Рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенностях чеховской драматургии; выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад». Показать новаторские черты драматургии Чехова
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "А.П. Чехов-драматург"»
10 класс
«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ» (А. П. ЧЕХОВ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)
Цели: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенностях чеховской драматургии; выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Рассказ – основной литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни «эпохи безвременья», с ее гнетом пошлости и обывательщины, и типичные настроения представителей интеллигенции.
Параллельно с рассказами и повестями Чехов работал над драмами. Драматическая форма позволяла в течение нескольких актов рассказать о судьбе нескольких персонажей, показать многоплановую картину жизни. Главный тезис Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются жизни».
Пьеса «Иванов» (1887), комедия «Леший» (1889) при первом появлении в театре вызвали споры. На сцене просто люди надорвавшиеся, разочарованные в жизни. «...Утомился, не верю, в безделье провожу дни и ночи. Не слушаются ни мозг, ни руки, ни ноги», «Откуда во мне эта слабость, что стало с моими нервами?» – вот что говорит о себе Иванов.
Лучшими драмами Чехова критика считает следующие: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1903). Основная тема – изображение судьбы провинциальной интеллигенции, лишенной каких-либо интересных жизненных перспектив.
II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».
III. Объяснение нового материала.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВАТОРСТВА ЧЕХОВСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
Отсутствует деление на главных и второстепенных действующих лиц; нет деления акта на явления; «подводное течение», то есть наличие текста и подтекста как двух уровней реальности: бытового, конкретного, ясного и духовного, глубинного, скрытого. Взаимодействие текста и подтекста создает ощущение подводного течения, ощущение двойственности человеческого существования. На этом строится приглушенный конфликт. С этим связаны диалоги и монологи. Герои зачастую «не слышат друг друга». Иносказания и недомолвки «присутствуют» в разговорах героев.
IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
Поставлена на сцене Московского Художественного театра в том же году.
Выяснение первоначального впечатления о пьесе, героях.
V. Чтение по ролям I акта.
Домашнее задание.
Подготовить сообщенияили доклады (по группам).
Примерные темы:
1) «Вишневый сад» – драма или комедия?
2) Прошлое, настоящее и будущее Раневской и Гаева.
3) Лопахин. Можно ли его считать человеком будущего?
4) Как вы понимаете символический смысл названия пьесы «Вишневый сад»?