полковник наш рожден был хватом.

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

- Какое слово встречается чаще и почему?

(бой)

-Что значит «наш рукопашный бой»?

-Как поэт подчеркивает русское единодушие и стойкость в момент народного бедствия и во время сражения?

(Мы долго молча отступали…», «У наших ушки на макушке…», «И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой» и т. д.)

-Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.

(«…были готовы наутро бой затеять новый»)

-О каких чертах народного характера это говорит?

(отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой)

- Как называют человека, обладающего такими чертами характера?

(Патриот)

Вывод: русские солдаты были не только отважными воинами, они были патриотами.

Выделите в стихотворении строфы, характеризующие героизм, мужество и патриотизм русских людей.

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

…Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

-Чему учит молодого солдата и нас рассказ старого воина?

-Какова главная мысль, идея этого стихотворения ?

(ответы детей)

-Герои тех событий - простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов. От того, насколько наше молодое поколение будет похоже на героев тех далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел донести до будущих поколений М. Ю. Лермонтов.

10 Словарная работа: лафет, кивер, бивак, редут, картечь, уланы, драгуны.

-Поработаем со словарями, прочитаем понятия данных слов.

Анализ композиции стихотворения.

11 Подведение итогов урока

-Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда создавал это стихотворение?

О чем мы должны помнить?

(Любовь к Родине, гордость за свою страну, за народ, грусть.

Мы не должны забывать о подвигах героев войны, о великих военачальниках.)

-На этом наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание. Спасибо за урок! Наше солнышко очень довольно вашей работой и дарит вам лучики радости!

12 Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка конспекта урока по теме: «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

Автор: Павлова Анна Владимировна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 301865


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства