kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме «…Что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

• познакомить обучающихся с рассказом И.С.Тургенева;

• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;

• развивать логическое мышление, наблюдательность,

• развивать и обогащать речь обучающихся;

• Оборудование:

• толковый словарь;

• портрет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме «…Что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)»

Тема: «…Что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Цели:

• познакомить обучающихся с рассказом И.С.Тургенева;

• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;

• развивать логическое мышление, наблюдательность,

• развивать и обогащать речь обучающихся;

• Оборудование:

• толковый словарь;

• портрет

Используемые технологии:

• личностно-ориентированная;

• проблемно-поисковая

Ход урока

Организационный момент.

“Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: ставите снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  уроке.

Дыхательное упражнение

Представить себе, что на ниточке перед вами висит ватный шарик. Подуйте на него словно вы играете. Резкие короткие выдохи ртом. Повторить 6-8 раз.

Голосовое упражнение

Пропеть гласные звуки. «А,О,У,И,Э» . Повторить 3 раза.

Речевое упражнение.

Работа над предложением «Слишком скучно слушать скрипку»

Прочитайте предложение шёпотом, обычным голосом и как можно громче.

Прочитайте предложение медленно, в обычным темпе и как можно быстрее.

Прочитать предложение с разными эмоциями: злость, грусть, радость, удивление, возмущение и т.д

Узнай писателя



Родился в 1818 году в дворянской семье. Детские годы писателя прошли в имении матери Спасское ЛутовиновоОрловскойгубернии. Взаимоотношениямеждуродителямибылисложными, иэтоотражалосьнавпечатлительноммальчике. 
Отец –Сергей Николаевич –женилсясединственнойцелью: поправитьсвоёматериальноеположение. 
Мать –ВарвараПетровнабылажестокойикапризнойженщиной, вымещавшейсвоиобидынаокружающих. Мальчиклюбилуходитьиздома, гулятьпоСпасскомусаду, общаться с людьми из народа. Родители понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении.
В 1837 году успешно закончил философский факультет Петербургского университета. Для продолжения образования едет в Берлинский Университет. Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение –первыерассказыизбудущегосборника«Запискиохотника».

И.С.Тургенев

Актуализация знаний.

«Записки охотника»? Почему они так называются? Где они были созданы? («Записки охотника» созданы в родовом имении Тургенева – Спасском - Лутовинове, это цикл лирических очерков и рассказов.Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он видел)

- Кто является главным героем этих «Записок…»? (крестьяне)

"Записки охотника были опубликованы в1852 году. 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу

Во всех рассказах присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван "Записки охотника"

Сегодня мы рассмотрим еще один рассказ И. С. Тургенева. Это рассказ "Бирюк", который вы прочли дома, и выясним, как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.

Рассказ "Бирюк" был написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне


Мотивация

- Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик?-Вкрестьянах он видел таинственность

Почти все произведения Тургенева были автобиографичными. Есть повесть Ю. Гаецкого «Ранние метели» о жизни И.С. Тургенева.

Какая связь между книгой Ю. Гаецкого «Ранние метели» и рассказом И.С. Тургенева «Бирюк»? (Тургенев как истинный гуманист брал из жизни самые важные проблемы, нравственные проблемы, остро ставил их в своих произведениях, заставляя читателей над ними задумываться).

Вот такая она служба лесника. Воровать – грех, к тому же воровство – преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.

Потакать крестьянам – взыщут по всей строгости, угодишь в ссылку или солдатчину, семья по миру пойдёт. Не давать «баловать» мужику в лесу – «добрые люди» со свету сживут. Каков выход из этой ситуации? Уничтожение крепостного права, по мнению, И.С Тургенева, приведёт и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.

«Записки охотника» -это художественная летопись русской крепостной деревни, это обличительный документ, направленный против ненавистного врага, о котором он писал: «В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя Аннибалова клятва; и не я один дал её себе тогда…»

С другой стороны, «Записки охотника» - это поэтический гимн русскому крестьянину. Впервые под пером И.С. Тургенева крепостной выступил как человек огромного духовного богатства: крепостной стал литературным героем большого масштаба, первостепенного значения.

- Почему И.С. Тургенев обращается к теме бесправных и обездоленных? Что заставило его написать рассказ? (Он показал тяжёлое положение крестьян, которым приходилось воровать, чтобы прокормить себя, свою семью, чтобы не умереть с голоду, тем самым говоря о негативном воздействии крепостного права на общество).

Создание проблемной ситуации

- А теперь главный вопрос : «Что может быть интересного в грубом необразованном человеке? – спрашивал в своё время В.Г. Белинский.

Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить на сегодняшнем уроке

Работа по содержанию рассказа



1.Словарная работа:

Словарь В.И. Даля:

1.Зверь (волк-одиночка)
2 .Человек, который ни с кем не знается. Одинокий человек.

Словарь С.Ожегова:

Волк-одиночка (обл.)
2. (Перен.) нелюдимый, угрюмый человек.

- Какие детали образа Бирюка мы знаем?

Имя

Портрет

Отношение Бирюка к работе

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)

Отношение самого Бирюка к мужику-вору

Быт Бирюка, его семейное положение



1.Имя

Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА

ни с кем не общается, угрюм, его не любят

одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя






2.Портрет


Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

Суровый, мужественный, красивый








3.Отношение Бирюка к работе


Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий,

добросовестный работник






4.Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)


Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза)

Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему






5.Отношение самого Бирюка к мужику-вору

Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы

Жестокий, но жалеет,

понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя






6.Быт Бирюка, его семейное положение

Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

жена не выдержала характера Бирюка.ответственен за своих детей

очень беден, несчастен, автор его жалеет




Сопоставление деталей. Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

- Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

Физминутка

Поиск причины явления

- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)

- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)

- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? несвободный, должен выполнять приказы барина)

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят

Тургенев называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле.

- В чём нравственная сила рассказа? (Несмотря ни на какие трудности Бирюк не озлобляется на людей, не идёт против них, не утрачивает своих человеческих качеств, и даже в таких условиях остаётся человеком с большой буквы, не теряет своего собственного достоинства).

- А теперь главный вопрос : «Что может быть интересного в грубом необразованном человеке? – спрашивал в своё время В.Г. Белинский.

(Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то, что и в образованном человеке).

- Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.

-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.

Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю.

Рефлексия.

1.Проанализируйте свою работу по предложенной схеме:

Я умею…

Понимаю идею рассказа “Бирюк”: И.С.Тургенев боролся за отмену … и учил людей…

Знаю, что пейзаж, портрет, интерьер – это средства создания о …

2.Синквейн

Тургенев

Великий, образованный

Писал, размышлял, творил

Восхищался простым русским крестьянином

Гений 

Бирюк

Одинокий, несчастный

Работал, наказывал, не щадил

Вынужден был подчиняться барину

Крепостной

Домашнее задание

- Продолжить наблюдение над языком и стилем Тургенева при чтении его «Стихотворений в прозе», выучить одно наизусть.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Разуванова Раиса Михайловна

Дата: 19.03.2018

Номер свидетельства: 462513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства