kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе" Серебряный век русской поэзии. Символизм."

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока для изучения произведений и авторов  Серебряного века.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе" Серебряный век русской поэзии. Символизм."»



Автор: Кондратьева Татьяна Гавриловна



Образовательное учреждение:


муниципальное общеобразовательное учреждение средняя


общеобразовательная школа № 39 хутора Трудобеликовского


Красноармейского района, Краснодарского края



Должность: учитель русского языка и литературы



Предмет: литература, 11 класс



Тема: " Серебряный век русской поэзии. Символизм."



Тип: презентация



Источник : собственная разработка, постеры


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 39

хутора Трудобеликовского

Красноармейского района , Краснодарского края










Разработка урока литературы








Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Кондратьева

Татьяна

Гавриловна







2009 год





Тема: Серебряный век русской поэзии. Символизм


Цель: раскрыть понятие "серебряный век", дать общее понятие об

основных направлениях Серебряного века, отметить

особенности поэтического стиля авторов той эпохи,

раскрыть особенности русского символизма.


Оборудование: мультимедийный урок "Серебряный век русской поэзии"


Ход урока.


1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, визуальный контроль готовности к уроку.


2.Мотивационный момент.

Сообщение темы и цели урока. Слайд №2


3.Работа над темой урока.

А) Звучит романс "У зеркала стою…" в исполнении А.Пугачевой

Слайд №3


Б) Учитель. Слайд №4

-Искусство Серебряного века может быть уподоблено колоссальной трагииронической эпопее со своими героями- гениями, полусвятыми, жертвами, жрецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами.

На протяжении короткого Серебряного века появляются четыре поколения поэтов. А это значит, что вместе с символизмом в литературе появляются и декадентство, и акмеизм, и футуризм, и крестьянские поэты, а также поэты, которые стояли вне всяких течений в своем творчестве.


В )Послушайте романс на стихи Сергея Есенина "Не жалею, не зову, не плачу" в исполнении трио "Реликт" Слайд № 6


Г) Учитель.

-В конце 19 века Россия и впрямь переживала катастрофические перемены: разрушалось веками складывающееся патриархальное общество, порождая новые изменения, новые приоритеты и

стимулы существования. Необходимо было откликнуться на призывный зов времени, рассказать правду о нём. Но сначала эту правду надо было открыть в себе, понять самому всю неотвратимость происходящего. Это было непросто.

Именно поэтому такой разноликой, порой противоречивой была общая картина русской культуры и , в частности, русской поэзии.

Слайды № 6, 7, 8. 9, 10


Д) Учитель.

-Серебряный век русской поэзии…

Как вы понимаете это выражение?

Что вы знаете об этом явлении в русской литературе?

Предоставим слово учащимся, получившим индивидуальные задания

по этому вопросу.

(Далее идут :


*выступления учащихся - слайды 12, 13, 14;

*комментарий учителя - слайды 15, 16;


*выступления учащихся - слайд 17;


*звучит романс "Среди миров" на стихи И.Анненского - слайд 18

(электронный адрес: "Постеры", "Поэты Серебряного века", слайд 6-имеется запись на диске);


*выступления учащихся - слайды 20, 21. 22


Е) Рассказ учителя

Основные направления поэзии Серебряного века.


Слайд 23

-Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературные течения, заявившие о себе в период

с 1890 года по 1917. Они составили основу модернизма как литературного направления


Слайд 24

Итак, понятие "Серебряный век" относится ко всей культуре вообще, но прежде всего к поэзии.

Его временные рамки: конец 19 - начало 20 века.

Это время характеризуется активной творческой жизнью, разнообразием поэтических талантов, множеством литературных направлений , течений, школ. Основными из них являются

символизм, акмеизи, футуризм, а также имажинизм


Слайд 25

Поэзия Серебряного века имела свои особенности:

1) тема природа становится менее значимой;

2) возрастает роль игры, театрализации, перевоплощения;

3) поэзия точных слов сменяется поэзией символов , намеков., недоговоренностей;

4) поэт не стремится быть общепонятным - он обращается не ко всем, а к "посвященным".







Слайд 26

Первым течением, возникшим в России , был символизм.

Творческие основы ему дал Д.С.Мережковский, продолжателем стал В.Я.Брюсов. Главный принцип символизм - "искусство для искусства".

Представителями символизма в России были З. Гиппиус, В.Иванов, Андрей Белый, Ф.Сологуб, А.Блок, К. Бальмонт.


Слайд 27

Второе течение - это акмеизм (от греч. "акме"-острие, вершина, расцвет"). Для акмеизма характерно конкретно-чувственное восприятие мира. Предметом изображения акмеистов был реальный мир, красота жизни, мир чувств человека.

В 1911 году слушатели "ивановских сред" объединились в "Цех поэтов". Представители акмеизма: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий и другие. Акмеизм просуществовал недолго - около двух лет, с 1913 по 1914 годы.


Слайд 28

Следующее течение - футуризм ( от нем. "футурум" - будущее ).

Время рождения - 1910 год. Это авангардистское течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства.

В своём манифесте "Пощечина общественному вкусу" футуристы утверждали: "Только мы - лицо нашего времени". Своё отношение к действительности футуристы выражали через новые ритмы,

новые слова, новые темы.

Представители футуризма: В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский.


Слайд 29

Кроме этих трех основных течений было множество

других. Были и поэты, не примыкавшие ни к каким течениям.

Это, например Марина Цветаева


Слайд 30

Послушайте романс "Мне нравится, что вы больны не мной"

Стихи М. Цветаевой, исполняет А. Пугачева.


Слайд 31.

А теперь более подробно остановимся на творчестве поэтов- символистов.

Символизм обнаружил бездны в каждом человеке и многократные отражения их принял за главнейшую реальность. Прочитаем стихотворение Д.Мережковского "Дети ночи".


Слайды 32 ,33, 34, 35, 36

( Здесь и далее выступления учащихся, получивших опережающее задание - чтение наизусть стихотворений поэтов -символистов)





Слайды 37. 38, 39

Символизм нашел отражение не только в поэзии, но и в музыке, живописи. Посмотрите, как изображали мир на своих полотнах художники-символисты.


4.Итог урока.

Заключительное слово.

Мысленно охватывая безбрежное море поэзии серебряного века», нельзя не восхищаться ее поразительным многообразием и богатством. Напевность Бальмонта, монументальность Брюсова, гражданственность Гумилева, экспериментаторство Хлебникова - это все сделало неповторимой их поэзию, сокровищницей духовной культуры. При всей глубокой индивидуальности творческого почерка этих поэтов объединяет желание видеть мир нравственно чистым, возвышенным.

Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.


5. Домашнее задание.

Подготовить монологический ответ о трех основных течениях модернизма;

символизм и его взгляды на развитие русской литературы;

выучить наизусть стихотворение поэта-символиста (по выбору)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока по литературе" Серебряный век русской поэзии. Символизм."

Автор: Кондратьева Татьяна Гавриловна

Дата: 05.10.2016

Номер свидетельства: 347594


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства