kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе для 8 класса на тему "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Три пальмы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 8 класса на тему "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Три пальмы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе для 8 класса на тему "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Три пальмы".»







Разработка урока по русской литературе в 8 классе

на тему:

«Поэзия М.Ю. Лермонтова. «Три пальмы»






Составитель:

учитель русского языка и литературы

Шайдулатова Фансиля Фидаилевна









2016–2017 учебный год

Класс: 8

Дата: 08. 12.2016

Предмет: Русская литература

Тема урока: Поэзия М.Ю. Лермонтова. «Три пальмы»

Цели урока:

Познавательные

- расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады;

- научиться составлять синквейн;

- повторить размеры стихосложения;

- углубить знания о М.Ю.Лермонтове.

Развивающие

- развивать читательские навыки учеников;

- развивать умение интерпретировать и анализировать художественные тексты.

Вопросительные

- побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Ресурсы:

- В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература. 8 класс. ч.1, 2. – Москва: «Просвещение», 2010.

- Презентация.

- Листочки с текстами стихотворения.


Методы и педагогические технологии:

- проблемный метод;

- объяснительно-иллюстративный метод;

- групповые технологии (В.К. Дьяченко);

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация);

- работа с текстом;

- решение ребуса.

- составления синквейна.


Планируемые результаты:

- научить создавать синквейн и кластер по теме;

- научить понимать стихотворный текст;

- узнать о трехсложных стихотворных размерах.



Ход урока

  1. Организационный этап (1мин)

- Здравствуйте, ребята.

Приветствуют учителя.

- Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов.

Выбирают смайлики, показывают.

- Я рада, что вы настроены позитивно. Начнем работу.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Решите ребус и прочитайте высказывание.

- Группа, решившая ребус раньше всех, получает фишку («Ты молодец»)

Решают ребусы в группах.

- Значит, что мы с вами сегодня будем изучать? Сформулируйте тему и цель урока.

Совместно с учителем формулируют тему и цель урока.

- А теперь напишем сегодняшнее число и тему в тетрадях.

Пишут в тетрадях число и тему.

3.Актуализация. Подготовка к изучению нового материала.

- Вы уже познакомились с биографией и поэзией поэта. У вас на столах лежат карточки с предложениями, касающимися биографии и творчества М.Ю. Лермонтова. Но там пропущены некоторые слова. Попробуйте восстановить эти тексты.

1 группа

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий _____________________, а также талантливый художник и драматург. Михаил Лермонтов родился 3 октября 1814 года в семье офицера, воспитывался__________________________. Детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в_____________.

После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.

Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в _______________________ (1830-1832).

2 группа

В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе.

Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения ______________ (1837), посвященного смерти ______________________.

По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова ____________ (1837), посвящённое войне с Наполеоном.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: : кроме того, что пишет, он ещё и ___________. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

3 группа

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией __________________.

За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840).

Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад» (1835), ___________ (1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.

Произведение «Мцыри» по жанру является _________. Идея произведения заключается в _____________________.

4 группа

В Пятигорске, возвращаясь со __________ ссылки, Лермонтов встретил старого товарища ___________. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на ____________ . 15 июля 1841 года на этой дуэли Лермонтов ____________.

Лермонтов был похоронен на Пятигорском кладбище. В 1842 году тело поэта было перезахоронено в семейном склепе в селе Тарханы.



4. Ознакомление с новым материалом.

- Мы многое узнали о Михаиле Лермонтове. Теперь попробуем обобщить наши знания и составить синквейн.

Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А теперь вернёмся обратно к высказыванию В.Белинского: «Лермонтов – новое могучее дарование». Хочу отметить, что В.Белинский сказал эту фразу после прочтения произведения «Три пальмы».

- Запишем название произведения и год написания. Перед вами лежат карточки с этим стихотворением. Подумайте, какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»? (автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий,    предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.)

- Сейчас мы с вами послушаем это стихотворение и попробуем проанализировать. При прослушивании следите, пожалуйста, по тексту.



Словарная работа. Роптать. Негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.



- А теперь попробуем составить план этого стихотворения.

Возможный план.

А) Жизнь гордых пальм в пустыне.

Б) Их обращение к Богу.

В) Появление каравана.

Г) Пальмы встречают гостей.

Д) Гибель «питомцев столетий».

Е) «Все дико и пусто кругом».



- Ребята, давайте вспомним стихотворение относится к какому роду литературы. (Лирика).

- Обратим внимание, здесь присутствует сюжет? (Да)

- А сюжет характерен для какого рода литературы? (Эпос)

- Значит, это стихотворение и лирическое, и эпическое. Данный тип произведений называются лиро-эпическими.

Один их лиро-эпических жанров – это баллада. К нему и относится «Три пальмы». Ведь баллада – это один из жанров лиро-эпической поэзии, стихотворение с драматическим или печальным развитием сюжета.



Следующий пункт анализа – это изобразительно-выразительные средства.

- Скажите, что изображено в центре произведения? (пальмы).

Как изображены пальмы? Какой прием лежит в основе их изображения?

Отмечаем карандашом в тексте примеры олицетворения.

- Кроме олицетворения какие изобразительные средства вы видите? (Эпитеты)

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный

- Обратим внимания на следующие строки

И шел, колыхаясь, как в море челнок….

Что это за средство? (сравнение)



Первая и последние строфы – антитеза.



Проблемы стихотворения



- Ребята, скажите пальмы о чём говорят? (они недовольны жизнью, потому что бесполезно стоят пустыне).

- Кого они напоминают? (Людей)



- Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем начало стихотворения:

Три гордые пальмы высоко росли…

Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?

(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.)

Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. Так как же надо жить?

Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.



Какой ответ дает Лермонтов?

Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно. 

Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!

Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.

Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций. 

Ценность жизни – это тоже философская тема…



- К кому обращаются пальмы? (к Богу)

- Он слышит их и выполняет их желание. Религиозная проблема.



Люди губят природу – проблема взаимоотношений человека и природы.





5. Закрепление связей и отношений в объектах изучения.

- А теперь сделает итог и обобщим? Какова тема и идея произведения?

Тема – о пальмах – о людях, которые хотят «высокую жизнь», не довольствуются тем, что есть, и жертвуют собой.

Идея (воспроизводят дети).



- Мы с вами рассмотрели двухсложные размеры стихотворения, когда изучали поэму «Мцыри».

Сейчас рассмотрим размер данного стихотворения.

Амфибрахий.



6. Задание на дом.

На выбор:

  1. Сделать кроссворд по биографии М.Ю. Лермонтова, включая стихотворение «Три пальмы».

  2. Сделать иллюстрацию к стихотворению «Три пальмы».

  3. Выучить понравившиеся 3 строфы.

7. Рефлексия. Итоги урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шайдулатова Фансиля Фидаилевна

Дата: 17.12.2016

Номер свидетельства: 370659


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства