kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русской литературе для 10 класса с русским языком обучения на тему: "Человек в футляре"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План  урока разработан по новому шаблону.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русской литературе для 10 класса с русским языком обучения на тему: "Человек в футляре"»


Тема урока: Человек в футляре

Школа: ШРШ «Жас улан» им. С.Рахимова

Проверил: __________Кадырбек Б.

Дата: 20.02

ФИО учителя: Пернебаева Б.Т.

КЛАСС: 10 е

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Раскрыть смысл понятия «футлярная жизнь».

Формулировать проблемы, поднятые автором, выявлять его позицию, аргументировать собственную точку зрения.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Раскрыть смысл понятия «футлярная жизнь» посредством анализа рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».

Большинство учащихся будут уметь:

Формулировать проблемы, поднятые автором, выявлять его позицию.

Некоторые учащиеся смогут:

Аргументировать собственную точку зрения.

Языковая цель

Учащиеся могут:

Раскрыть смысл понятия «футлярная жизнь».

Формулировать проблемы, поднятые автором, выявлять его позицию.

Аргументировать собственную точку зрения.

Ключевые слова и фразы:

Главным героем рассказа является …

Автор хотел показать …

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:




  • Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? How do we know?

  • Has every learner’s choice been recorded? How can we check?

  • Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?

  • Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?


Вопросы для обсуждения:

О каком явлении идет речь? Какие явления общественной жизни нашли отражение в рассказе?

В чем, на ваш взгляд, заключается понятие "футлярность жизни"?

Как это раскрывается в образе главного героя?

Комичен или страшен Беликов?

Можете ли вы сказать, почему...?

Почему мы изучаем этот рассказ?

Подсказки:

В человеке все должно быть прекрасным: и одежда, и душа, и мысли.

Предыдущее обучение

Рассказ «Ионыч».

План

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало урока


I.Приветствие.

II.Разминка:

III.Опрос дом. задания:

1.Выберите главное испытание, через которое прошел Ионыч:

А) средой                                       В) любовью

Б) временем                                   Г) богатством

2.Почему Котик не смогла понять глубины чувств Старцева:

А) он косноязычно объяснялся в любви

Б) у девушки есть более высокая цель, чем стать просто женой

В) причиной является всеобщая разобщенность людей, не способных понять друг друга, живущих своими стереотипами

Г) она любила другого молодого человека

3.О чем рассказ «Ионыч»:

А) о деградации Д. Старцева

Б) о скучной и однообразной  жизни в маленьком городке

В) о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким нужно быть

Г) о тяжелой жизни практикующего врача

Опережающее задание: прочитать рассказ

«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ».

I этап урока – мотивационно-установочная ситуация

Формулировка цели урока, постановка задач

Ребятам предлагается самим сформулировать тему разговора в виде проблемного вопроса, тезиса, цитаты из текста, какого-либо афоризма.

II этап урока – анализ произведения (постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, реально-практического диалога рассказчика и слушателя.)

1. Что значит «человек в футляре»? Почему автор даёт такую формулировку? Это явление единичное или общественное, положительное или отрицательное?

2. Главный объект наблюдения (исследования) Беликов – «человек в футляре».

- Вспомним чеховское: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Соотнесём образ Беликова с чеховским определением.

«Лицо и одежда» – портретная характеристика героя. Кто или что расскажет о «душе и мыслях» (уме и сердце, разуме и чувствах) человека в художественном произведении? – речь, интересы, привычки, поступки, оценка других героев и автора.

Задание для всего класса или по группам:

1гр.- Роль детали в портретной характеристике Беликова («лицо и одежда»);

2 гр.- Речевая характеристика героя; 3 гр. Интересы, привычки Беликова }(«душа и мысли»)

3 гр.- Интересы, привычки Беликова;

4 гр. – Поступки Беликова

Итоги самостоятельного исследования и обсуждения в классе фиксируются в таблице

(полная таблица представлена в Приложении):

Объект наблюдения: опорные (ключевые) слова

Изобр.-выраз. средства, приёмы

1.Портрет

Калоши, зонтик, теплое пальто на вате, фуфайка, поднятый воротник, темные очки на бледном, маленьком лице…

Гипербола, сравнение, повтор

2. Речь

Говорил он со сладким выражением…Антропос!», «…запрещено – и баста» (косв.речь). Говорил тихо: «…все это прекрасно, да как бы чего не вышло».

Повтор (рефрен), канцеляризмы

3.Интересы, привычки

Древние языки, всегда «выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»; «ложась спать, укрывался с головой»; «странное обыкновение – ходить по нашим квартирам».

Ирония, гипербола,

алогизм

4.Поступки

Старался запрятать свою мысль в футляр. «Угнетал своею осторожностью, «своими вздохами, нытьём … давил нас всех, и мы уступали». Держал в руках гимназию и город целых 15 лет».

Гипербола, парадокс

5.Чувства

Тревога, отвращение (от настоящего), уныние (отступление от правил); страх, «боялся, как бы чего не вышло», опасение по поводу женитьбы; «…ах, как бы чего не вышло» - испуг, чувство безысходности:

Гипербола, алогизм, парадокс

6. Отношение других героев

«давил нас всех, и мы уступали»; «стали бояться всего», подчинились, терпели. Варенька – «первая женщина, которая отнеслась к нему ласково, сердечно». Коваленко возненавидел Беликова: Буркин: «Мне даже жалко его стало», Коваленко: «Я не люблю фискалов». Варенька на похоронах всплакнула. «…хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие»

Сравнение, антитеза, алогизм, парадокс

?- «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!» В чем же идеал Беликова?

?- Итак, соотнесём с чеховским идеалом образ героя. Продолжите фразу: «В Беликове всё…(безобразно: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли»»). Безобразно – без образа. Почему?

?- В одном из комментариев к рассказу читаем: «Описание странных и смешных черт характера, внешности, поведения Беликова поначалу вполне забавно и безобидно». Какие из выделенных слов вы бы приняли, с какими поспорили бы?

Вывод-комментарий после работы с таблицей:

С помощью различных приемов (повтора, антитезы, сравнения) Чехов создаёт психологический портрет и социальный тип героя – «человека в футляре», через определённые детали, отношение других героев к Беликову автор выражает своё отношение к герою: он безобразен и жалок. Гипербола – одна из форм эмоционально-образного восприятия мира, она заостряет наше внимание, усиливает эмоции, подчёркивает значимость изображаемого. В силу своей необычности и парадоксальное, алогичное привлекает внимание. Не к этому ли стремится писатель?

?- Какие вещи, без которых можно жить, вы бы забрали у Беликова? Почему?

- Почему со смертью Беликова не произошло никаких перемен к лучшему? -Вернемся к гипотезе и нашему выводу: явление атавизма или разновидность человеческого характера? Может быть, что-то нужно добавить?

4. -Сформулируйте проблему, которую поднимает автор в данном тексте (возможна формулировка проблемы в виде проблемного вопроса)

– Какого человека можно назвать «человеком в футляре»?

К чему ведёт футлярная жизнь? Есть ли у футлярной жизни будущее? В чем смысл жизни? Проблема футлярной жизни.

?- Какова позиция Чехова (собственная точка зрения на поставленные вопросы)?

5. Любое слово, сказанное классиком, заслуживает нашего внимания. Оно тщательно продумано, взвешено, порой выстрадано. Мы были внимательны к слову и к тексту в целом, что позволило нам понять мысль автора (идею текста).



Середина урока

Первый рассказ «маленькой трилогии».

Беседа по содержанию:

-Каким предстает перед нами Беликов (внешний вид, обстановка в его квартире; вещи, окружающие его, речь)

-Что можно сказать о жизненных принципах Беликова?

-Что, по вашему мнению, составляет основу его характера?

-Почему ничтожный Беликов «держал в руках» весь город?

В гимназию приезжает новый учитель истории и географии. Его сестра Варенька, « высокая, стройная, чернобровая, краснощекая» очаровала всех и даже произвела впечатление на Беликова. А когда окружающие стали внушать ему мысль о браке, «он решил, что ему в самом деле нужно жениться».

-Изменился ли Беликов после этого решения? Почему он медлил сделать предложение Вареньке?

-Что потрясло Беликова и о чем он предупреждает брата Вареньки? Как тот реагирует на предупреждение

-От чего Беликов умирает?

(он впервые получает отпор, терпит поражение….и умирает)

-Какие эпизоды можно зачитать, чтобы доказать, что Беликов умер, а «беликовщина » осталась?

-Как можно раскрыть понятие «беликовщина»? Есть ли духовное родство между Беликовым, Буркиным и другими учителями и горожанами?



Конец урока

Чехов с поразительной силой разоблачает «пошлость пошлого человека». Учитель гимназии Беликов – враг всего нового и передового, он ненавидит все то, что выходит за рамки дозволенного начальством. «Как бы чего не вышло», – жизненная философия Беликова. Рассказ о «Человеке в футляре» тем не менее не оставляет ощущения безнадежности. «Нет, больше так жить невозможно!» Эти слова выражают чувства лучших героев рассказа и самого автора.

Вывод. В мире беликовых «нет простора для живых человеческих стремлений».

Домашнее задание.

- Напишите письмо Беликову или Чехову, выразив свою позицию по тем вопросам (проблемам), которые поднимаются в тексте.



Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи
соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность
Связи с ценностями

Формативное оценивание:

  • Похвала

  • поощрение

  • Тестовые вопросы

  • Самопознание

Рефлексия



Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили?

На что была направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?


Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.


Итоговая оценка



Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?


1:


2:


Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?


1:


2:


Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

















«Человек в футляре» анализ «Человек в футляре» — рассказ Антона Павловича Чехова, написан в мае-июне 1898 года. «Человек в футляре» анализ Главные герои «Человек в футляре» Иван Иваныч Чимша-Гималайский  — ветеринарный врач, дворянин. Буркин  — учитель гимназии, рассказывает историю про Беликова Беликов  — учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии. Повар Афанасий  — старик 60 лет. Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина. Варенька  — возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко. Тема «Человек в футляре» – «футлярная» жизнь. Название рассказа напрямую связано с содержанием. Проблема, которую затрагивает Чехов в рассказе, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает об опасности обывательщины, житейской пошлости. Незаметно для себя каждый может попасть в «футляр» собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к полному опустошению и к деградации личности. Идея «Человек в футляре» выражается в протесте против «футлярной» жизни, или, говоря словами самого писателя, в стремлении показать, что «все, что напутали, что настроили, чем загородили себя люди, все нужно выбросить, чтобы почувствовать жизнь, войти в первоначальное, простое отношение к ней». Следует отметить и пафос этого рассказа. Кроме сатирического и комического, здесь чувствуется и лирическое начало. Это достигается олицетворением предметов: «И, кажется, что звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле, и все благополучно». В качестве основного приема автор использует художественную деталь, футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление – «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» – становится крылатым выражением. Композиция «Человек в футляре» – рассказ в рассказе, но и это не мешает Чехову передать единую оценку восприятия жизни человека, утверждать свои идеалы, взгляды на жизнь. Сюжетное построение этого рассказа просто и оригинально. В его основе лежит столкновение Беликова и Коваленко, людей, которые имеют совершенно разные характеры, разные идеалы и нравственные принципы. В качестве пролога выступает перед нами рассказ учителя гимназии Буркина своему товарищу, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу про учителя греческого языка по фамилии Беликов. Экспозиция нас «знакомит» с внешним обликом и образом жизни главного героя. Завязка сюжета начинается с тех пор, когда в город приезжает и назначается в гимназию новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко да приезжает не один, а со своей младшей сестрой Варенькой, в которую вскоре влюбляется Беликов, что является развитием действия в рассказе. Кульминация в рассказе составляет ряд событий: желание пожениться Беликова и Вареньки, нарисованная карикатура на главного героя, катание Коваленок на велосипедах, все эти действия взбудоражили Беликова, что и спровоцировало конфликт между главным героем и братом Вареньки. Развязкой рассказа служит смерть Беликова, которой как по мнению всех героев рассказа является решением всей проблемы. Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иванович произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?» — эпилог. Конфликт «Человек в футляре» лежит в самом человеке и окружающем мире. Представляя Беликова, я вижу человека, заточённого в небольшую темную коробочку. Человек в футляре… Это необычное словосочетание очень точно раскрывает суть человека. Но больше всего поражает то, что человек не пытается изменить что-то в своей жизни, ему удобно и спокойно за стенами своей «коробки», ведь так он не видит ужасного мира, где так много проблем, где люди страдают, а встречаясь с неприятностями, должны быть крайне решительными. Антон Павлович описывает нам человека, отказывающегося от настоящего мира, ведь его устраивает его собственный, кажущийся ему лучшим. Обратим внимание на внешний вид Беликова: даже в хорошую погоду он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Все его вещи были в футлярах, более того, даже «…лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Главный герой постоянно носил «темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Только поэтому можно сказать, что Беликов делал все возможное, чтобы облачиться в футляр. Нюансы, которые создает Чехов, во внешнем облике Беликова являются символическими. Сначала мы видим, что и очки у него находятся в футляре, и зонт в футляре, и это впоследствии приводит нас к мысли, что и все, что есть внутри у Беликова в своеобразном невидимом футляре. Удивительно то, что такому невзрачному и ограниченному человеку, как Беликов удалось заковать в свои цепи весь окружающий его мир, люди вокруг него соответствовали его требованиям и представлениям. Ключевой деталью рассказа «Человек в футляре» является смерть главного героя. Он умирает от шока, от непереносимого изумления, вызванного событием, являющимся для него чем-то из ряда вон выходящим. Мастерство Чехова заключается в том, что не позволяет себе напрямую выносить выговор таким, как его человек в футляре, он показывает свое представление об их будущем, о том, что их ожидает, если они будут продолжать тесниться и теснить других в своем защитном и горьком футляре страха. Антон Павлович умело использует бытовые детали и едва заметные нюансы жизни Беликова для того, что наиболее точно отобразить его внутренние побуждения и сковывающее главного героя сознание.

Источник: http://ktoikak.com/chelovek-v-futlyare-analiz/ Энциклопедия полезных знаний © ktoikak.com




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пернебаева Балхия Тургановна

Дата: 24.02.2017

Номер свидетельства: 395082


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства