Разработка урока по литературе "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
Разработка урока по литературе "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
А. С. Пушкин живо интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени, интересовался и далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге"»
Тема: А. С. ПУШКИН. «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что А. С. Пушкин живо интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени (в этом мы уже убедились), интересовался и далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.
Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника (предсказатели, прорицатели, колдуны, волшебники, волхвы) киевскому князю Олегу, победителю хазар (кочевого народа, совершавшего набеги на русские земли) и Византийской империи, овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царицын-градом) и в знак победы на воротах прибил свой щит. Об этом великом воине-победителе поведал нам А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «Песнь» указывает на связь ее с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем.
В «Песне...» есть вступление, где говорится о князе Олеге, едущем по полю, основная часть, в которой происходит действие, и концовка, повествующая о наследниках князя и его дружине.
2. Работа с учебником.
Чтение «Песни...».
3. Беседа по вопросам.
— Что поведал кудесник о жизни князя? («...Прославлено имя, щит на вратах «Цареграда», «волны и суша покорны», «завидует недруг».)
— Что предсказал кудесник князю? («...Смерть от коня своего…»)
— Каковы отношения «могучего владыки» и мудрого старца? (Олег властен, снисходителен («любого возьмешь ты коня»), недоверчив («усмехнулся»), кудесник — спокоен, смел, горд («волхвы не боятся», «дар им не нужен».)
— Какой взгляд Пушкина на поэта и поэзию выразил кудесник в ответе князю?
(«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Прав див и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен».
Вещий — мудрый, предсказывающий. Поэт независим, неподкупен, по мнению Пушкина, творит по велению Бога и сердца.)
— Что чувствует князь, прощаясь с конем? (Ему грустно, жаль расставаться с верным товарищем, который не раз выносил его с поля брани живым и невредимым.)
— Какой эпизод «Песни...» изображен на рисунке в учебнике? (С. 83.)
4. Чтение летописи.
— Есть ли различие между летописью и «Песнью...»? (В «Песне...» расставание с конем после предсказания, в летописи – до него.)
5. Словарная работа.
— Назвать в «Песне...» лексику высокого стиля, устаревшие слова. (Сбирается, обрёк, грядущего, вещий, отрада, вратах, ведаешь, тризна, секира, чело.)
Вывод. Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».
IV. Подведение итогов урока.
— Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песнь о вещем Олеге».
— Какой из этих текстов лучше пересказать; какой — инсценировать или прочитать по ролям?
— Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов: иллюстрации, памятники, портреты героев?
Домашнее задание: подготовить балладу к выразительному чтению (задание 2, с. 86 в учебнике, выполнить задание 3, с. 86 в учебнике; для умеющих рисовать — подготовить сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней (работа в группах).
Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной / авт.-сост. Н. Я. Крутова, С. Б. Шадрина. — Изд. 2-е, испр. — Волгоград: Учитель, 2009. — 255 с. С.47