Воспитывать любовь к поэтическому творчеству, культуру чтения, любовь к литературе.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: эвристический, исследовательский (частично-поисковый)
Формы работы: коллективная, фронтальная
Виды работы учащихся на уроке:
словарная работа;
устное словесное рисование (описание внешнего облика мифологических существ);
иллюстрирование;
аналитическая беседа;
выразительное чтение и интерпретирование произведений литературы.
Ход урока:
Орг.момент.
Актуализация знаний
Вступительное слово учителя.
Мифология древних славян тесно связана с образом их жизни.
Славяне в далекой древности почитали природные стихии, землю, растения и деревья, животных, птиц, неодушевленные предметы, олицетворяли их, представляли их живыми, и верили в возможность магического воздействия на природу и окружающий мир, т.е. были язычниками.
Беседа по изученному материалу.
- Как называлась религия древних славян? Язычество.
- Во что верили праславяне? В силы природы.
- В славянской мифологии главным богом был? Род.
- Как он появился? Род жил в яйце, но родил Любовь – Ладу, и силою любви разрушил темницу. И мир наполнился любовью.
- Как звали сына, который сотворил Землю? Сварог.Бог Огня, кузнечного дела.
- А в античной мифологии как звали бога кузнечного дела и чей он был сын? Гефест, сын Зевса.
- Славянский миф о сотворении мифа похож на греческий? Нет.Там все родилось из Хаоса. Но тоже была любовь.
- Много ли осталось сведений о языческом мире славян? Почему? Мало. После принятия христианства все уничтожалось.
Изучение нового материала
1.Постановка учебной задачи.
Все боги славянской мифологии делились на три уровня:
Более низкийуровень составляли боги, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, создающие замкнутые небольшие коллективы – Велес, Лада.
Низший уровеньславянской мифологии – самый «населенный».
А кто относится к низшему уровню, вы узнаете, разгадав загадки.
2.Загадки
Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
Но бывает злым порой? -
Существо то ...Домовой.
В лохмотьях, заросший,седой,
С вечно всклокоченной бородой.
В лесу он обитает,
Грибников заманивает и пугает. Леший
Из болота не вылазит,
Там живет в трясине, грязи,
Любит плавать под водой
Добродушный ... Водяной
Я живу на дне морском
Во дворце из лилий
Вместе с сестрами, отцом,
Рыбами чудными.
У меня красивый хвост
И волшебный голос.
И искрится под водой
Золотистый волос.
У меня желанье есть -
Стать земной девчонкой:
Буду бегать, танцевать
И смеяться звонко! Русалка.
3.Словесное рисование
- А как вы их себе представляете? Опишите. (Учащиеся описывают, как представляют себе русалку, лешего, водяного и домового).
- Молодцы. А угадаете ли вы, как они выглядят? (Учитель демонстрирует иллюстрацию, учащиеся называют, сравнивают со своими описаниями, определяют, кто был ближе в описании).
При демонстрации каждой иллюстрации учитель дает краткую характеристику образов мифологии.
- Слово«русалка»означает чистый, белый. У них очень белая кожа и длинные зеленоватые волосы, которые русалочки расчёсывают при луне. А также руки у русалок немного длиннее, чем у людей. Лешачикой, водяницей или купалкой называли их в старину. У русалокпрекрасный мелодичный голос и гипнотические способности . Поэтому люди при встрече с русалками старались на них не смотреть и затыкали себе уши, чтобы не слышать их магическое пение.
- Леший - дух леса и защитник всех лесных животных. В древности люди, войдя в лес, спрашивали у него разрешения на сбор грибов да ягод, считалось, что после этого с пустой корзиной не уйдешь. Сам по себе добрый дух, но иногда мог и наказать тех, кто свистит, ругается, ломает деревья в лесу. Он запутывал своих гостей и те не могли найти дорогу домой. Но спасение в этом случае простое - нужно одень одежду наизнанку, и тогда выйдешь из леса.
- Водянойдедушка - хозяин разных вод. Командует русалками и прочими водными жителями. Вообще он добрый, ноиногда любит побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники входят в услужении у водяного. Водяного представляли в виде старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей.
- А про домового мы уже с вами говорили на прошлом уроке. Расскажите, что вы знаете о нем?
Домовой – дух, который живет в каждом доме, в каждом семействе. Не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Если беда в доме какая – воет, иногда даже показывается кому – нибудь, стучит, хлопает дверями, предупреждая о несчастье. По общему поверью, живет он по зимам около печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если домовой полюбил домочадцев, то он караулит дом и двор. В противном же случае – бьет и колотит посуду, кричит, топает, мешает спать.
- Вам интересны образы славянской мифологии? Ребята, они интересовали всех и всегда. А почему? Кто-то верит, кто-то нет. И поэтов привлекали эти образы во все времена. К примеру, поэта 19 века Пушкина кто привлекал? (Домовой). Поэт уважительно и доброжелательно относился к домовому. О чем он его просил в своем стихотворении Домовому? На дом было задано чтение стихотворения, давайте его послушаем.
Сегодня на уроке мы снова обратимся к сверхъестественным существам славянской мифологии и проследим отражение языческого сознания в русской поэзии 19 - 20 веков.
IV. Чтение и анализ стихотворений.
1. Видеопрезентация с аудиозаписью стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна».
- Кем оказалась морская царевна?
- Кто первый почувствовал, что это нечистая сила?
- Что произошло с ней?
- Как вы думаете, что ожидало царевича, если бы он не справился с Морской царевной?
- Что означают слова ОЧИ и УСТА?
Чтение учащимися стихотворения «по цепочке по 1 столбику».
2. Чтение учителем стихотворения К.Д. Бальмонта «Русалка».
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Как автор изображает русалку?
- Похожа ли она на Морскую царевну?
- Кажется ли вам эта русалка злой, опасной?
- Какие эпитеты использует К. Бальмонт?
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
- Зачем ей звезда?
Чтение учащимися стихотворения «по одной строчке».
3. Чтение учителем стихотворения Евгений Васильевич Курдакова «Леший».
Словарь.
Замше́лый - покрывшийся плесенью, мхом.
Трутовики - это грибы растущие на деревьях.
Тенёта - то же, что паутина.
Цвиркать – чирикать, звук сверчка.
Пращур — прародитель, предок, родоначальник.
Курбатый –малорослый и толстый.
Щербатый – неровный, без одного зуба.
Щур – домовой.
- Понравилось ли вам это стихотворение? Все ли вам понятно в нем?
- Что леший делает?
- Почему звучит ЧУР МЕНЯ? Что означает это выражение?
- Что будет, если заманит леший с собой?
Чтение учащимися «по одной строчке».
V. Этап информации о домашнем задании.
Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору учащихся).