Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе. Звуки и ритмы военной лирики»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по литературе
Тема: Звуки и ритмы военной лирики
Разработал(а):
учитель русского языка и литературы
Л.М.Чернявская
2025г
Ход урока
Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд, И ждем приказа нового. И пусть Не думают, что мертвые не слышат, Когда о них потомки говорят. (Николай Майоров)
1. Организационный этап Добрый день, ребята. Сегодня нас ждет непростой урок. Великая Отечественная война. Эти три слова значат для каждого человека так много! Скажите мне, пожалуйста, в каком году началась Великая Отечественная война? А в каком году она закончилась? Правильно!
1941-1945. Восемь цифр, тире между ними. А за этими цифрами – судьбы. Города, превращенные врагом в руины. Жизни миллионов людей, которые война перечеркнула раз и навсегда.
2. Работа с эпиграфом Взгляните на строки эпиграфа. Кто мне их прочтет? (Ответ ученика) Спасибо. Это строки из стихотворения Николая Майорова, поэта, который в октябре 1941 года ушел добровольцем на фронт и погиб в 1942 году у деревни Баранцево Смоленской области.
3. Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности В годы Великой Отечественной войны воевали все. В том числе – поэты и писатели. Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок? (Ответы учащихся) Вы определили верно. Сегодня мы с вами будем говорить о лирике поэтов-фронтовиков. Людей, которые сами испытали ужасы войны, прошли сквозь неё – и пронесли в груди самое ценное и святое: русское слово.
4. Актуализация знаний, умений и навыков 4.1. Составление ассоциативного ряда «Бег ассоциаций» Учитель: Мы сегодня с вами будем много говорить о том, что такое мужество. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение Анны Андреевны Ахматовой, которое так и называется – «Мужество». (Ученики слушают аудиозапись)https://resh.edu.ru/subject/lesson/2679/start/
Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество
Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «мужество». Давайте составим из них облако ассоциаций.
(Учитель записывает слово «мужество» на доске. Вокруг ученики записывают возникшие ассоциации).
4.2. Первичное усвоение новых знаний Учитель: Вот видите, как много ассоциаций у нас возникло. Действительно, мужество – это то общее, что характеризовало всех людей в годы Великой Отечественной войны.
В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены. Очень многие ушли на фронт и стали там фронтовыми корреспондентами. Военные корреспонденты создавали свои произведения, писали очерки, публицистические статьи по впечатлениям от увиденного. Очень часто им вместе с солдатами приходилось быть на передовой. Среди военных корреспондентов оказались поэты Константин Симонов, Александр Твардовский, Илья Эренбург.
Работа в тетради Запишите, пожалуйста: Лирика о Великой Отечественной войне. Поставьте две стрелочки. Она делится на военную (1941-1945) и послевоенную (1945 до наших дней).
Военная (1941-1945) Стихи, написанные во время войны (на передовой, в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью под впечатлением от увиденного на войне). Основной мотив – душевный настрой на борьбу с на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать
Послевоенная (1945 год – наши дни) Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы. Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами.
Как вы думаете, к какой лирике относится стихотворение «Священная война», к военной или послевоенной? Докажите свою точку зрения. (Ответы учеников)
5. Первичная проверка понимания. 5.1. Теперь, когда мы с вами познакомся с пронзительными и героическими строками поэтов-фронтовиков, скажите, почему так важна была на войне сила великого русского слова? Внимание на экран https://resh.edu.ru/subject/lesson/2679/main/
Учитель: (Чтение стихотворения учащимися)
- И снова воспользуемся нашим «Словарем настроений» Какое настроение у вас возникло во время прочтения этого стихотворения? Как вы думаете, а какое настроение было у лирического героя? У автора?
Вопросы ученикам: Как называется жанр публицистики, представляющий беседу журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам?
Очерк
Интервью
Заметка
Из представленных стихотворений выберите те, автором которых является А. Т. Твардовский.
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
«Я знаю, никакой моей вины…»
«Я убит подо Ржевом»
«Клятва»
Прочитайте стихотворение о войне Е. М. Винокурова «Москвичи» (1953 г.) и определите его основную тему.
Тема горечи утрат
Тема любви
Тема дружбы
Расположите в верной последовательности строфы из отрывка стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».
Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в Бога не верящих внуков своих.
Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился,
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина — Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди.
Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась,
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые, Покуда идите, мы вас подождем.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела.
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити. «Мы вас подождем!» — говорили леса. Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! — И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.
Кто из поэтов не был участником Великой Отечественной войны 1941—1945 года?
А. Жигулин
А. Сурков
А. Твардовский
К. Симонов
В. Высоцкий
В каком году были написаны стихотворения «Клятва» А. А. Ахматовой, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. М. Симонова, «В землянке» А. А. Суркова?
1941 г.
1942 г.
После войны
Кто из поэтов не был участником Великой Отечественной войны 1941—1945 года?
А. Жигулин
А. Сурков
А. Твардовский
К. Симонов
В. Высоцкий
Вставьте пропущенные глаголы в стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество».
Мы , что ныне на весах И что ныне. Час мужества на наших часах, И мужество нас не . Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько без крова, — И мы тебя, русская речь, Великое русское слово.
знаем
лежит
совершается
пробил
покинет
остаться
сохраним
сбережем
оставит
происходит
верим
Как называется подчеркнутое средство выразительности в строке стихотворении А. А. Ахматовой «Мужество»: ?
Не страшно под пулями мертвыми лечь...
Олицетворение
Сравнение
Анафора
Эпитет
В каком году были написаны стихотворения «Клятва» А. А. Ахматовой, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. М. Симонова, «В землянке» А. А. Суркова?
1941 г.
1942 г.
После войны
6. Рефлексия Учитель: А теперь я попрошу вас обвести на листе бумаги левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. - Большой – для меня было важным и интересным… - Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию, информацию. - Средний – мне было трудно (мне не понравилось). - Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. - Мизинец – мне особенно удалось (понравилось) Какие выводы вы для себя сделали из сегодняшнего урока?
7. Оценивание работы на уроке Выставление баллов за работу на уроке
8. Оглашение домашнего задания и инструктаж по его выполнению Представьте, что вы – журналист. Подготовьте пять вопросов для одного из поэтов-фронтовиков, которые вы бы хотели задать во время интервью.