Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе по теме "Сказки народов мира. Падчерица"»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет Литература
Урок № 11
Тема урока: Сказки народов России. «Падчерица».
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование навыков художественного пересказа. Образовательная цель: выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий сюжет», отличий народной и литературной сказки; развитие умения чтение по ролям, работы с иллюстрациями; воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления смысла понятия «духовное богатство» и определения идеи народных и литературных сказок о мачехе и падчерице.
Формирование УУД:
Личностные действия: формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; о трудолюбии, терпении как духовном богатстве человека; о зависти, злобе, нерадивости, стремлении к материальному как причинах духовной смерти; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;
Метапредметные:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Предметные действия: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Мотивация к учебной деятельности
(5 мин)
Эмоционально и психологически настраиваю на урок, читаю притчу, прошу определить ключевые слова; знакомлю с темой урока, прошу определить проблему урока («хочу»); предположить цели урока («надо»), предположить как решить поставленные цели урока («смогу»).
Слушают, отвечают на вопросы, формулируют проблему урока, цели, пути их решения.
Личные:
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
Метапредметные:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу
Познавательные:
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Коммуникативные:
умение формулировать проблему, цели урока.
Актуализация и пробное учебное действие. (10 мин)
Активизирую мыслительную деятельность обучающихся , предлагаю викторину и игру «верю-не верю» - на знание текста, т.о. Проверяю Д-з. Прошу оценить свою деятельность.
Отвечают индивидуально, письменно на вопросы викторины, игры, проверяют, оценивают свою работу.
Личные:
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
Метапредметные:
умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Познавательные:
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Коммуникативные:
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
Систематизация знаний (10мин)
Провожу исследовательскую работу с текстом, задаю вопросы, прошу отвечать, находя эпизоды в тексте. Прошу выполнять задания в тетради
Отвечают на вопросы, выразительно зачитывают эпизоды из текста, выполняют задание в тетради с самооценкой.
Личные:
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
Метапредметные:
умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Познавательные:
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Коммуникативные:
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
Включение системы знаний в учебную деятельность. (9мин)
Организую работу по вопросам, работу в тетради
Отвечают на вопросы, выполняют задания, с самооценкой.
Личные:
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
Метапредметные:
умение формулировать выводы;
Познавательные:
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
Коммуникативные:
умение создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
Закрепление системы
знаний с формулированием проблемы. (7 мин)
Работа в парах на закрепление, с проверкой устно, с самооценкой.
Выполняют задание, с проверкой, самооценкой.
Личные:
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
Метапредметные:
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
Познавательные:
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Коммуникативные:
Рефлексия учебной деятельности.
(4 мин)
Прием «Райтинг»
Личные:
самоопределение и самопознание
Метапредметные:
умение оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
уметь вести диалог;
I. Мотивация к учебной деятельности (психологический настрой на урок)
Вы снова пришли на урок,
Открыли тетрадь и учебник,
Чтоб вновь повести диалог,
А книга – ваш друг и советчик.
Прежде чем мы обратимся к книге, а на литературе это художественное произведение, прослушайте притчу и назовите ключевые слова, которые составляют основной смысл притчи:
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту,верность...
Назовите слова? (добро и зло)
Тема нашего сегодня урока «Сказки народов России. Падчерица».
Как вы думаете как звучит проблема урока, для чего мы определяли ключевые слова притчи, как связаны эти слова с проблемой урока? Продолжите предложение: Сегодня на уроке я хочу.... (понять, как раскрываются понятия «добро» и «зло» в сказке «Падчерица»)
Чтобы проверить гипотезу, необходимо поставить цель. Продолжите предложение: Сегодня на уроке мне надо.... ( выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, значение понятия «бродячий сюжет», отличие народной и литературной сказки)
Цели поставлены, но что нужно сделать, чтобы решить поставленные цели? Продолжите предложение: Для того, чтобы решить поставленные цели я смогу...(Прочитать текст сказки, определить общие черты, назвать отличительные черты.)
II этап: Актуализация и пробное учебное действие.
Какое задание вы можете мне предложить, чтобы узнать, насколько вы внимательно читали и хорошо знаете текст сказок?
Проведем викторину, я задаю вопросы, вы отвечаете на черновиках. (работа выполняется индивидуально) СЛАЙД 3-4
Как звали главную героиню сказки «Падчерица»? (Гульбика)
Вставьте пропущенное слово.
Вынес тут Морозко большой … сундучок. (Кованый)
Назовите цвет сундучка, который дала бабушка падчерице. (Зеленый).
Вставьте прилагательное
Здравствуй, … девица. (Красная)
Из какой крупы бабушка просила сварить кашу? (Пшено)
СЛАЙД 5 Проверка: самопроверка (ответы высвечиваются на слайде) 1 балл – все ответы правильные и т. д. 0,5 баллов — если было 2-3 ошибки; 0 баллов — если ошибок было больше.
Содержание вам известно. Теперь за работу с текстом. Предлагаю вам игру «Верю – не верю» СЛАЙД 6. Озвучьте условия игры. По итогам каждого ответа вы будете записывать вывод:
Народна сказка «Падчерица» относится к бытовым сказкам.
(Относятся к волшебным: волшебные герои (Говорящая собака), волшебное место (дремучий лес), волшебные предметы (сундучок с золотом, клубок).Вывод: сказка является волшебной.
В сказке главной героиней является Ленивица и Рукодельница.
Вывод: родная дочь и падчерица.
Главная мысль сказки выражена пословицей: Добро не умрет, а зло пропадет.
Вывод: Добро не умрет, а зло пропадет.
Систематизация знаний
Обратимся к целям урока, выявим нравственную основу сказки.
Дома, вы должны были нарисовать иллюстрации к сказке, посмотрим, какими вы увидели героев сказки. Обращение к рисункам учащихся.
Почему именно такими вы представляете себе героев сказки?
СЛАЙД 7-1 Как относится мачеха к падчерице? Докажите плохое отношение мачехи с помощью текста (Выразительное чтение от слов «Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина…» до слов «Мачеха рассердилась и выбросила клубок».)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз. СЛАЙД 8
СЛАЙД 9 О чем нам говорит имя героини? (Гульбика: Гуль – цветок, бика – девушка, дама, госпожа.)
Каков ее характер? Письменно ответьте на вопрос в тетради: Характер героини проявляется в ее поступках. Гульбика... (зачитывают 4-5 учеников)
Каков характер дочери мачехи? Зачитайте из текста.
СЛАЙД 10 Почему Гульбика не может вернуться домой к мачехе? (Найдите ответ в тексте. Выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».)
СЛАЙД 11 За что старушка наградила Гульбику?
За что наказана мачеха и ее дочка? (ответ в тексте. Выразительное чтение эпизода от слов «Девушка вошла в дом, сломала замок на совеем сундучке…» до конца сказки.)
Кем же была та старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость дочку мачехи?
СЛАЙД 12 Оцените свою деятельность на данном этапе урока, поставьте себе
1 балл — если вы активно работали на уроке,
0,5 если отвечали, но не на все вопросы,
0 — если не участвовали в беседе.
IV этап: Включение системы знаний в учебную деятельность.
СЛАЙД 13 К какому виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Свой ответ объясните и докажите примерами. (В основе сюжета сказки «Падчерица» лежит повествование о преодолении потери (девушка потеряла клубок) при помощи волшебной помощницы (старушки). Сказка «Падчерица» относится к жанру волшебной сказки.)
Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки? Назовите эти произведения. («Дочь и падчерица», «Морозко» - русские сказки.)
Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называют бродячими.
Типичные примеры бытования бродячих сюжетов дает сказка. Различают несколько бродячих сюжетов:СЛАЙД 14
1. Героические - повествующие о славных подвигах героев, витязей, богатырей.
2. Волшебно-сказочные – в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, скатерти-самобранке.
Сказочно-бытовые – повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке (это сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жен и девушек).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 15
Какая русская народная сказка по сюжету очень схожа с «Падчерицей»? («Морозко»)
Чем отличаются сказки «Падчерица» и «Морозко»? (В сказке «Морозко» появляются новые герои – Морозко, отец Марфуши и др.)
Чем похожи падчерицы из сказки «Падчерица» и «Морозко»?
Чем отличаются финалы сказок?
Знакомы ли вам авторские сказки, близкие по содержанию сказке «Падчерица»? Назовите их авторов. (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»).
Проверим ваши ответы в игре Верю-не верю. СЛАЙД 16
СЛАЙД 17 Оцените свою деятельность на данном этапе урока, поставьте себе
1 балл — если вы активно работали на данном этапе урока.
0,5 если отвечали, но не на все вопросы.
0 — если не участвовали в беседе.
V. Закрепление системы знаний с проговариванием проблемы.
VI этап: Рефлексия учебной деятельности.
Прием «Райтинг»
Домашнее задание
Базовый уровень: Ответить на вопросы учебника 1-3, с.58, ч.1.
Дополнительное задание:
Индивидуальные задания:
- подготовить сообщение о сказочнике Ф.П.Господареве;
- подготовить сообщение о сказочнике М.А.Сказкине;
- подготовить сообщение о сказочнице А.Н.Корольковой;
- подготовить сообщение о сказочнице М.Д.Кривополеновой.