kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе по теме "Сказки народов мира. Падчерица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС, использовать рекомендую с презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе по теме "Сказки народов мира. Падчерица"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет Литература

Урок № 11

Тема урока: Сказки народов России. «Падчерица».

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование навыков художественного пересказа. Образовательная цель: выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий сюжет», отличий народной и литературной сказки; развитие умения чтение по ролям, работы с иллюстрациями; воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления смысла понятия «духовное богатство» и определения идеи народных и литературных сказок о мачехе и падчерице.

Формирование УУД:

Личностные действия: формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; о трудолюбии, терпении как духовном богатстве человека; о зависти, злобе, нерадивости, стремлении к материальному как причинах духовной смерти; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;

Метапредметные:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

Предметные действия: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.


Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

(5 мин)

Эмоционально и психологически настраиваю на урок, читаю притчу, прошу определить ключевые слова; знакомлю с темой урока, прошу определить проблему урока («хочу»); предположить цели урока («надо»), предположить как решить поставленные цели урока («смогу»).

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют проблему урока, цели, пути их решения.

Личные:

воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

Метапредметные:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

Познавательные:

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Коммуникативные:

умение формулировать проблему, цели урока.

Актуализация и пробное учебное действие. (10 мин)

Активизирую мыслительную деятельность обучающихся , предлагаю викторину и игру «верю-не верю» - на знание текста, т.о. Проверяю Д-з. Прошу оценить свою деятельность.

Отвечают индивидуально, письменно на вопросы викторины, игры, проверяют, оценивают свою работу.

Личные:

воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

Метапредметные:

умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Познавательные:

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Коммуникативные:

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

Систематизация знаний (10мин)

Провожу исследовательскую работу с текстом, задаю вопросы, прошу отвечать, находя эпизоды в тексте. Прошу выполнять задания в тетради

Отвечают на вопросы, выразительно зачитывают эпизоды из текста, выполняют задание в тетради с самооценкой.

Личные:

воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

Метапредметные:

умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Познавательные:

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Коммуникативные:

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

Включение системы знаний в учебную деятельность. (9мин)

Организую работу по вопросам, работу в тетради

Отвечают на вопросы, выполняют задания, с самооценкой.

Личные:

воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

Метапредметные:

умение формулировать выводы;

Познавательные:

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

Коммуникативные:

умение создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

Закрепление системы

знаний с формулированием проблемы. (7 мин)

Работа в парах на закрепление, с проверкой устно, с самооценкой.

Выполняют задание, с проверкой, самооценкой.

Личные:

воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

Метапредметные:

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Познавательные:

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Коммуникативные:

Рефлексия учебной деятельности.

(4 мин)

Прием «Райтинг»


Личные:

самоопределение и самопознание

Метапредметные:

умение оценивать свою деятельность.

Коммуникативные:

уметь вести диалог;


I. Мотивация к учебной деятельности (психологический настрой на урок)

  • Вы снова пришли на урок,

Открыли тетрадь и учебник,

Чтоб вновь повести диалог,

А книга – ваш друг и советчик.

  • Прежде чем мы обратимся к книге, а на литературе это художественное произведение, прослушайте притчу и назовите ключевые слова, которые составляют основной смысл притчи:

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

  • В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту,верность...

  • Назовите слова? (добро и зло)

  • Тема нашего сегодня урока «Сказки народов России. Падчерица».

  • Как вы думаете как звучит проблема урока, для чего мы определяли ключевые слова притчи, как связаны эти слова с проблемой урока? Продолжите предложение: Сегодня на уроке я хочу.... (понять, как раскрываются понятия «добро» и «зло» в сказке «Падчерица»)

  • Чтобы проверить гипотезу, необходимо поставить цель. Продолжите предложение: Сегодня на уроке мне надо.... ( выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, значение понятия «бродячий сюжет», отличие народной и литературной сказки)

  • Цели поставлены, но что нужно сделать, чтобы решить поставленные цели? Продолжите предложение: Для того, чтобы решить поставленные цели я смогу...(Прочитать текст сказки, определить общие черты, назвать отличительные черты.)

II этап: Актуализация и пробное учебное действие.

  • Какое задание вы можете мне предложить, чтобы узнать, насколько вы внимательно читали и хорошо знаете текст сказок?

  • Проведем викторину, я задаю вопросы, вы отвечаете на черновиках. (работа выполняется индивидуально) СЛАЙД 3-4

  • Как звали главную героиню сказки «Падчерица»? (Гульбика)

  • Вставьте пропущенное слово.

Вынес тут Морозко большой … сундучок. (Кованый)

  • Назовите цвет сундучка, который дала бабушка падчерице. (Зеленый).

  • Вставьте прилагательное

Здравствуй, … девица. (Красная)

  • Из какой крупы бабушка просила сварить кашу? (Пшено)

СЛАЙД 5 Проверка: самопроверка (ответы высвечиваются на слайде) 1 балл – все ответы правильные и т. д. 0,5 баллов — если было 2-3 ошибки; 0 баллов — если ошибок было больше.

  • Содержание вам известно. Теперь за работу с текстом. Предлагаю вам игру «Верю – не верю» СЛАЙД 6. Озвучьте условия игры. По итогам каждого ответа вы будете записывать вывод:

  1. Народна сказка «Падчерица» относится к бытовым сказкам.

(Относятся к волшебным: волшебные герои (Говорящая собака), волшебное место (дремучий лес), волшебные предметы (сундучок с золотом, клубок).Вывод: сказка является волшебной.

  1. В сказке главной героиней является Ленивица и Рукодельница.

Вывод: родная дочь и падчерица.


  1. Главная мысль сказки выражена пословицей: Добро не умрет, а зло пропадет.

  • Вывод: Добро не умрет, а зло пропадет.

    1. Систематизация знаний

  • Обратимся к целям урока, выявим нравственную основу сказки.

  • Дома, вы должны были нарисовать иллюстрации к сказке, посмотрим, какими вы увидели героев сказки. Обращение к рисункам учащихся.

  • Почему именно такими вы представляете себе героев сказки?

  • СЛАЙД 7-1 Как относится мачеха к падчерице? Докажите плохое отношение мачехи с помощью текста (Выразительное чтение от слов «Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина…» до слов «Мачеха рассердилась и выбросила клубок».)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз. СЛАЙД 8


  • СЛАЙД 9 О чем нам говорит имя героини? (Гульбика: Гуль – цветок, бика – девушка, дама, госпожа.)

  • Каков ее характер? Письменно ответьте на вопрос в тетради: Характер героини проявляется в ее поступках. Гульбика... (зачитывают 4-5 учеников)

  • Каков характер дочери мачехи? Зачитайте из текста.

  • СЛАЙД 10 Почему Гульбика не может вернуться домой к мачехе? (Найдите ответ в тексте. Выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».)

  • СЛАЙД 11 За что старушка наградила Гульбику?

  • За что наказана мачеха и ее дочка? (ответ в тексте. Выразительное чтение эпизода от слов «Девушка вошла в дом, сломала замок на совеем сундучке…» до конца сказки.)

  • Кем же была та старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость дочку мачехи?

  • СЛАЙД 12 Оцените свою деятельность на данном этапе урока, поставьте себе

1 балл — если вы активно работали на уроке,

0,5 если отвечали, но не на все вопросы,

0 — если не участвовали в беседе.

IV этап: Включение системы знаний в учебную деятельность.

  • СЛАЙД 13 К какому виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Свой ответ объясните и докажите примерами. (В основе сюжета сказки «Падчерица» лежит повествование о преодолении потери (девушка потеряла клубок) при помощи волшебной помощницы (старушки). Сказка «Падчерица» относится к жанру волшебной сказки.)

  • Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки? Назовите эти произведения. («Дочь и падчерица», «Морозко» - русские сказки.)

  • Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называют бродячими.

  • Типичные примеры бытования бродячих сюжетов дает сказка. Различают несколько бродячих сюжетов:СЛАЙД 14

1. Героические - повествующие о славных подвигах героев, витязей, богатырей.

2. Волшебно-сказочные – в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, скатерти-самобранке.

    1. Сказочно-бытовые – повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке (это сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жен и девушек).


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 15


  • Какая русская народная сказка по сюжету очень схожа с «Падчерицей»? («Морозко»)

  • Чем отличаются сказки «Падчерица» и «Морозко»? (В сказке «Морозко» появляются новые герои – Морозко, отец Марфуши и др.)

  • Чем похожи падчерицы из сказки «Падчерица» и «Морозко»?

  • Чем отличаются финалы сказок?

  • Знакомы ли вам авторские сказки, близкие по содержанию сказке «Падчерица»? Назовите их авторов. (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»).

  • Проверим ваши ответы в игре Верю-не верю. СЛАЙД 16

  • СЛАЙД 17 Оцените свою деятельность на данном этапе урока, поставьте себе

1 балл — если вы активно работали на данном этапе урока.

0,5 если отвечали, но не на все вопросы.

0 — если не участвовали в беседе.

V. Закрепление системы знаний с проговариванием проблемы.

VI этап: Рефлексия учебной деятельности.

Прием «Райтинг»


Домашнее задание

Базовый уровень: Ответить на вопросы учебника 1-3, с.58, ч.1.


Дополнительное задание:

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о сказочнике Ф.П.Господареве;

- подготовить сообщение о сказочнике М.А.Сказкине;

- подготовить сообщение о сказочнице А.Н.Корольковой;

- подготовить сообщение о сказочнице М.Д.Кривополеновой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по литературе по теме "Сказки народов мира. Падчерица"

Автор: Шаповалова Наталья Викторовна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 387843


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства