kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: "Варианты проявления «футлярной жизни» в рассказах А.П. Чехова" 8 стр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка  предназначена для проведения урока по литературе для обучающихся 1 курса СПО

в рамках изучения общеобразовательных дисциплин. В ходе урока редставляется возможным выяснить философско-нравственную проблематику рассказов А.П.Чехова.Вырабатывается  умение анализировать  художественный текст, рассуждать над прочитанным, высказывать свою точку зрения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Варианты проявления «футлярной жизни» в рассказах А.П. Чехова" 8 стр»

Тема урока: Варианты проявления «футлярной жизни» в рассказах А.П. Чехова.

Цель:

  1. Раскрыть идейное содержание рассказов «маленькой трилогии» Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» особенности творческой манеры писателя.

  2. Выяснить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к ней

  3. Вырабатывать умение анализировать художественный текст, рассуждать над прочитанным, высказывать свою точку зрения

4. Заставить учащихся задуматься над вопросом: чему посвятить свою жизнь

Методы обучения: проблемно-эвристический, объяснительно-иллюстративный, беседа, .

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, философия

Оборудование: портрет А.П.Чехова, текст художественного произведения, иллюстрации к рассказам, презентация.


План урока

I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока

II. Актуализация опорных знаний

III. Усвоение новых знаний – взаимодействие педагога

IV. Формирование умений и навыков

V. Итог урока.

Ход урока

I. Оргмомент.. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы обратимся к «Маленькой трилогии» А.П.Чехова, в которую входят три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», которые внутренне связанных между собой.

Последовательность подчинена разрешению поставленных автором проблем. Писатель представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи добровольно заточают себя.

Автор вовлекает нас в процесс исследования жизни и наводит на мысль: «Что же мешает человеку быть человеком?»

К этому вопросу обратимся сегодня и мы, опираясь на «Маленькую трилогию» А.П. Чехова.

Цель сегодняшнего урока - раскрыть идейное содержание рассказов «маленькой трилогии» Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» особенности творческой манеры писателя.

Работа с эпиграфом.

Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова М Горького: «Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины»

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

- Назовите основные этапы творчества Чехова

- В чем особенности его раннего творчества?

- Какие поздние рассказы Чехова вам известны?


III. Усвоение новых знаний – взаимодействие педагога

  1. Сообщение

Три рассказа Чехова – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - образуют «маленькую трилогию», опубликованную в 1898 году в журнале «Русская мысль».

Эти рассказы объединяет:

  1. Композиция «рассказ в рассказе» – автор в начале и в финале. 3 рассказа, 3 рассказчика, показанные как рассказчик; слушатель; участник, действующее лицо.

  2. Каждый из трёх главных героев — учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович чимша-Гималайский, помещик Алёхин — рассказывает по одной истории; первый — о своём знакомом, «человеке в футляре», второй — о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу», третий — о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье.

  3. Тема, идея «футлярности» людей. Да, все рассказы составляют идейное единство, дают обобщающее представление о жизни,


2. Анализ рассказа  «Человек в футляре»

- Как построен рассказ?

- Рассказ в рассказе. Приём обрамления.

Кто эти запоздавшие охотники?

- Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин.

- Кто рассказывает о Беликове?

- Учитель гимназии Буркин.

- . Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра?

Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.

"Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу".

Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу - ключ к рассказу. Такие люди - явление нередкое.

Что говорится о Беликове?

- Товарищ Буркина. Умер месяца два назад.

3.Лексическая работа

Проведём лексическую работу: выписываем ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова.

Тёплое пальто на вате

Зонтик в чехле

Калоши

Нож в чехольчике

Лицо "в чехле" - поднятый воротник

Часы в чехле из серой замши

Тёмные очки

Вата в ушах

Коляска с поднятым верхом

Стремление окружить себя оболочкой

Преподавал древние языки

Мысль запрятать в футляр

"Как бы чего не вышло"

Спальня точно ящик


4. Беседа по вопросам.

Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?

- Беликов выступал на педсоветах:

":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями … «ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:"


- Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:

- Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.

"Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко".


Как к Беликову относятся коллеги?

- Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят.

"Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!"


Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?

- Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.

Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?

- Беликов едва не женился.

Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?

- Возненавидел.

"Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.


Но вот среди гимназических преподавателей появляется новичок – Михаил Саввич Коваленко. Привыкший мыслить независимо и объективно, Коваленко весьма своеобразно воспринимает происходящее вокруг него: «Не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу… Атмосфера у вас удушающая, поганая… У вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке».


Чему пытается научить Беликов молодого коллегу? В чем упрекает? Что советует? (Беликов порицает Коваленко за то, что тот ходит в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, «теперь вот еще и велосипед». Парадокс этих нравоучений состоит в том, что речь свою Беликов начинает с фразы: «Вы – человек молодой, у вас впереди будущее » - и вдруг неожиданно заключает: «Надо вести себя осторожно, очень осторожно!»


Почему Коваленко не боится Беликова?

(Михаил Саввич – человек, не привыкший прятаться от жизни в скорлупу, и душа у него вольная, широкая, как песни, которые поет его сестра Варенька. Для него Беликов только «глитай абож паук», а не ходячий циркуляр, которого следует опасаться. Тиран, как известно, велик в глазах раба, а в глазах человека свободного он ничтожество: «Я честный человек и с таким господином, как вы, не желаю разговаривать.

5.Показ отрывка из кинофильма "Человек в футляре".

Здесь "спуск с лестницы" символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.


От чего же умер Беликов? (От испуга. От страха. От страха жизни, которая так грубо, бесцеремонно разорвала замкнутое, изолированное, безопасное пространство, где он благополучно пребывал, создала такую ситуацию, из которой не было для него абсолютно никакого выхода. И во еще один парадокс – Человек, державший в страхе весь город, сам умер от страха!) Все. Он уничтожен. Несчастный заболел и через месяц умер. Но - очередной парадокс личности: обрел – таки счастье – в смерти! «…точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он никогда уже не выйдет. Да он достиг своего идеала!»

Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"?


Почему же жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее? (Там, где властвует страх , там владычествует ничтожество! И страх этот очень трудно, почти невозможно изжить - это страх перед начальством, страх погубить карьеру, потерять хотя и скромное, но стабильное жалованье. Это боязнь чего-то нового, боязнь стать свободным – а то «как бы чего не вышло!»)


Связь с современностью

Чтение стихотворения

Сергей Островой:

В жизни можно по-разному жить

В горе можно и в радости

Вовремя есть, вовремя спать,

Вовремя делать гадости.

А можно и так –

На рассвете встать

И помышляя о чуде

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.


Какова связь между данным стихотворением и образом Беликова? Вывод. В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло». А он мог бы жить по другому и быть по-настоящему счастлив. Мог бы делать добро людям и быть свободным во всех смыслах.


6. Анализ рассказа «Крыжовник»

Второй рассказ трилогии – «Крыжовник» - повествует о другом человеке. Если Беликов показан в трилогии как человек уже сфомировавшийся, то характер Николая Иваныча дается в развитии.

История Николая Иваныча Чимши-Гималайского – это история оскудения души, духовная деградация. Проследим ее основные этапы.


Характеристика Николая Ивановича

Добрый. - Кроткий.

«Добрый, кроткий человек.С девятнадцати лет сидел в казённой палате.Тосковал. Писал бумаги и думал об одном и том же: как бы в деревню…»

- Мечтающий.

«Тоска у него мало-помалу вылилась в определённое желание, в мечту купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.»

Мечта: «есть свои собственные щи, есть на зелёной травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес…»

« Сидишь на балконе, пьёшь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и …и крыжовник растёт»

Жадный. Скупой

«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, а всё копил и клал в банк. Страшно жадничал.»

Не умеющий жалеть и любить.

«Женился на старой некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что водились у неё деньжонки. Она у него и хлеба чёрного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни, да года через три отдала богу душу».

Постаревший, располневший, обрюзгший.

Вот, что увидел Иван Иваныч: «Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни и кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд – того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Самодовольный.
«Н.И. засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, - потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:

-Как вкусно!

И он с жадностью ел и всё повторял:

-Ах. Как вкусно! Ты попробуй!

Было жёстко и кисло… Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел...»

Человек, который всю жизнь шёл к поставленной цели и достиг её.


Микровывод.

По словам Ивана Иваныча , изначально его брат «был добрый, кроткий человек». Он испытывал отвращение к бесцветной, скучной чиновничьей жизни, тяготился своей службой в казенной палате. Николай Иваныч, вспоминая своевольное деревенское детство («стерегли лошадей, драли лыко, ловили рыбу»), мечтал о просторе, о свободе. Но постепенно эта романтическая тяга принимала все более реальные, но ограниченные очертания. Поэзия сменилась жестокой прозой; Николай Иваныч уже мечтал о том, «как будет есть собственные щи», приобретет свою усадьбу, непременно с крыжовником. Таким образом, мечты о счастье, о свободе превратились в обыкновенные устремления стать собственником. Вдохновенно, с увлечением рисует Николай Иваныч планы будущего поместья. И это уже – план жизни, схема существования.

- Можно ли сказать, что и Николай Иванович – человек в футляре?

Чехов дает контраст

. Слушают его, сидя в шелковых халатах, удобных тапках, в креслах, в тепле. И в этом контраст: мечта о свободе – и тяга к комфорту.


Но почему же вид счастливого человека так отвратителен Ивану Иванычу и нам, читателям?

  1. Мы помним, с помощью каких средств достиг счастья Николай Иваныч: недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, как нищий, уморил жену, которая принесла ему капитал, но не выдержала жизни, полной лишений и ограничений. Причем герой даже не понял, что он главный виновник ее смерти.

  2. Мы наблюдаем, как изменился «счастливец» и внешне и внутренне. Бывший чиновник стал не только свиноподобен, но и важен, надут, говорил: «Мы, дворяне», забыв, что несообразную «дворянскую» фамилию Чимша-Гималайский носили дед-мужик и отец-солдат. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», - заключает Иван Иваныч.

Сделаем вывод: футляр в рассказе «Крыжовник» - это самодовольство собственника.


Но почему нет восхищения читателей, наоборот, вместе с писателем и рассказчиком нам грустно и тяжело? («Особенно тяжело было ночью. Николай Иваныч не спал, вставал, подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке».)

- Грустно и тяжело, потому что вся жизнь была отдана мелким житейским заботам.

Писателю больно

: «Как много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!»

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».

- Читатель должен задуматься: а как живу я? На что тратятся мои прекрасные годы? Вижу ли я тех, кто рядом со мной, слышу ли их плач и боль. Не течёт ли моя жизнь только лишь для меня. Главное, о чём хочет напомнить писатель своему читателю:

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Делайте добро!»


 Связь с современностью

 Леонид Мартынов След

А ты? Входя в дома любые –

И в серые, И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед

Или Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

 Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке А он мог бы оставить настоящий стоящий след в своей жизни, делая добро людям.


7. Анализ рассказа «О любви»

Главную тему трилогии мы помним. Неужели и любовь можно загнать в «футляр»? Оказывается, что можно.

Кто главный герой рассказа? Что он говорит о себе?

(Алехин – «по воспитанию белоручка, по наклонности – кабинетный человек», но на имении, оставшемся от отца, был большой долг, и Алехин посчитал делом чести этот долг выплатить. И вот, не имея ни наклонностей, ни охоты, взвалил на себя все заботы об имении. Он «пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился». Возложенные им самим на себя обязанности не приносили Павлу Константиновичу ни удовлетворения, ни счастья. Он опустился, был измотан физически и морально. И вот неожиданная встреча с прекрасной молодой женщиной… )


Чем в жизни Алехина становится его любовь к Анне Алексеевне? Что мучает героев?

(И герой, и героиня сразу же потянулись друг к другу: «Я почувствовал в ней существо близкое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери». Алехин и Анна Алексеевна полюбили, но, полюбив, боялись признаться в этом сами себе, прятали свои чувства, и оба были несчастливы. «Мы подолгу говорили, молчали, номы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть тайну нам же самим».)


Найдите в тексте ответ на вопрос о том, почему Алехина не признается Анне Алексеевне в своей любви.

(«Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь… а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье?...»

Удивительно, насколько рассудочным становится чувство! Рассудок велит Алехину взвалить на себя заботы об имении, испытывая к этому имению отвращение, рассудок же и осторожность заставляют героя мечтать о счастье и тут же прикидывать, на сколько его хватит.)


Вывод: Название рассказа звучит иронично, вопросительно. Действительно, в нем много говорится о любви, но нет самой любви, она спрятана и от самих героев, и от окружающих их людей, и от читателей. Алехин и Анна Алексеевна сами обрекают себя на муку, тем самым губят себя, свои души. Героиня тоже «думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила ее мужа, как сына… И ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни, и без того тяжелой, полной всяких несчастий?»

К сожалению, прозрение приходит к Алехину слишком поздно. Лишь расставаясь с любимой женщиной навсегда, он «признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все, что мешало любить…». И героям остается лишь рыдать над своей несбывшейся любовью, оплакивать свою судьбу.

Главная мысль в рассказе «О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель,

или не нужно рассуждать вовсе». Футляр в рассказе «О любви» - это стремление загнать внутрь себя чувство, это надругательство над собственной душой. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные приличия.


Связь с современностью.

Песня Константина Никольского « Я сам из тех»

Похож ли герой песни и рассказчик истории о любви Алехин?

Последний признается, что он не прав и попытается исправить ситуацию.


IV. Формирование умений и навыков


Чем объединены герои трилогии?

Осторожность, рассудочность, страх. Можно сказать, что все герои заключили себя в футляр, каждый по-своему, но идея одна – протест против футлярной жизни.

Как проявляется футлярная тема во всех трех рассказах?

Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.  Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя.

Какова главная мысль, объединяющая рассказы?

Главная мысль, которая объединяет три рассказа и которая лейтмотивом проходит через все творчество Чехова, - это мысль о том, что человек должен быть свободен – от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому стать счастливым. «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»


  V.ИТОГ урока. Выставление оценок.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»;

В этих строках воплощено мировоззрение известного писателя Антона Павловича Чехова. И Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова М. Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошёл большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрёка, с безнадёжной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

— Скверно вы живёте, господа!»

Всё творчество Чехова — есть призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бурьянова Ольга Викторовна

Дата: 12.10.2023

Номер свидетельства: 637918


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства