- компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация);
- работа с текстом;
- решение ребуса.
- составления синквейна.
Планируемые результаты:
- научить создавать синквейн и кластер по теме;
- научить понимать стихотворный текст;
- узнать о трехсложных стихотворных размерах.
Ход урока
Организационный этап (1мин)
- Здравствуйте, ребята.
Приветствуют учителя.
- Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов.
Выбирают смайлики, показывают.
- Я рада, что вы настроены позитивно. Начнем работу.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Решите ребус и прочитайте высказывание.
- Группа, решившая ребус раньше всех, получает фишку («Ты молодец»)
Решают ребусы в группах.
- Значит, что мы с вами сегодня будем изучать? Сформулируйте тему и цель урока.
Совместно с учителем формулируют тему и цель урока.
- А теперь напишем сегодняшнее число и тему в тетрадях.
Пишут в тетрадях число и тему.
3.Актуализация. Подготовка к изучению нового материала.
- Вы уже познакомились с биографией и поэзией поэта. У вас на столах лежат карточки с предложениями, касающимися биографии и творчества М.Ю. Лермонтова. Но там пропущены некоторые слова. Попробуйте восстановить эти тексты.
1 группа
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий _____________________, а также талантливый художник и драматург. Михаил Лермонтов родился 3 октября 1814 года в семье офицера, воспитывался__________________________. Детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в_____________.
После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.
Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в _______________________ (1830-1832).
2 группа
В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе.
Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения ______________ (1837), посвященного смерти ______________________.
По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова ____________ (1837), посвящённое войне с Наполеоном.
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: : кроме того, что пишет, он ещё и ___________. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.
3 группа
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией __________________.
За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840).
Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад» (1835), ___________ (1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.
Произведение «Мцыри» по жанру является _________. Идея произведения заключается в _____________________.
4 группа
В Пятигорске, возвращаясь со __________ ссылки, Лермонтов встретил старого товарища ___________. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на ____________ . 15 июля 1841 года на этой дуэли Лермонтов ____________.
Лермонтов был похоронен на Пятигорском кладбище. В1842году тело поэта было перезахоронено в семейном склепе в селе Тарханы.
4. Ознакомление с новым материалом.
- Мы многое узнали о Михаиле Лермонтове. Теперь попробуем обобщить наши знания и составить синквейн.
Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- А теперь вернёмся обратно к высказыванию В.Белинского: «Лермонтов – новое могучее дарование». Хочу отметить, что В.Белинский сказал эту фразу после прочтения произведения «Три пальмы».
- Запишем название произведения и год написания. Перед вами лежат карточки с этим стихотворением. Подумайте, какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»? (автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.)
- Сейчас мы с вами послушаем это стихотворение и попробуем проанализировать. При прослушивании следите, пожалуйста, по тексту.
Словарная работа.Роптать. Негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.
- А теперь попробуем составить план этого стихотворения.
Возможныйплан.
А) Жизнь гордых пальм в пустыне.
Б) Их обращение к Богу.
В) Появление каравана.
Г) Пальмы встречают гостей.
Д) Гибель «питомцев столетий».
Е) «Все дико и пусто кругом».
- Ребята, давайте вспомним стихотворение относится к какому роду литературы. (Лирика).
- Обратим внимание, здесь присутствует сюжет? (Да)
- А сюжет характерен для какого рода литературы? (Эпос)
- Значит, это стихотворение и лирическое, и эпическое. Данный тип произведений называются лиро-эпическими.
Один их лиро-эпических жанров – это баллада. К нему и относится «Три пальмы». Ведь баллада – это один из жанров лиро-эпической поэзии, стихотворение с драматическим или печальным развитием сюжета.
Следующий пункт анализа – это изобразительно-выразительные средства.
- Скажите, что изображено в центре произведения? (пальмы).
Как изображены пальмы? Какой прием лежит в основе их изображения?
Отмечаем карандашом в тексте примеры олицетворения.
- Кроме олицетворения какие изобразительные средства вы видите? (Эпитеты)
И следомпечальнымна почвебесплодной
Виднелся лишь пепелседойихолодный…
- Обратим внимания на следующие строки
И шел, колыхаясь, как в море челнок….
Что это за средство? (сравнение)
Первая и последние строфы – антитеза.
Проблемы стихотворения
- Ребята, скажите пальмы о чём говорят? (они недовольны жизнью, потому что бесполезно стоят пустыне).
- Кого они напоминают? (Людей)
- Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем начало стихотворения:
Три гордые пальмы высоко росли…
Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?
(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.)
Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. Так как же надо жить?
Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.
Какой ответ дает Лермонтов?
Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.
Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!
Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.
Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.
Ценность жизни – это тоже философская тема…
- К кому обращаются пальмы? (к Богу)
- Он слышит их и выполняет их желание. Религиозная проблема.
Люди губят природу – проблема взаимоотношений человека и природы.
5. Закрепление связей и отношений в объектах изучения.
- А теперь сделает итог и обобщим? Какова тема и идея произведения?
Тема – о пальмах – о людях, которые хотят «высокую жизнь», не довольствуются тем, что есть, и жертвуют собой.
Идея (воспроизводят дети).
- Мы с вами рассмотрели двухсложные размеры стихотворения, когда изучали поэму «Мцыри».
Сейчас рассмотрим размер данного стихотворения.
Амфибрахий.
6. Задание на дом.
На выбор:
Сделать кроссворд по биографии М.Ю. Лермонтова, включая стихотворение «Три пальмы».