I.Приветствие. II.Разминка: III.Опрос дом. задания: 1.Выберите главное испытание, через которое прошел Ионыч: А) средой В) любовью Б) временем Г) богатством 2.Почему Котик не смогла понять глубины чувств Старцева: А) он косноязычно объяснялся в любви Б) у девушки есть более высокая цель, чем стать просто женой В) причиной является всеобщая разобщенность людей, не способных понять друг друга, живущих своими стереотипами Г) она любила другого молодого человека 3.О чем рассказ «Ионыч»: А) о деградации Д. Старцева Б) о скучной и однообразной жизни в маленьком городке В) о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким нужно быть Г) о тяжелой жизни практикующего врача Опережающее задание: прочитать рассказ «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ». I этап урока – мотивационно-установочная ситуация Формулировка цели урока, постановка задач Ребятам предлагается самим сформулировать тему разговора в виде проблемного вопроса, тезиса, цитаты из текста, какого-либо афоризма. II этап урока – анализ произведения (постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, реально-практического диалога рассказчика и слушателя.) 1. Что значит «человек в футляре»? Почему автор даёт такую формулировку? Это явление единичное или общественное, положительное или отрицательное? 2. Главный объект наблюдения (исследования) Беликов – «человек в футляре». - Вспомним чеховское: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Соотнесём образ Беликова с чеховским определением. «Лицо и одежда» – портретная характеристика героя. Кто или что расскажет о «душе и мыслях» (уме и сердце, разуме и чувствах) человека в художественном произведении? – речь, интересы, привычки, поступки, оценка других героев и автора. Задание для всего класса или по группам: 1гр.- Роль детали в портретной характеристике Беликова («лицо и одежда»); 2 гр.- Речевая характеристика героя; 3 гр. Интересы, привычки Беликова }(«душа и мысли») 3 гр.- Интересы, привычки Беликова; 4 гр. – Поступки Беликова Итоги самостоятельного исследования и обсуждения в классе фиксируются в таблице (полная таблица представлена в Приложении): Объект наблюдения: опорные (ключевые) слова Изобр.-выраз. средства, приёмы 1.Портрет Калоши, зонтик, теплое пальто на вате, фуфайка, поднятый воротник, темные очки на бледном, маленьком лице… Гипербола, сравнение, повтор 2. Речь Говорил он со сладким выражением…Антропос!», «…запрещено – и баста» (косв.речь). Говорил тихо: «…все это прекрасно, да как бы чего не вышло». Повтор (рефрен), канцеляризмы 3.Интересы, привычки Древние языки, всегда «выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»; «ложась спать, укрывался с головой»; «странное обыкновение – ходить по нашим квартирам». Ирония, гипербола, алогизм 4.Поступки Старался запрятать свою мысль в футляр. «Угнетал своею осторожностью, «своими вздохами, нытьём … давил нас всех, и мы уступали». Держал в руках гимназию и город целых 15 лет». Гипербола, парадокс 5.Чувства Тревога, отвращение (от настоящего), уныние (отступление от правил); страх, «боялся, как бы чего не вышло», опасение по поводу женитьбы; «…ах, как бы чего не вышло» - испуг, чувство безысходности: Гипербола, алогизм, парадокс 6. Отношение других героев «давил нас всех, и мы уступали»; «стали бояться всего», подчинились, терпели. Варенька – «первая женщина, которая отнеслась к нему ласково, сердечно». Коваленко возненавидел Беликова: Буркин: «Мне даже жалко его стало», Коваленко: «Я не люблю фискалов». Варенька на похоронах всплакнула. «…хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие» Сравнение, антитеза, алогизм, парадокс ?- «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!» В чем же идеал Беликова? ?- Итак, соотнесём с чеховским идеалом образ героя. Продолжите фразу: «В Беликове всё…(безобразно: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли»»). Безобразно – без образа. Почему? ?- В одном из комментариев к рассказу читаем: «Описание странных и смешных черт характера, внешности, поведения Беликова поначалу вполне забавно и безобидно». Какие из выделенных слов вы бы приняли, с какими поспорили бы? Вывод-комментарий после работы с таблицей: С помощью различных приемов (повтора, антитезы, сравнения) Чехов создаёт психологический портрет и социальный тип героя – «человека в футляре», через определённые детали, отношение других героев к Беликову автор выражает своё отношение к герою: он безобразен и жалок. Гипербола – одна из форм эмоционально-образного восприятия мира, она заостряет наше внимание, усиливает эмоции, подчёркивает значимость изображаемого. В силу своей необычности и парадоксальное, алогичное привлекает внимание. Не к этому ли стремится писатель? ?- Какие вещи, без которых можно жить, вы бы забрали у Беликова? Почему? - Почему со смертью Беликова не произошло никаких перемен к лучшему? -Вернемся к гипотезе и нашему выводу: явление атавизма или разновидность человеческого характера? Может быть, что-то нужно добавить? 4. -Сформулируйте проблему, которую поднимает автор в данном тексте (возможна формулировка проблемы в виде проблемного вопроса) – Какого человека можно назвать «человеком в футляре»? К чему ведёт футлярная жизнь? Есть ли у футлярной жизни будущее? В чем смысл жизни? Проблема футлярной жизни. ?- Какова позиция Чехова (собственная точка зрения на поставленные вопросы)? 5. Любое слово, сказанное классиком, заслуживает нашего внимания. Оно тщательно продумано, взвешено, порой выстрадано. Мы были внимательны к слову и к тексту в целом, что позволило нам понять мысль автора (идею текста). |