kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по творчеству С.А,Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока направлена на изучение творчества С.А.Есенина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по творчеству С.А,Есенина»

УРОК - ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Тема урока-проекта: «ПОЭТ, КОТОРЫЙ ПОСТИГ ГЛУБИНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ И НЕОБЪЯТНОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ»

(Итоговый урок по творчеству С.А.Есенина)

Тип проекта : групповой

Конечный результат:

1.Создание мини – проектов : расследование «Причины смерти русского поэта С.Есенина».

2. «Отображение чувства любви к Родине в лексике стихотворений С.Есенина».

3.Сочинение стихотворений , посвященных поэту и его творчеству.

4.Создание портрета Есенина, обрамлённого силуэтом берёз.

Цели урока – проекта:

1.Углубить знания учащихся о жизни и трагической судьбе С.Есенина.

2.Показать эпоху , формировавшую эстетические идеалы поэта.

3.Показать волшебство есенинской поэзии, основные её темы : любовь к Родине, деревне, природе, любовь ко всему живому, любовь к женщине.

4.Прививать любовь к родной земле, Родине, к поэзии.

…И не жалость – мало жил,

И не горечь – мало дал, -

Много жил – кто в наши жил дниВсё дал – кто песню дал.

Марина Цветаева.

Есенин=Любовь



Любовь к Родине Любовь ко всему живому

Любовь к женщине

ХОД УРОКА:

Учитель :Три великие тайны есть у нас: рождение, любовь и смерть … И я хотела бы начать урок с притчи о любви.

Как – то собрались в одном уголке Земли все человеческие чувства и черты .Сумасшествие предложило : «Давайте играть в прятки». Энтузиазм затанцевал с Эйфорией, Радость так прыгала, что переубедила Сомнение, только Апатия отказалась принимать участие в игре. Первой спряталась Лень, за ближайшим камнем на дороге, Вера поднялась к небесам, Зависть спряталась в тени Триумфа. Благородство долго не могло найти себе места,потому что каждое казалось идеальным для его друзей : кристально – чистое озеро для Красоты, щель в дереве для Страха, дуновение ветерка для Воли. А Любовь никак не могла найти себе места, и вдруг она увидела прекрасный куст розы и спряталась в нём. И тут Сумасшествие начало искать. Первым оно нашло Лень, затем Зависть и догадалось, где прячется Триумф. В поисках Сумасшествие подошло напиться к ручью и увидело Красоту, Сомнение сидело под плетнём и решало, с какой стороны ему спрятаться, Талант – в свежей и сочной траве, Печаль – в тёмной пещере. Вот только Любовь найти не могли, и тут Сумасшествие решило посмотреть в кустах роз и, когда оно раздвигало ветки, услышало крик: острые колючки роз поранили Любви глаза. Сумасшествие, чтобы искупить свою вину, пообещало Любви стать её поводырём. И вот с тех пор Любовь стала слепой, а Сумасшествие водит её за руку. Я не зря рассказала эту притчу о любви, потому что имя Есенина приравняла бы к слову «любовь», такой необъятной, чистой, но порой слепой и сумасшедшей.

Как никто другой, Есенин ощутил и выразил в слове чувство всепроникающей любви, которой напоен мир. Утрата любви, неспособность согреться и согревать ею остывшие сердца – для поэта страшнее смерти. Всё – всё: и любовь к деревне, и любовь к родине, и любовь к женщине, и любовь к самой поэзии – всё слилось в его душе, в его творчестве в одну огромную любовь, которую мы называем «Есенин».

Мы заранее разделились на шесть групп, которые получили опережающие задания, а группа литературоведов будет работать в течение всего урока.

Первая группа работала над темой «Любовь к Родине, родной природе, к матери». Вторая группа рассматривала тему любви ко всему живому, сострадание и милосердие в творчестве поэта. Любовная лирика – тема третьей группы. Четвёртая группа – литературоведы, они будут работать над лингвостилистическим анализом понравившегося им стихотворения, а также делать выводы, подводить итоги. Пятая группа – исследователи. Об их работе мы поговорим попозже, и шестая группа – творческая. Также каждой группе я раздам по одной букве. Задание: подобрать слова на заданную букву, которые бы отражали характерные черты поэта и его творчество.

Выступление первой группы.

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую,

О, Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

(С.Есенин)

Певцом России, поэтом, у которого в «сердце светит Русь», был Есенин. Есенин: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовь к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».

Лучшие и задушевные песни пропел Есенин России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи полей, лугов и лесов . В есенинских стихах «русский дух»,здесь «Русью пахнет». Интересен следующий факт, о котором вспоминает В.И.Качалов, никогда не расстававшийся за границей со сборником стихов Есенина : «Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой – в американском чемодане – горсточку русской земли. Так явственно, сладко и горько пахло от них (от есенинских стихов) родной землёй»,- пишет известный актёр. Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Её образ появляется у Есенина уже в первых его стихах. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи.

Мы видим , как роса блестит на крапиве, как «сыплет черёмуха снегом»,, видим, как «отражаясь», берёзы ломались в пруду, как «ели, словно копья, уперлися в небо», просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озёр и рек, плакучие ивы, зеленокосые красавицы берёзки, «топи да болота», «алый свет зари» - во всём этом Есенин видел красоту Дорога ему была «берёзовая Русь»

Чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная»

Первый сборник стихов Есенина «Радуница» появился в 1916 году. Звонкое, привлекающее к себе внимание слово «радуница» означало радость, радуга, радужный. В стихах сборника воспевается родная природа, которая кажется живой и одухотворённой. Она для Есенина – как существо, которое мыслит, страдает, печалится. Мир природы наполнен цветом, звуком, движением, его обитатели очеловечены: берёза «принакрылась снегом», снежинки горят «в золотом огне», заря обходит берёзу, осыпая её «новым серебром».

Чтение стихотворения «Топи да болота»

Сила Есенина в том, что самый интимный уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души. Всё это волнует читателя, западает в душу, трогает воображение, всё это выходит далеко за пределы «узко личного», благодаря высокой эмоциональности авторского голоса, предельной откровенности и общезначимости, выраженных им чувств. Вспомним его «Письмо к матери», ласковое и умиротворённое, полное горького сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца.

Чтение стихотворения «Письмо к матери»

Выступление группы литературоведов.

У нас было задание подобрать слова на букву «Е», которыми можно было бы охарактеризовать творчество Есенина. Мы подобрали такие слова как единение ,единогласие, единодушие, единство, ершистый. И решили, что ключевым словом будет единение, потому что все стихотворения русского поэта выражают единение души с окружающим миром.

Также мы провели лингвостилистический анализ стихотворения «Гой ты , Русь моя родная». Мы избрали именно это произведение, так как оно , на наш взгляд, наиболее ярко характеризует душевную привязанность автора к Родине, её неоспоримое значение в его жизни и творчестве

Лингвостилистический анализ текста.

Данный текст относится к художественному стилю.

Тема. Значение Родины для русского человека, изображение родного края.

Идея. Автор изображает глубокую привязанность человека к Родине, в основе этого чувства – патриотизм, общечеловеческие ценности, любовь.

Жанр .Стихотворение можно отнести к гражданской лирике.

Тип речи .Повествование с элементами описания.

В основном речь монологическая, лишь в последней строфе появляется диалог.

Лексические изобразительные средства.

Эпитеты – родная, захожий, низеньких, кроткий, весёлый, девичий, святая.

Метафора – синь сосёт, тополя звонко чахнут, спас пахнет.

Сравнение – смех, как серёжки, как захожий богомолец.

Архаизмы- ризы, корогод, лех, рать, Русь

Синтаксические изобразительные средства.

Обращение – Русь моя родная. Прямая речь, градация.

В стихотворении использованы простые синтаксические фигуры при наличии обращений и прямой речи в диалоге.

Индивидуально – авторским речевым способом является использование выражений и слов старославянского языка, которые подчёркивают самобытность Руси.

В этом стихотворении авторские способы выразительности придают образу Родины особый колорит, погружая нас в переживания автора.

Выступление второй группы

Тема . Сострадание и милосердие «ко всему живому».

М Горький рассказывал о встрече с Есениным в 1922 году. О впечатлении, которое произвёл на него Есенин М.Горький писал : «Сергей Есенин не только человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому, человечность, замеченные и подчёркнутые Горьким, ясно видны в стихах и поэмах всех периодов творческого пути Есенина. Они составляли суть, глубинную основу его поэзии.

Нежные, волнующие стихи писал Есенин о животных, которые у него часто бывают по – человечески мыслящими и страдающими.

Чтение стихотворения «Корова»

Перед нами дряхлая, с выпавшими зубами корова. Говоря о думах и снах бедного животного, поэт даёт нам возможность глазами самой коровы увидеть её долгую безрадостную жизнь: «бил её выгонщик грубый», лишили жизни белоногого телка, то же вскоре ожидает и её. Есенин умеет перенести на животных самые дорогие для человека материнские чувства. Телок для коровы – «первая радость». Когда мы читаем строчки: «не дали матери сына» , нам кажется будто речь идёт не о животном, а о человеке с его страданиями, переживаниями, чувствами. Так мало нужно бедному животному для счастья: пастись на травяных лугах и иметь своего детёныша. И насколько же грубыми, жестокими, бездушными оказываются люди. Они не только забрали у матери сына, но и ещё повесили рядом, на колу его шкуру, которая не даёт забыть о материнском горе и постоянно напоминает корове беззащитным животным, об ожидающей и её неизбежной кончине. Стихотворение осуждает жестокость, несправедливость по отношению к беззащитным животным, «братьям нашим меньшим».

Чтение стихотворения «Песнь о собаке»

Нельзя не проникнуться сочувствием к несчастной собаке, у которой хозяин отобрал всех семерых щенят. Поэт раскрывает состояние собаки с помощью слов, передающих движение. Когда хозяин нёс , щенят в мешке, «по сугробам она бежала, поспевая за ним бежать». А уже после гибели щенят собака «чуть плелась обратно, слизывая пот с боков». Поэтому нет необходимости рассказывать , как хозяин бросил щенят в воду, как они тонули. Это остаётся за рамками стихотворения . «И так долго, долго дрожала воды незамёрзшей гладь» - этих слов достаточно для того, чтобы мы увидели собаку, долго стоящую на берегу в ожидании, что её дети ещё могут выплыть из воды.

М.Горький высоко ценил стихотворения Есенина о животных, писатель вспоминает: Я просил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят… Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренностью пишет о животных.

-Да, я очень люблю всякое зверьё, - молвил Есенин задумчиво и тихо… пощупал голову обеими руками и начал читать «Песнь о собаке». И когда произнёс последние строки – на его глазах сверкнули слёзы»

Учащиеся .Говоря о поэте и его творчестве, мы считаем, что их могут характеризовать такие слова – понятия, как: самокритичность ,самоотверженный, светящийся, сверхчувствительный, своевольный, своенравный, сентиментальный, сердечный, светловолосый, совестливый, солнечный, сообразительный ,сострадание, спонтанный, самобытный, слёз-

ный. Ключевым словом мы избрали Сострадание ,так как в жизни и творчестве Есенина прежде всего выделяется милосердие и сострадание ко всему живому.

Выступление третьей группы.

«Осенние цветы склонились вдоль дорог,

Я положил письмо под каждый стебелёк.

В них о любви своей я написал любимой

Чернилами в строках и кровью между строк…»

Большое место в творчестве Есенина занимает любовная лирика.

Стихотворения о любви он посвящал женщинам, которых любил и, которые многое определили в судьбе поэта, в его творчестве.

Родное Константиново. Там встретил будущий поэт свою первую любовь. О ней, дочери местного священника, Анне Сардановской, вспоминает поэт в стихотворении «Мой путь».

Да, были клятвы верности, но Анна первая вышла замуж и рано ушла из жизни. А к концу своей жизни Есенин напишет поэму, героиня которой будет носить имя Анны – «Анна Снегина».

1912год, 16 – летний рязанский паренёк приезжает в Москву, работает в типографии, там он знакомится с корректором Анной Изрядновой. «Я с ним познакомилась вскоре после его поступления в типографию. Он был такой чистый, светлый, у него была такая нетронутая душа – он светился». Анна Изряднова становится гражданской женой Есенина. В1914 году у них родился сын Юрий. Впоследствии независимый, смелый, писавший стихи Юрий был арестован(1937г.) и, обвинённый в подготовке покушения на руководителей правительства,- расстрелян…

Анна Изряднова, самоотверженно любившая Есенина женщина, знала, что Сергей уйдёт. И отпустила. В её воспоминаниях мы читаем : «В марте уехал в Петербург искать счастья…»

…Они встретились летом 1917 года в одной из редакций – Зинаида Райх и Есенин. Вскоре обвенчались. У них родились двое детей Костя и Таня. Расстались в 1921 году .Она стала женой выдающегося режиссёра – Всеволода Мейерхольда. Стихотворения «Письмо к женщине», «Собаке Кочалова», «Цветы мне говорят – прощай» были написаны для неё.

Чтение стихотворения «Цветы мне говорят прощай»

Зинаиду Райх постигла страшная участь. В 1939 году женщина была зверски убита в своей квартире неизвестными в масках. Ей было 44 года.

…Есенину было 26 лет, всемирно известной Айседоре Дункан – 44. В 1921 году она в третий раз появилась на гастролях в России.

«Коллега» - иманженист и лучший друг Толя Мариенгоф – тащит Сергея к маленькой сцене, вокруг которой уже столпились все остальные гости. Есенин тихо вздыхает : «Богиня…» - и уже не отводит глаз от полноватой фигуры, которая кружится по паркету, пластика её кажется невероятной. В тот вечер первая танцовщица мира в стиле модерн исполняла свой знаменитый танец с шарфом под аккомпанемент «Интернационала».

(Возможно исполнение танца).

Есенин был покорён и жаждал знакомства. И вдруг выяснилось, что он не знает ни английского ,ни французского, а она не знает русского.(Как они понимали друг друга – остаётся загадкой). Переводчика нет. А Есенина уже просто распирает от желания высказать, выразить, вскричать – влюблён ! Он изъясняется жестами, корчит рожи, ругается по - русски. Он говорит : «Отойдите все»,- снимает ботинки и начинает танцевать вокруг неё какой-то дикий невообразимый танец, потом падает ниц и обнимает её колени. Улыбнувшись, Айседора гладит поэта по льняным кудрям и нежно говорит : «Золотая голова». Было неожиданно, что она знающая не больше десятка русских слов, знала именно эти два. И вторично её рот приятно изломал русские буквы «Анхел». «Он читал мне свои стихи, я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка» - говорила Дункан.

Исполнение романса «Не жалею , не зову , не плачу…»

Через несколько месяцев было решено ехать вместе в Европу. Для того чтобы получить визу для Есенина, Дункан официально в посольстве объявила его своим мужем.

Во время пребывания за границей в Есенине не можно было заметить некоторую встревоженность , растерянность. Горький, с которым он встречался в Германии, заключает, что Есенин походил на человека, пришедшего сюда «по обязанности» или «из приличия», как неверующие посещают церковь. Пришёл и нетерпеливо ждёт, скоро ли кончится служба, ничем не задевающая его душу.

Есенин писал : «Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод, зато у нас есть душа, которую здесь сдали в аренду за ненадобностью». До чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет ещё такой страны и быть не может.

3 августа1923 года вернулись в Москву. Возвращение на Родину было праздником для поэта… и расставанием с Дункан. В 1927году в Ницце Дункан трагически погибла в гоночном автомобиле – она была задушена собственным шарфом, конец которого запутался в колесе.

Встречавшая поэта в эти дни Августа Миклашевская пишет : «Он был счастлив , что вернулся в Россию, радовался всему, как ребёнок .Трогал руками дома, деревья… Уверял, что всё, даже небо и луна, другие, чем там у них».Цикл стихов «Любовь хулигана» - вторая центральная часть этой книги -посвящена актрисе Камерного театра Августе Миклашевской,с которой поэт познакомился после возвращения из-за границы.

Прослушивание песни «Отговорила роща золотая»

С Галиной Бениславской поэт познакомился в 1920 году, и она стала для Есенина самым близким человеком : возлюбленной, другом, нянькой. С невиданным самопожертвованием посвятила она ему себя.

Есенин : «У меня только один друг и есть на свете – Галя… Я очень люблю Вас и дорожу вами очень… Галя, милая, повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Вы моя последняя ставка, самая глубокая».

3 декабря1926, через год после смерти Есенина, Галина Бениславская застрелилась на могиле поэта.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой, на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Знаю я , что в той стране не будет

Этих нив, златяхщихся во мгле,

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Есенин так и не побывал в Персии, но совершил довольно длительные поездки на Кавказ, где он познакомился с молодой армянкой, жившей в Батуми, Шаганэ Тертерян, учительницей местной армянской школы. Поэт читал стихи своей новой знакомой, рассказывал о своём родном селе, о матери , о своей жизни.

Чтение стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

И вот однажды на квартире Бениславской встретились два человека : поэт Сергей Есенин и внучка Л.Н.Толстого – Софья Андреевна Толстая, которая записала : «Засиделись мы допоздна. Чувствовала я себя весь вечер как-то особенно радостно и легко… Эта памятная встреча и решила мою судьбу. Через несколько месяцев я вышла за него замуж…»

Ей он подарил вышедшие отдельным изданием «Персидские мотивы» с таким весёлым, озорным, частушечным автографом:

Милая Соня,

Не дружись с Есениным,

Любись с Серёжей,

Ты его любишь,

Он тебя тоже.

Ей он читал новые вещи:

В грёзы , в бури,

В житейскую стынь

При тяжёлых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым –

Самое великое в мире искусство.

Учащиеся. В начале урока нам было дано задание найти слово на букву «Е», ассоциативно связанные с личностью и творчеством поэта. На эту букву можно подобрать не много слов. Мы нашли, как нам казалось, главные : естественность и ёмкость. Но ключевым считаем естественность, так как она ярко выражена как в натуре Есенина, так и в его творчестве

Выступление четвёртой группы – литературоведов

Ученица : Сегодня мы уже не раз говорили о всепроникающей любви поэта к Родине, и после изучения большинства стихотворений Есенина я решила выбрать следующую тему –« Отображение чувства любви к Родине в лексики стихотворений С.Есенина».

В большинстве его стихотворений присутствуют слова родимый и родной, и именно поэтому я работала над словосочетаниями, которые включают в себя народно - поэтическое слово родимый и литературное родной. Чувство любви к Родине нашло отражение не только в содержании стихов Есенина, но и в их языке, лексическом составе. Касаясь особенностей поэзии Есенина, я отмечаю её глубокую связь с народно – песенным творчеством, фольклором. В лирике поэта широко представлена народно – поэтическая лексика. Я остановилась на словосочетаниях, включающих народно – поэтическое слово родимый и литературное родной. Эти слова обычно встречаются в бинарных сочетаниях с определяемыми существительным, которые конкретизируют широкое понятие Родины. Назовём эти сочетания, сгруппировав их в зависимости от значения существительного: с существительными край, страна : край родимый, родимая страна; с существительными, обозначающими конкретные места, предметы пейзажа: село родимое, родимые поля, родимые дали, родимые места, родимая выть; с существительными, обозначающими жилище, дом: родимый дом, родимое жилище, родимое окно; с существительными, называющими родственные отношения, родственный союз: родимая мать, родимый очаг.

А также: край родной, родные берега, родная земля, страна родная, Русь родная, родной приют, родные поля, родные степи.

Приведём один из случаев употребления бинарного сочетания «родимый край» в качестве перифразы для обозначения родины. Стихотворение «Покраснела рябина», в котором употреблено это сочетание ,имеет фольклорный характер, и поэтому народно – поэтическое слово родимый здесь стилистически обусловлено. Для усиления художественной выразительности поэт использует разные стилистические приёмы, в том числе и повтор. В стихотворении «Синий туман .Снеговое раздолье…» опять встречаемся с сочетанием «родимый край», но обозначающим здесь не Родину вообще ,а деревню, места детства, отчий дом.

Снова вернулся я в край родимый.

Кто меня помнит? Кто позабыл?

Грустно стою я ,как странник гонимый,-

Старый хозяин своей избы.

Сочетание «край родной» с общелитературным прилагательным родной, синонимичным народно – поэтическому родимый, встречается иногда в расширенном составе, включающем личное или притяжательное местоимение. В ранних стихотворениях, имеющих фольклорные интонации, прилагательное родной получает народно – поэтическую окраску, характерную для поэзии Есенина раннего периода:

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

В «Стансах» нейтральное сочетание «родной край» получает особую экспрессию.

В стихотворениях1924 года поэт употребляет перифразу «родная страна». В стихах, носящих разговорный характер, преобладает народная лексика, и поэтому здесь вполне уместно нейтральное прилагательное родной. В одном из произведений раннего периода встречаемся ещё с одним вариантом перифразы – «родная Русь». «Родная Русь» является сказовым зачином , вариантом перифразы и обращением; сочетание «родная Русь» имеет фольклорный характер.

Гей ты Русь моя родная,

Хаты – в ризах, образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза.

Любовь поэта ко всем уголкам любимой стороны, где он родился и вырос, нашла отражение и в сочетаниях : родимое село. Родимые поляны, дали, места, родимая выть. Сочетание «родимое село» встречается в одном из ранних стихотворений, навеянном народными частушками и написанном в ритме частушек. В стихотворении «Заметался пожар голубой» сочетание находится в составе самостоятельной параллели, созданной по модели традиционно – фольклорного параллелизма.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я забыл про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Для поэтического языка Есенина характерно и сочетание, состоящее из народно – поэтического родимый и существительного, обозначающего дом, жилище. Влияние фольклора в стихотворении «Товарищ» слышится в близости к рабочим песням, характерным для пролетарской поэзии этого периода:

Нечаянно, негаданно

С родимого крыльца

Донесся до Мартына

Последний крик отца.

Образ матери в поэзии С.Есенина появляется не раз Словосочетание «родная мать» встречается в стихотворении «Матушка в Купальницу по лесу ходила» и в стихотворении «Ответ», относящемся к традиционному для русской поэзии эпистолярному жанру. В этом же произведении находим и нейтральный синоним родной.

Поэзия Есенина очень эмоциональна. И созданию этой эмоциональности способствуют не только изобразительные средства, но и лексический состав его произведений. В этом мы убедились на примере использования слов родимый и родной.

Много красоты и богатства таится в глубокой гуманной лирике Есенина. Удивительна способность поэта раскрывать читателю прелесть самой жизни, заражать его великой любовью к Родине.

Ученица. Известно, что ещё с незапамятных времён людям давали имена и фамилии, отражающие их сущность. И правд, читая гороскоп или значение своего имени, я удивляюсь : «А ведь написано обо мне!» Поэтому я решила рассмотреть фамилию Есенин, проделать некоторые манипуляции с этим словом, найти в нём скрытый смысл, которого раньше не видела.

Даже в имени поэта есть что – то светлое и свободное. Так приятно и хорошо произносит это имя – Сергей Есенин. Оказалось, значений может быть несколько. Первое – Есеня. Так на Рязанщине называют осень. Это мирское имя , данное родившемуся в эту пору.

В имени и фамилии С.Есенина присутствуют буквы «е», «э», «и», которые по звуко – световой теории Журавлёва отображают синий и зелёный цвета, а, как мы замечаем, они присутствуют в его стихах и ассоциируются с весной, природой, туманами над русской землёй.

Также можно рассмотреть фамилию Есенин как два отдельных слова : Есенин = есть сень. Сень – это покров. Покров может быть листвы, либо поэзии, ведь он был частью природы. Сравнивая себя с листом, оторвавшимся от ветки дерева , Есенин как бы вмещал в себя голограмму всей Вселенной. Поэт находился под покровом высших сил, а вся русская литература находилась под сенью творчества Есенина, под покровом его прекрасных стихов. И как жаль, что высшие силы не смогли уберечь его от смерти.

Учащиеся. Группе литературоведов была дана буква «Н». Мы нашли большое количество слов на эту букву, характеризующих Есенина. Но ключевым словом считаем слово народный, так как Есенин поистине народный поэт и всё его творчество посвящено народу.

Учитель. Да, не уберегли высшие силы поэта. Погасла щедрая, дерзкая, прекрасная, тревожная, полная драматических раздумий, сомнений, радости, света душа поэта.29 декабря 1925 года Всероссийский союз писателей известил в газетах с глубочайшей скорбью о трагической кончине национального поэта Сергея Есенина. Михаил Осорчин писал тогда : «Покончил с собой прекрасный поэт. Не только безвестием, но и неуважением к памяти покойного было бы пользоваться его последним трагическим жестом. Если Есенин ушёл из жизни, значит она утратила для него силу страстного притяжения, какую имела прежде, значит, он исчерпал для себя и её радости, и её огорчения. Пусто стало, и он ушёл, и никто ему не судья…»

Выступление пятой группы – исследователей.

Официальная версия, выдвинутая тогда – самоубийство. У нас возникли сомнения, и мы решили провести своё расследование. 30 декабря 1925 года появился некролог, о содержании которого старались не упоминать читателям более полувека. Автор некролога, писатель Борис Лавренев назвал случившееся убийством. Возникает вопрос : почему? Факты, ставшие известными в последнее десятилетие 20 века, позволяют по новому взглянуть на трагедию в «Англитере».Хотя и здесь существует две версии.

Согласно одной из них, 24 декабря 1925 года находившийся под следствием С.Есенин приехал из Москвы в Ленинград. С осени 1923 года поэт был под судом : в сентябре, возвращаясь из Баку, он повздорил в поезде с одним московским чиновником и дипкурьером. Его тут же арестовали, доставили в следственный изолятор, допросили, избили до смерти , а затем тайно перенесли его тело в пятый номер «Англетера», где и устроили всем известную инсценировку с «добровольным уходом С.Есенина из жизни»

По другой версии, к делу причастен Вольф Эрлих , секретный сотрудник НКВД, тот самый, кому адресовано последнее стихотворение С.Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…» По его словам, вечером 27 декабря, прощаясь, поэт засунул листок со стихам в карман Эрлиха с просьбой прочесть их позже, когда останется один. Эрлих «забыл» об этом стихотворении и вспомнил лишь тогда, когда назавтра Есенина уже не было в живых.

Что увидели прибывшие в пятый номер «Англетера»? Труп поэта висел под потолком, ноги от пола на расстоянии полутора метров. Синяк под левым глазом, петля, предназначенная, похоже, для того лишь, чтобы удержать тело в висячем положении; рука обхватила трубу парового отопления; багровая полоса вдоль лба. Последнее объяснили так: ожог от трубы парового отопления .Но в гостинице было, скорее, прохладно, чем жарко. В номере был страшный беспорядок… Покидая номер, убийцы инсценировали всё так, чтобы создать впечатление самоубийства. Они заперли дверь изнутри, воспользовавшись специальным воровским инструментом – «экстрактором». У нас возникает множество вопросов, на которые мы попытаемся дать ответы.

Даже выражение нечеловеческой скорби и ужаса, которое видели на лице мёртвого Есенина, ни друзей, ни газетчиков, не заставило задуматься о том, что же действительно произошло в ночь с 27 на 28 октября в гостинице «Англетер». Кому понадобилась смерть Есенина? Какими были основания для его убийства? Он мешал, его голос не вписывался в общий хор голосов, певших здравицы в честь большевиков и советской власти. В 1923 году поэт пережил серьёзную мировоззренческую ломку: отошёл от социального романтизма, решительно отказался принимать Октябрьский переворот и власть большевиков. Кроме того, поведение поэта не укладывалось в рамки общепринятых норм: его имя часто было связано со скандальными историями. Личность неуправляемая, и в то же время, чрезвычайно популярная. Как вывод – опасна для власти.

Почему, находясь на Кавказе, за шесть месяцев до этого трагического дня, поэт мечтал о том, как, возвратившись в Москву, начет жить по – новому?

Есенин: «Буду молчалив и корректен. Вообще хочу привести всех в недоумение. Уж очень мне не нравится, как все обо мне думают .Пусть они выкусят. Всё это было прощание с молодостью. Теперь всё будет не так».

В это время он пишет самые весомые в его творчестве произведения: «Поэма о 36», «Анна Снегина», ряд стихотворений, собирался приняться за большую прозаическую вещь – повесть или роман. В голове родились новые стихи. Работал над завершением подготовки собрания сочинений. Собирался начать издавать новый, двухнедельный журнал, где должен был стать редактором. Решает резко изменить обстановку, оторваться от лишних, мешающих ему людей – ехать в Ленинград. Решение это так захватило его, и это за 20 дней до смерти?

Рассмотрев вышеприведённые факты, мы пришли к выводу, что С.Есенин – жертва заказного убийства.

Прослушивание песни в исполнении А.Малинина «Забава»

Учащийся. Нам была дана буква «И», мы нашли следующие слова: идейный ,искренний, истинный, искромётный, интеллигентный.

Мы считаем, что ключевым словом является слово истинный, так как Есенин обладал уникальной способностью точно давать оценку людям и событиям в своих произведениях.

Учитель. Поэзия Есенина актуальна и в наши дни. Мы с упоением читаем его стихотворения. Мы слышим, как современные исполнители поют песни на его стихи. Снимаются фильмы о его судьбе.

Поэзия Есенина оказала огромное влияние на развитие русской поэзии. «Есенинское начало» прослеживается в произведениях Васильева, Исаковского, Твардовского. Поэзия Есенина пользовалась и пользуется большой популярностью на Украине. Известны переводы Сосюры, Волошиной, Левицкого. Павлычко называл его «метеором русской поэзии».

Затронула поэзия Есенина и нашу творческую группу.

Выступление шестой группы – творческой.

Стихотворения, посвящённые С. Есенину.

Айседора Дункан и великий Есенин

Эта пара, достойная всех восхищений.

Он любил её, словно цветок на рассвете

Лишь раскрывшись, едва в нежно – бархатном цвете.

Не внимая на возраст, не слушая сплетен

Мысли, чувства, желания, глупые бредни,

Он уехал за ней на край света.

Не судьба всё же это, но нота допета.

А любил он одну и едину Россию –

Ту могучу державу, настолько красиву,

Что взгляд отвести невозможно от леса,

Лугов и просторов , что сказкой одеты.

Цветущей пшеницы и запаха печи.

Вот эту любовь возложил он на плечи.

Стихи как вода из фонтана лились

Про маму, про дом и о счастье плелись.

Посвятил их простому народу,

А любил лишь Россию и нашу природу!

За это мы любим его, никогда не забудем!

И внукам читать обязательно будем!

Автор: Крючкова Анастасия ( уч – ца 11 кл Ты умер слишком рано,

А мог бы ведь ещё творить!

В душе народа – рана

Кого за смерть твою винить?

Твой образ чистый, светлый,

Он будет жить всегда

В сердцах всего народа,

Ведь ты для них - звезда!

Но сковывает жалость –

Тебя ведь не вернуть!

Кудрявый, синеглазый

Твои стихи – весна.

Ты был самой природой,

И будешь ей всегда!

Автор : Свирса Анна ( уч – ца 11 класса)

Ученик.Я хочу представить Вашанцева Николая и Кацыло Антона. Это наши одноклассники, которые обладают особым талантом – творить своими руками шедевры искусства. За годы обучения они не раз доказывали это. И сегодня они познакомят нас с новой работой.

Ученики. Сегодня на уроке мы попытались прикоснуться к прекрасному. Мы решили воссоздать портрет Есенина, который художественно обрамлён силуэтом берёз. Материалами послужили пластилин и лакокрасочные материалы. На создание этого портрета ушло большое количество времени и усилий, но мы достигли поставленной цели. Охватывая взглядом готовое произведение, мы с уверенностью можем утверждать, что создали новый шедевр.

Ученик – участник творческой группы. Мы подыскивали слова, характеризующие Есенина на букву «Н». Новаторство, неповторимость, неувядание,национальный. Мы решили, что наиболее подходящим является слово новаторство, так как Есенин внёс в русскую литературу много нового, а «есенинское начало» получило творческую интерпритацию в произведениях поэтов.

Учитель. А теперь я попрошу обратить внимание на доску. Вы подобрали огромное количество слов, которые характеризуют поэта и его творчество.

Назовём основные:

Еединение

С сострадание

Еестественность

Н народность

И искренность

Нноваторство

И если вы внимательно приглядитесь, то увидите, что здесь спряталось и основное ключевое слово нашего урока – ЕСЕНИН.

Учитель. Время не властно над поэзией Есенина. Давно ушли в прошлое события, изменилась реальность. Но каждое молодое поколение открывает для себя в Есенине нечто близкое и дорогое, потому что его поэзия рождена любовью к человеку.

В этом имени – слово «осень»

Осень.Ясень. Осенний цвет.

Что – то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие ночи,

Сень берёзы. И синь рассвет.

Что – то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты.

Только скажут : Сергей Есенин –

Всей России встают черты:

И весенних осин серёжки;

И рязанского неба ширь,

И просёлочные дорожки,

И приокские камыши.

Мы учимся любить нашу землю по – есененски. Мы учимся ощущать слово по смыслу и по духу по – есененски, не говоря уже о неповторимой красоте облика его музы. И главное – мы учимся у Сергея Есенина правде. Есть поэты, к которым мы идём всю жизнь, каждый раз заново открывая их. Поэтический мир Сергея Есенина входит в наше сердце сразу, захватывая его раз и навсегда!














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока по творчеству С.А,Есенина

Автор: Ирина Петровна Гиниятуллина

Дата: 07.06.2024

Номер свидетельства: 652272


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства