Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе" Серебряный век русской поэзии. Символизм."»
Автор: Кондратьева Татьяна Гавриловна
Образовательное учреждение:
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 39 хутора Трудобеликовского
Красноармейского района, Краснодарского края
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: литература, 11 класс
Тема: " Серебряный век русской поэзии. Символизм."
Тип: презентация
Источник : собственная разработка, постеры
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 39
хутора Трудобеликовского
Красноармейского района , Краснодарского края
Разработка урока литературы
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Кондратьева
Татьяна
Гавриловна
2009 год
Тема: Серебряный век русской поэзии. Символизм
Цель: раскрыть понятие "серебряный век", дать общее понятие об
основных направлениях Серебряного века, отметить
особенности поэтического стиля авторов той эпохи,
раскрыть особенности русского символизма.
Оборудование: мультимедийный урок "Серебряный век русской поэзии"
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, визуальный контроль готовности к уроку.
2.Мотивационный момент.
Сообщение темы и цели урока. Слайд №2
3.Работа над темой урока.
А) Звучит романс "У зеркала стою…" в исполнении А.Пугачевой
Слайд №3
Б) Учитель. Слайд №4
-Искусство Серебряного века может быть уподоблено колоссальной трагииронической эпопее со своими героями- гениями, полусвятыми, жертвами, жрецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами.
На протяжении короткого Серебряного века появляются четыре поколения поэтов. А это значит, что вместе с символизмом в литературе появляются и декадентство, и акмеизм, и футуризм, и крестьянские поэты, а также поэты, которые стояли вне всяких течений в своем творчестве.
В )Послушайте романс на стихи Сергея Есенина "Не жалею, не зову, не плачу" в исполнении трио "Реликт" Слайд № 6
Г) Учитель.
-В конце 19 века Россия и впрямь переживала катастрофические перемены: разрушалось веками складывающееся патриархальное общество, порождая новые изменения, новые приоритеты и
стимулы существования. Необходимо было откликнуться на призывный зов времени, рассказать правду о нём. Но сначала эту правду надо было открыть в себе, понять самому всю неотвратимость происходящего. Это было непросто.
Именно поэтому такой разноликой, порой противоречивой была общая картина русской культуры и , в частности, русской поэзии.
Слайды № 6, 7, 8. 9, 10
Д) Учитель.
-Серебряный век русской поэзии…
Как вы понимаете это выражение?
Что вы знаете об этом явлении в русской литературе?
Предоставим слово учащимся, получившим индивидуальные задания
по этому вопросу.
(Далее идут :
*выступления учащихся - слайды 12, 13, 14;
*комментарий учителя - слайды 15, 16;
*выступления учащихся - слайд 17;
*звучит романс "Среди миров" на стихи И.Анненского - слайд 18
(электронный адрес: "Постеры", "Поэты Серебряного века", слайд 6-имеется запись на диске);
*выступления учащихся - слайды 20, 21. 22
Е) Рассказ учителя
Основные направления поэзии Серебряного века.
Слайд 23
-Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературные течения, заявившие о себе в период
с 1890 года по 1917. Они составили основу модернизма как литературного направления
Слайд 24
Итак, понятие "Серебряный век" относится ко всей культуре вообще, но прежде всего к поэзии.
Его временные рамки: конец 19 - начало 20 века.
Это время характеризуется активной творческой жизнью, разнообразием поэтических талантов, множеством литературных направлений , течений, школ. Основными из них являются
символизм, акмеизи, футуризм, а также имажинизм
Слайд 25
Поэзия Серебряного века имела свои особенности:
1) тема природа становится менее значимой;
2) возрастает роль игры, театрализации, перевоплощения;
3) поэзия точных слов сменяется поэзией символов , намеков., недоговоренностей;
4) поэт не стремится быть общепонятным - он обращается не ко всем, а к "посвященным".
Слайд 26
Первым течением, возникшим в России , был символизм.
Творческие основы ему дал Д.С.Мережковский, продолжателем стал В.Я.Брюсов. Главный принцип символизм - "искусство для искусства".
Представителями символизма в России были З. Гиппиус, В.Иванов, Андрей Белый, Ф.Сологуб, А.Блок, К. Бальмонт.
Слайд 27
Второе течение - это акмеизм (от греч. "акме"-острие, вершина, расцвет"). Для акмеизма характерно конкретно-чувственное восприятие мира. Предметом изображения акмеистов был реальный мир, красота жизни, мир чувств человека.
В 1911 году слушатели "ивановских сред" объединились в "Цех поэтов". Представители акмеизма: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий и другие. Акмеизм просуществовал недолго - около двух лет, с 1913 по 1914 годы.
Слайд 28
Следующее течение - футуризм ( от нем. "футурум" - будущее ).
Время рождения - 1910 год. Это авангардистское течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства.
В своём манифесте "Пощечина общественному вкусу" футуристы утверждали: "Только мы - лицо нашего времени". Своё отношение к действительности футуристы выражали через новые ритмы,
новые слова, новые темы.
Представители футуризма: В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский.
Слайд 29
Кроме этих трех основных течений было множество
других. Были и поэты, не примыкавшие ни к каким течениям.
Это, например Марина Цветаева
Слайд 30
Послушайте романс "Мне нравится, что вы больны не мной"
Стихи М. Цветаевой, исполняет А. Пугачева.
Слайд 31.
А теперь более подробно остановимся на творчестве поэтов- символистов.
Символизм обнаружил бездны в каждом человеке и многократные отражения их принял за главнейшую реальность. Прочитаем стихотворение Д.Мережковского "Дети ночи".
Слайды 32 ,33, 34, 35, 36
( Здесь и далее выступления учащихся, получивших опережающее задание - чтение наизусть стихотворений поэтов -символистов)
Слайды 37. 38, 39
Символизм нашел отражение не только в поэзии, но и в музыке, живописи. Посмотрите, как изображали мир на своих полотнах художники-символисты.
4.Итог урока.
Заключительное слово.
Мысленно охватывая безбрежное море поэзии серебряного века», нельзя не восхищатьсяее поразительным многообразием и богатством. Напевность Бальмонта, монументальность Брюсова, гражданственность Гумилева, экспериментаторство Хлебникова - это все сделало неповторимой их поэзию, сокровищницей духовной культуры. При всей глубокой индивидуальности творческого почерка этих поэтов объединяет желание видеть мир нравственно чистым, возвышенным.
Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.
5. Домашнее задание.
Подготовить монологический ответ о трех основных течениях модернизма;
символизм и его взгляды на развитие русской литературы;
выучить наизусть стихотворение поэта-символиста (по выбору)