Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русской литературе А.П.Чехов "Человек в футляре"»
Разработка урока по русской литературе на тему:
А.П. Чехов. «Человек в футляре» (1 часть)
для 10 класса ( с узбекским языком обучения )
учителя русского языка и литературы общеобразовательной школы № 9 Тахиаташского района Республики Каракалпакстан Республики Узбекистан Кулжановой Ильи Нзаковны
Цели урока
Образовательная: ознакомить с рассказом А.П. Чехова «Человек в футляре».
Развивающая: развивать навыки аналитического чтения произведений, понимания художественного текста.
К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания по содержанию прочитанного текста с небольшими изменениями.
К 5 - понимает и воспринимает произведения художественной литературы и искусства на русском языке.
К 2 - понимает телепередачи, художественные и документальные фильмы на русском языке с преобладанием знакомой лексики.
Оборудование: учебник, портрет писателя, иллюстрации, аудиозапись рассказа и украинских песен, видеоурок «В поисках Беликова», мультфильм и кинофильм по рассказу.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Беседа по вопросам домашнего задания.
2. Иван Васильевич рассказал, от чего переменяется жизнь человека: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае». Сегодня мы познакомимся с рассказом «Человек в футляре». Жизнь одного из персонажей рассказа тоже изменил случай. А решение вопроса о том, как влияет окружающий мир на человека, нам подскажет А.П. Чехов.
III. Изучение нового материала.
1. Беседа по творчеству А.П. Чехова.
Какие рассказы Чехова вы читали? Что вам известно о жизни писателя? Кем был Чехов по профессии? Какие высказывания писателя вы помните?
2. Изучающее чтение статьи учебника. Ответы на вопросы учителя (не задаются вопросы, на которые ранее получены ответы).
В каком городе родился писатель? Чем занимался его отец? Почему все братья Чеховы выросли талантливыми людьми? Где получил образование А.П. Чехов? Почему он начал писать рассказы? Как оценила его деятельность Академия наук? Какие пьесы написал великий мастер рассказа?
3. Комментированное чтение первого фрагмента рассказа «Человек в футляре».
Словарная работа
внешний – tashqi
Раздражать – g'azablantirmoq
Робость – jur’atsizlik
Отвращение – nafrat
Сомнительный – shubhali
проказа – sho’xlik
угнетать – ezmoq, qiynamoq
запрещение – taqiq
ограничение – cheklash
хохол – об украинцах (о причёске казаков), сам Чехов считал себя украинцем
малороссийский = украинский
очаровать – maftun qilmoq
уныние – ma’yuslik
антропос (греческое) – человек
циркуляр – расположение приказ
баста – bo‘ldi
мнительность – vasvasalik, har narsaga shubha bilan qarashlik
осторожность - ehtiyotkorlik
футляр – gilof
именины – tug‘ilgan kun bayrami
подбоченясь–ikki qo‘lini beliga tirab
очаровать – maftun etmoq
как бы чего не вышло – ishqilib bir balo bo‘lmasin
отступления от правил – qoidadan tashqari
IV. Закрепление изученного материала.
1. Беседа по тексту.
- Кто начал разговор об учителе греческого языка? Какие детали помогают описать его «футлярный» внешний вид? Как относился Беликов к окружающей действительности? Древние языки – это любовь к прошлому. А что у Беликова в будущем? (далее – рассказ о возможной женитьбе)
- Найдите в тексте синонимы к словам «разрешение», «сомнительный», «нарушение». Есть ли синоним к слову «запрещать»? (И не должно быть. Запрещено - и баста!)
Выберите из последнего абзаца на странице 160 слова, характеризующие учителя гимназии (уныние, осторожность, мнительность, нытьё, вздохи, страх..) Какое чувство главное, объясняет все другие? Страх заразен. В городе все боятся.
Обратите внимание, Буркин сказал, что Беликов не один. Найдите в тексте это место. (Стр. 161, под влиянием таких людей, как Беликов…)
Прочитайте описание комнаты Беликова. Что она вам напоминает?
- Найдите описание новых в городе людей. Может, они не заражены страхом? Что заметнее всего в Коваленко? (громадный, говорит басом) А в Вареньке? (смех)
2. Просмотр фрагментов кинофильма «Человек в футляре» или мультфильма.
V. Итог урока.
Далее вы сможете узнать, что сильнее, страх или смех.
Работа с иллюстрациями к рассказу.
VI. Домашнее задание. Ответы на вопросы учебника. Прочитать второй фрагмент рассказа.