kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе "Панаевский цикл" в творчестве Н.А.Некрасова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с особенностями стихов этого периода. Анализ одних из них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе "Панаевский цикл" в творчестве Н.А.Некрасова.»

Урок литературы в 10 классе.

Тема урока: «Панаевский цикл» в творчестве

Н.А. Некрасова.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой Н.Некрасова, показать её своеобразие. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Ход урока:

Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Меня зовут …... Всегда легче общаться с людьми, которых ты хоть немного знаешь, имеешь представление об их увлечениях. Расскажу немного о себе (…). А теперь вы поделитесь, чем увлекаетесь, что вас интересует? (Ответы ребят) Я услышала, что в классе есть читающие. А каких авторов вы предпочитаете?

(Ответы учеников)

Заполняется таблица

ФИО писателя, поэта

Что нам дает чтение?

Где это можно применить?




Если в списке нет Н.А. Некрасова, учитель спрашивает: Ребята, вы не возражаете, если мы добавим еще одну фамилию? К творчеству этого поэта мы обратимся сегодня, а в конце урока посмотрим, сможем ли дополнить нашу таблицу.

Учитель: Тема нашего урока «Панаевский цикл в творчестве Н.А. Некрасова».

Как вы понимаете название «Панаевский цикл»?

Примерные ответы: цикл посвящен Авдотье Панаевой, возлюбленной поэта.

Учитель: Но ведь, ни в одном стихотворении не упоминается ее имя, в отличие от произведений, посвященных жене, Зинаиде Николаевне, которые называются «Зине». Откуда мы знаем о взаимоотношениях Н. Некрасова и А. Панаевой?

Примерные ответы: из воспоминаний очевидцев, самого поэта и А. Панаевой, писем, работ, посвященных исследованию творчества Н. Некрасова.

Учитель: при подготовке к уроку я поступила таким же образом. Вот собранные мною материалы: выдержки из воспоминаний очевидцев, Н. Некрасова, А. Панаевой; её письма, большая часть которых была сожжена, их осталось только три; письма Ипполита Панаева; выдержки из работы К.И. Чуковского «Некрасов», фотографии. Кроме того, у нас есть стихотворения, включенные в «Панаевский цикл». Как это нам поможет?

(Ответы учащихся. Они определяют способ деятельности)

Учитель: Предлагаю примерить на себя роль исследователей, архивистов, критиков.

Кто такие исследователи? Чем они занимаются? Какие документы, из перечисленных выше, понадобятся им для работы?

Кто такие архивисты? Чем они занимаются? Какие документы, из перечисленных выше, понадобятся им для работы?

Кто такие критики? Чем они занимаются? Какие документы, из перечисленных выше, понадобятся им для работы?

Нам необходимо создать три команды. Каким образом разделим класс? Предложения.

Далее каждый выбирает себе сферу деятельности.

Учитель: Прежде, чем вы приступите к работе, подумайте, на какие вопросы мы можем получить ответ в ходе нашей деятельности? (Что есть любовь в жизни Некрасова? Каковы были взаимоотношения между Некрасовым и Панаевой? И т.п.). Это наша цель.

У вас есть примерно 10 минут для того, что дать ответ на эти вопросы. Я попрошу вас зафиксировать свои ответы на листах. Вы можете оформить их как угодно. Защищая свой проект необходимо использовать опорный лист.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель координирует, помогает, комментирует по необходимости.

Учитель: 10 минут истекло. Прошу вас озвучить ваши ответы.

Ответы учащихся.

Учитель: таким образом, если бы нам понадобилось решить задание С3 ЕГЭ по литературе, ответив на вопрос: В чем особенности некрасовского понимания любви в данном стихотворении? 5-10 предложений. На какие выводы мы бы опирались?

Ответы учащихся.

Учитель. Несомненно, вы почувствовали и своеобразие любовной лирики Некрасова. Предшественники поэта предпочитали изображать любовь в прекрасных мгновеньях или говорили о роковом значении любовного поединка, как Тютчев. Некрасов же, ничуть не умаляя возвышенного смысла этого чувства, сумел сказать о прозе любви, которая неизбежна…

Фильм.Давайте посмотрим, что думают об этой любви наши современники

Учитель: Ребята, я хочу показать вам свое любимое стихотворение из данного цикла и рассказать, что можно в нем увидеть.

Если, мучимый страстью мятежной (1847)

Если, мучимый страстью мятежной, злись

Позабылся ревнивый твой друг

И в душе твоей, кроткой и нежной,

Злое чувство проснулося вдруг –


Все, что вызвано словом ревнивым, гневайся

Все, что подняло бурю в груди,

Переполнена гневом правдивым,

Беспощадно ему возврати.


Отвечай негодующим взором, укоряй

Оправданья и слезы осмей,

Порази его жгучим укором

Всю до капли досаду излей!


Но когда, отдохнув от волненья, прости

Ты поймешь его грустный недуг

И дождется минуты прощенья

Твой безумный, но любящий друг –


Позабудь ненавистное слово позабудь

И упреком своим не буди

Угрызений мучительных снова

У воскресшего друга в груди!


Верь: постыдный порыв подозренья верь

Без того ему много принес

Полных муки тревог сожаленья

И раскаянья позднего слез…




Что мы здесь видим?

Примерные ответы: Некрасов объясняет, как должна вести себя Панаева в конфликте, что он ждет он неё.

Учитель: итак, вернемся к нашей таблице. Что еще мы можем сюда дописать? Как использовать знания, которые мы приобрели на этом уроке?



Ответы учащихся.

Учитель: ребята, мы провели большую работу, собрали материал, оформили его в опорные листы, жалко все это просто так оставлять. Ваши предложения?

(Предполагается, что учащиеся придут к мысли оформить собранный материал в виде альбома.)

Учитель: Закончить наш разговор мне хочется словами В. Белинского: «Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока по литературе "Панаевский цикл" в творчестве Н.А.Некрасова.

Автор: Костромина Елена Михайловна

Дата: 12.12.2019

Номер свидетельства: 531664


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства