kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена для учащихся 6 класса, соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя."»

Конспект урока литературы в 6 классе


Медведева Е.В., учитель русского языка и литературы


Тема : С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.

Цели урока: 

  • формирование гражданской позиции и национально-культурной идентичности обучающихся (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), воспитание потребности в осмыслении прочитанного, формирование художественного вкуса;

  • знакомство учащихся с жизнью и творчеством Есенина с целью показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром, формирование представления о понятии «лирический герой» ;

  • развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления.

Планируемые результаты

Предметные: выразительное чтение стихотворения, определение роли изобразительно- выразительных средств; выражение личного отношения к художественному произведению, аргументация своей точки зрения

Метапредметные: ( УУД)

познавательные: умение выделять и формулировать познавательную цель;

регулятивные: применение метода информационного поиска; формулирование проблемы (темы) и цели урока; способность к целеполаганию; определение степени успешности своей работы и работы других.

коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия;

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, планшеты, раздаточные листы, репродукции картин



Ход урока

  1. Организационный момент.

Организация внимания учащихся, проверка готовности к уроку

  1. Актуализация знаний и постановка темы и цели урока.

Учитель предлагает учащимся послушать 2 аудио-фрагмента. Звучит романс на стихи Есенина «Клен, ты мой опавший». Сам Есенин читает стих «Мир таинственный, мир древний» Как вы думаете, чьи стихи прозвучали в начале урока? Какой теме они посвящены? (подсказка – иллюстрации на доске) Предлагает записать тему урока в тетрадь. (слайд 1,2)

- Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта? Какие стихотворения изучали ранее?

Цель формулируется по схеме:

знаю (могу)

хочу узнать (научиться)

Узнал, научился

Стихотворения «Береза», «Черемуха», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Я покинул родимый дом». Могу определять их тему и основную мысль

Какой теме посвящены перечисленные стихотворения, научиться анализировать


Учащиеся озвучивают цели

Знакомство с оценочным листом

ФИ учащегося

Название стихотворения

Чтение наизусть

Оформление

Работа на уроке

Синквейн

Тестирование

1.

«Разбуди меня завтра рано»






2.

«Мелколесье»






3.

«С добрым утром»






4.

«Поёт зима, аукает»






5.

«Пороша»






  1. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. (Слайд 3)

Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве».

Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время.

(слайд 4) Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали"

("Матушка в купальницу по лесу ходила...", 1912);


(Слайд 5) Лирический герой - образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой — художественный «двойник» автора-поэта

- Подумайте, почему поэта так роднила русская природа. Ответ на этот вопрос вы найдете в автобиографии поэта

2. Чтение отрывка из статьи Есенина «О себе».

- Давайте прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года.

(Дети читают по очереди).

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. …С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. (далее про себя).Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так  протекло  мое  детство.  Когда  же  я  подрос,  из  меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу».

- Что же роднило поэта с природой? (его крестьянское происхождение). На этот вопрос помогает ответить стихотворение «Мелколесье..»

3. Чтение наизусть стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» (музыкальное сопровождение) и его анализ

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (радостным, приподнятым) Напоминает ли ритмика и мелодика стиха частушку? Почему? (потому что оно близко фольклору)

– Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги».)

– Чем дороги поэту родные места? Какими средствами выразительности он это показывает? (ученики цитируют строки из стихотворения, называют эпитеты, олицетворения, неологизмы «стынь и звень»)

Какие черты характера лирического героя раскрыты в этом стихотворении? (на доске: оптимизм, чувственность, беспечность, патриотичность, наблюдательность, безрассудность)

4. Продолжение рассказа учителя о поэте.

До девяти лет Сергей Александрович «рос под призором бабки и деда» и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась.

От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства: (слайд 6)

К теплому свету, на отчий порог,

Тянет меня твой задумчивый вздох.

Ждут на крылечке там бабка и дед

Резвого внука подсолнечных лет.

Писать Есенин начал рано. В 15 лет появилось известное всем стихотворение «Поет зима, аукает», которое сам поэт считал по-детски наивным и долго не опубликовывал.

5. Динамическая пауза. Чтение наизусть стихотворения «Поет зима, аукает…» (учащиеся слушают и расслабляются)

6. (Слайд 7) Родная природа для поэта — это «море голосов воробьиных» и «… синий плат небес, хвойной позолотой, взвенивает лес…»

7. (Слайд 8) Зима - чудесная пора. В это время Сергея Есенина посещала муза, и он написал многие свои самые лучшие стихотворения. Зимой все чувства обострены, все вокруг кажется таинственным и щемящим. Зимнее время в стихах Есенина пронизано особой грустью и одновременно – легкостью

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником «Пороша».

- Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение?

– Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения.)

8. (слайд 9) Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Много и печали в стихах Есенина. В стихотворении «Разбуди меня завтра рано…» мы слышим боль за судьбу Родины.

Чтение наизусть стихотворения «Разбуди меня завтра рано»

9. - Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает все нечистое, скверное, все мелкое. Хочется просыпаться и жить радостно. Чтение наизусть стихотворения «С добрым утром!»

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

10. - 27 декабря 1925 года Есенин ушел из жизни.. (Звучит песня «Отговорила роща золотая…»)Слайд 10

4. Закрепление изученного материала

1. Слово учителя

-  Но из нашей жизни он не ушел. Вам предстоит еще изучать творчество С.А. Поэтому выделим особенности его лирики и запишем в тетради. (слайд 11 )

1) Внутренняя близость стихотворений к устному народному творчеству; лиризм, напевность.

2) Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром.

3) Мир природы необыкновенно красочен.

2. Парная работа. Составление синквейна по стихотворениям: «Пороша», «Мелколесье». Прослушивание и оценивание

3. Диагностическая работа.

Тестирование по ссылке (планшеты) https://docs.google.com/forms/d/19qm56r5nRFpD0YU3PgndY8of7sJ3KDNsDd0OoCjdlhE/edit?usp=sharing

  • Где родился С.Есенин?

  • Кто привил Есенину любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам

  • Какова была роль природы в стихотворениях русских поэтов 20 века?

  • Какой видит Есенин природу в стихотворении «Мелколесье…»

  • Какое средство выразительности использовал поэт в примерах «дремлет лес», «подвязалася сосна»



5. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание

(запись в таблице «научился, узнал», выставление и комментирование оценок)

6. Домашнее задание: Проанализировать стихотворение на выбор по схеме (приложение 1)



Приложение 1

Анализ стихотворения

  1. Прочитай стихотворение несколько раз.

  2. Узнай сведения об авторе стихотворения.

  3. Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

  4. Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.

  5.   Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства?

  6.  Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.

  7. Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.

  8. Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.

  9. Собери все черновые записи и систематизируй их. В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.


Приложение 2


Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Приложение 3

Оценочный лист

Знаю (могу)

Хочу узнать (научиться)

Узнал, научился











Оцените себя и своих одноклассников по 5-балльной шкале




ФИ учащегося

Название стихотворения

Чтение наизусть

Оформление

Устные ответы

Синквейн

Тестирование

1.

«Разбуди меня завтра рано»






2.

«Мелколесье»






3.

«С добрым утром»






4.

«Поёт зима, аукает»






5.

«Пороша»








Приложение 4


Биография С.Есенина

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. …С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так  протекло  мое  детство.  Когда  же  я  подрос,  из  меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу».















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Медведева Елена Владимировна

Дата: 15.10.2018

Номер свидетельства: 480783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства