Тема урока: Ташкентский период творчества Анны Ахматовой
Цели урока:
-Образовательная- познакомить уч-ся с биографией и лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»;
- Развивающая - развитие навыков анализа стихотворений, речь, развитие у уч-ся наблюдательности, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения;
- Воспитательная - воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.
Оборудование: мультимедийные слайды, компьютер, экран, учебник литературы для 9 класса.
Метод проведения урока: лекция с элементами беседы, слайд-шоу, работа со словарем.
Ход урока:
Орг.момент
С лайд 1. (Портрет А.Ахматовой и тема)
(романс «Приходи на меня посмотреть»)
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас в литературное кафе. Здесь мы встретимся с «великой печальницей», русской поэтессой 20века Анной Андреевной Ахматовой. Прошу вас, заходите.
1 журналист:
Знаете, среди этой разномастной поэтической братии появилась необыкновенно талантливая поэтесса.
2 журналист:
У вас таланты, как звезды на небе. Не торопитесь. Посмотрим. Послушаем. Почитаем. Как её зовут?
3 журналист
Анна… (слайд 2)
Анна Ахматова. Она моя землячка. Она родилась недалеко от Одессы 11 июня 1889 года. У них была большая семья. В 1890 г. Семья переехала в Царское село. Ещё в 11 лет написала первые стихи.
4 - журналист: Когда Анне было 17 лет, отец узнал о ее поэтических опытах и попросил не позорить его имени. Так у Анны Горенко появился псевдоним-Ахматова (в честь последнего хана Золотой Орды Ахмата, её родственника по материнской линии)
журналист: А знаете, что она писала о детстве?
И никакого розового детства…
Веснушек, и мишек, и кудряшек.
6. В 1910 году Анна вышла замуж за поэта Гумелева и они укатили в Париж. А уже через два года вышел первый сборник «Вечер» (всего 300 книжек, правда переиздавался 13 раз)
Литературные критики.
В 1914 году сборник «Четки» понравился многим, хотя и не совсем зрелый. Зато всем понравился сборник 1917 года «Белая стая» и «Подорожник» 1921 г.
(слайд 4)
А знаете, как ее уговаривали в революцию уехать за границу, но она не согласилась.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид-
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
«Песня последней встречи» романс Ахматовой
А тридцатые годы вошли в ее жизнь бедой. Был арестован и сослан сын Лев Гумилев. Тогда у Ахматовой появились строчки:
«Я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях».
Я под крылом у гибели
Все тридцать лет жила.
Все время ждала ареста в сталинские времена. Этому она посвятила поэму «Реквием», которую нельзя читать без слез.
Историк. И вот наступили страшные годы Великой Отечественной войны. Весь народ встал на защиту Родины. Анна Ахматова встретила войну 1941 года в Ленинграде. Но вскоре была эвакуирована в Ташкент. Три года она жила в Ташкенте, но всегда думала о Ленинграде. (слайд 5)
(Входит Анна Ахматова в черном платье)
Щ ели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студёной воды
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Это я написала 23 апреля 1942 года в Ташкенте, когда узнала о гибели при бомбежке своего мальчика соседа в Ленинграде. (слайд 6)
Романс “О жизнь без завтрашнего дня”
Критик : Почти все стихи, написанные Ахматовой в Ташкенте были о Ленинграде, но Восток всё равно проступал сквозь все тяготы войны.
Песня «Бессоница» на слова Анны Ахматовой
Заснуть огорченной,
Проснуться влюблённой,
Увидеть, как красен мак.
Какая-то сила
Сегодня входила
В твоё святилище, мрак!
Мангалочный дворик,
Как дым твой горек,
И как твой тополь высок
Шахерезада идет из сада…
Так вот ты какой, Восток!
Именно в Ташкенте, я впервые узнала, что такое палящий жар, древесная тень и звук воды. А ещё узнала, что такое человеческая доброта.
Подруги и соседи Ахматовой.
Подружка (в узбекском костюме)
В своих стихах Анна говорила о нас так по-домашнему, просто.
Э то рысьи глаза твои ,Азия,
Что-то высмотрели во мне,
Что-то выдразнили подспудное
И рождённое тишиной,
И томительное, и трудное,
Как полдневный термезский зной.
Словно вся прапамять в сознание
Раскаленной лавой текла,
Словно я свои же рыдания
Из чужих ладоней пила.
(слайд 7)
Ленинградская подруга
Нина, Аня прислала письмо из Ташкента. (читают письмо)
Здравствуй, дорогая Нина…
В Узбекистан привозили эшелоны детей-сирот. Узбеки брали детей к себе в семью, многих вырастили. В те жестокие годы в Узбекистане можно было встретить людей едва ли не всех национальностей нашей страны. На одном заводе или площадке вместе работали русские и белорусы, молдаване и украинцы, поляки и узбеки, литовцы и греки, евреи и татары. А сколько детей-сирот из захваченных немцами республик обрели своих новых родителей. В Узбекистане, например, и без того многодетные семьи, но и они усыновляли, удочеряли русских, белорусских, украинских, молдавских, польских, греческих сирот, давали приют беженцам, делились с ними последним куском хлеба, сахара, последней пиалой плова или молока. Хочется верить ,что этого никто не забудет…! (слайд 8)
Романс «Сероглазый король»
Анна Ахматова :
Кто мне посмеет сказать, что здесь злая чужбина?
На этой древней сухой земле,
Я снова дома…
Китайский ветер поёт во мгле,
И всё знакомо…
Сценка из жизни.
А нна Ахматова идет на рынок. Ахматова покупает лепешки. К ней прислонился грязный, оборванный мальчонка с бритвой и хочет разрезать карман. Узбечка хватает за руку: «Что ты? Это ленинградка, голодная.» мальчик хмыкнул и убежал. А потом, пока Ахматова делала покупки, снова вернулся. Он протянул Ахматовой румяный пирожок в грязной тряпке.
Мальчик: «Ешь! » И убежал.
Ахматова: «Неужели съесть?»
Узбечка: «Конечно, ведь он его для вас украл. (слайд 10)
Ахматова: «Кажется, никогда не забуду этот пирожок, бесценный дар базарного воришки.»
И сторик: Несколько раз Ахматова посетит Самарканд, о чем будет потом восторженно рассказывать своим близким и друзьям, а во время тяжелой болезни скажет:
А умирать поедем в Самарканд,
На родину предвечных роз…
2 журналист. Анна Ахматова страстно хотела, чтобы закончилась война, но ещё в 1942 году писала:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
И в день победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит.
Дохнет на почву и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
3 журналист: Анне Ахматовой очень понравилась в Ташкенте известная оперная певица Халима Насырова
Все опять возвратится ко мне:
Раскаленная ночь и томленье
(Словно Азия бредит во сне)
Халимы соловьиное пение
4 журналист:Анна Андреевна любила цветы короткой азиатской весны. Отсюда и «Ташкент зацветает»
Словно по чьему-то повеленью,
Сразу стало в городе светло –
Это в каждый двор по привиденью
Белому и легкому вошло.
И дыханье их понятней слова,
И подобье их обречено
Среди неба жгуче-голубого
На арычное ложится дно.
2 историк (слайды 14,15)
В трудные годы эвакуации одинокой поэтессе помогали не только соседи из тихого узбекского дворика, но и малознакомые люди. Они окружили ее вниманием, поддержкой, кто словом, кто ароматной лепешкой, кто гроздью винограда. Много лет с пустя, Ахматова писала:
Я не была здесь лет семьсот,
Но ничего не изменилось…
Все так же льётся Божья милость
С непререкаемых высот,
Все те же хоры звезд и вод,
Все так же своды неба чёрны,
И так же ветер носит зёрна,
И ту же песню мать поёт.
Он прочен мой азийский дом,
И беспокоиться не надо…
Ещё приду. Цвети, ограда,
Будь полон, чистый водоём.
(слайд 17)
Анна Ахматова: Есть города над которыми не властно время . Ташкент из таких.
Я буду помнить звездный кров
В сеянье вечных слав
И маленьких баранчуков
И чернокосых матерей
На молодых руках.
Сколько обаяния, света, тепла влил Ташкент в поэтессу, чтобы она называла его домом.
Музыка «Жизнь одна» (франц.)
Учитель: А теперь давайте поговорим о художественном своеобразии лирики Ахматовой. Сделаем художественный анализ стихотворения «Я не была здесь лет семьсот» и стихотворения «Словно по чьему-то повеленью…»
Я не была здесь лет семьсот, (гипербола)
Но ничего не изменилось…
Все так же льётся Божья милость
анафора С непререкаемых высот, (метафора)
Все те же хоры звезд и вод, (эпитет)
Все так же своды неба чёрны,
И так же ветер носит зёрна,
И ту же песню мать поёт.
Он прочен мой азийский дом, (эпитет)
И беспокоиться не надо…
Ещё приду. Цвети, ограда,
Будь полон, чистый водоём.
Учитель: Стихотворение «Словно по чьему-то повеленью…»
Как описывает Ахматова цветение весенний Ташкент?
С чем сравнивает Анна Ахматова цветущие деревья в саду?
Что чувствуете вы, когда читаете эти стихи?
Прочитав стихотворение, вы почувствовали дыхание весны?
Обоснуйте свой ответ.
-А теперь поговорим о стихотворении
«Я не была здесь лет семьсот…»
Какими словами поэтесса передает мир и спокойствие, царящие в городе, в который она вернётся через некоторое время?
Почему она считает, что «беспокоиться не надо» за свой «азийский дом» и уверена, что ещё вернется сюда?
Что желает Ахматова «азийскому дому»?
Какой приём использует поэтесса, чтобы подчеркнуть незыблемость «азийского дома»?
Итоги урока
Учитель: Замечательный узбекский поэт Айбек посвятил Анне Ахматовой прекрасное стихотворение «Памяти Анны Ахматовой».
И я, не отрывая взора,
Смотрю за дальний поворот,
Где мужественно вдоль Анхора
Сама Поэзия идет…
В 1946 году Ахматову раскритиковали и запретили печатать. И только после 50х годов были напечатаны «Поэма без героя», «Северные элегии», и поэма «Реквием». В 1965 году Анне Ахматовой была присуждена почетная степень доктора литературы Оксфордского университета.
Умерла Анна Андреевна Ахматова 5 марта 1966 в Домодедово.
А теперь послушаем романс на стихи А.Ахматовой «Ангел»
Домашнее задание: выучить одно из двух стихотворений, стр.98-101, ответить на вопросы.