Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова»
Дебальцевская общеобразовательная школа І-ІІІступеней №1
администрации города Дебальцево
Разработка урока по литературе
10 класс
«Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова»
Сысак Н.В.,
учитель русского языка и литературы,
специалист первой категории
Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова.
Цель урока:
в результате обобщения и систематизации знаний по теме «Жанры публицистического стиля» и изучения нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова» обучающиеся ознакомятся с основными этапами жизни великого русского поэта Н.А. Некрасова, проследят этапы его творческого пути, подготовятся к восприятию следующей темы по творчеству поэта.
Задачи:
образовательные:
обобщить и систематизировать знания обучающихся о жанрах публицистического стиля;
пополнить знания обучающихся фактами биографии и творчества Н.А. Некрасова;
развивающие:
развивать положительную мотивацию к процессу обучения;
развивать умение логически верно излагать мысли, отвечать на проблемные вопросы;
развивать творческие способности; коммуникативные умения и навыки (устные: умение готовить выступления, презентации; письменные: чтение и получение информации);
воспитательные:
развивать бережное отношение к русскому языку, произведениям художественной литературы;
воспитывать бережное отношение к слову поэта, ответственное отношение к собственной устной и письменной речи.
Тип урока: комбинированный (смешанный)
Методы формирования мотивации:
словесные (рассказ, беседа);
наглядные и практические (презентации, работа в группах);
репродуктивные и поисковые (создание проблемной ситуации)
методы самостоятельной учебной работы, работы под руководством преподавателя (написание сообщений, подготовка кластера, презентаций).
Технологии: технология проблемного обучения, развитие критического мышления.
Формы организации учебной деятельности учащихся: в парах, фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование к уроку:
• мультимедийный комплекс;
• презентации преподавателя и обучающихся;
• инструкция для обучающихся
• кластер «Публицистический стиль»;
Ключевые понятия: тема, стиль речи, жанры, публицистический стиль, проблема, позиция автора, очерк, виды очерка.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих.
Актуализация знаний учащихся (проводится в форме мини-практикума).
1.Словарный диктант: (самомопроверка и выставление отметки в соответствии с критериями оценивания )
1.тот, кто выступает с возражениями (оппонирует) кому-либо в публичной беседе, диспуте (публичный спор на научную тему);
2. лицо, которому поручается оценка диссертации и выступление на учёном диспуте при её защите.
Диссертация – (сочинение, доклад) - квалифицированная работа на присуждение академической или учёной степени
- Что объединяет все эти слова? (термины и понятия).
-С какими предметами их можно связать? (русский язык, литература, история, философия и др.)
ІІІ. Изучение нового материала на основе текущего повторения
Мотивация учебной деятельности путем постановки проблемного вопроса:
Записать тему урока, эпиграф:
Я лиру посвятил народу своему
Н.Некрасов
-Какое слово, по-вашему, является главным в теме урока?
-Что такое очерк?
- Вспомните, в какой теме изучается очерк?
- Сформулируйте задачи урока.
- С какой целью необходимо знать, кроме стихотворений, еще и жизненный путь поэта?
Слово учителя:
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы рассматриваете портрет Н.А.Некрасова?
о портрете Некрасова, написанного Крамским.
Учащиеся определяют жанр текста (очерк), вид жанра (внешний и внутренний портретный очерк
Стадия осмысления.
Выступления подготовленных учащихся
Учащиеся оценивают выступления своих товарищей ( чтобы оценки были объективными, разрабатываются критерии оценивания устного выступления.)
- Как вы думаете, какое выступление интересно слушать? Интерес к информации зависит от самой информации или как её преподносят? (Учащиеся разрабатывают критерии)
Примерные критерии: информативность, эмоциональность, понятность изложения, оригинальность, наглядность. (Группам раздаются оценочные листы с именами участников, себя группа не оценивает)
Также по ходу выступления групп вы будете составлять кластер о Некрасове, потому что информация разрозненная и требует синтеза, т.е. нужно собрать её вместе и составить целостную картину восприятия. (Учащимся раздаются белые листы А 4 для создания кластеров). Здесь вы также можете применить фантазию и творчество, изобразив кластер в оригинальной форме.
ІV. Обобщение и систематизация знаний и умений
Заслушивание тезисов, записанных на уроке
Показ нарисованных кластеров
Составление синквейна
Ответить на вопросы, употребляя в предложении слова из словарного диктанта: очерк, произведение, биография…) :
- Сегодня я узнал о Некрасове, что….
- Больше всего меня поразило в биографии Некрасова…
- У Некрасова можно поучиться …
V. Подведение итогов и результатов урока
Беседа:
-Какой материал повторили на уроке?
- Что узнали нового?
Оценивание:
словарный диктант-
индивидуальная работа-
активная работа на уроке
VII. Домашнее задание
сообщение о жизни и творчестве Некрасова, используя материалы урока(тезисы урока «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова», кластеры, презентации)
работа с учебником: стр.247 - 265
выучить стих-ние (на выбор)
написать проблемный очерк «Актуальна ли поэзия Некрасова сегодня? Ушли ли в прошлое проблемы, поднятые поэтом в стихотворениях?»