kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы в 6 классе (ЗПР) на тему "Отражение славянских мифов в русской поэзии 19 - 20 веков "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был представлен для аттестационной комисси, получил высокие оценки.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 6 классе (ЗПР) на тему "Отражение славянских мифов в русской поэзии 19 - 20 веков "»

Онуприенко Надежда Андреевна, учитель русского языка 2 категории

КГУ «Костанайская специальная школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями»

Г. Костанай



Урок русской литературы в 6 классе (для учащихся ЗПР ).

Тема: «Отражение славянских мифов в русской поэзии XIХ-ХХ веков».

Цель: Познакомить учащихся с образами низшей мифологии славян и их отражением в произведениях русских поэтов XIX-XX веков.

Развивать познавательный интерес, память, речь, аналитическое и образное мышление, эстетическое чувство.

Воспитывать любовь к поэтическому творчеству, культуру чтения, любовь к литературе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: эвристический, исследовательский (частично-поисковый)

Формы работы: коллективная, фронтальная

Виды работы учащихся на уроке:

словарная работа;

устное словесное рисование (описание внешнего облика мифологических существ);

иллюстрирование;

аналитическая беседа;

выразительное чтение и интерпретирование произведений литературы.



Ход урока:

  1. Орг.момент.

  2. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя.

Мифология древних славян тесно связана с образом их жизни.

Славяне в далекой древности почитали природные стихии, землю, растения и деревья, животных, птиц, неодушевленные предметы, олицетворяли их, представляли их живыми, и верили в возможность магического воздействия на природу и окружающий мир, т.е. были язычниками.

Беседа по изученному материалу.

- Как называлась религия древних славян? Язычество.

- Во что верили праславяне? В силы природы.

- В славянской мифологии главным богом был? Род.

- Как он появился? Род жил в яйце, но родил Любовь – Ладу, и силою любви разрушил темницу. И мир наполнился любовью.

- Как звали сына, который сотворил Землю? Сварог. Бог Огня, кузнечного дела.

- А в античной мифологии как звали бога кузнечного дела и чей он был сын? Гефест, сын Зевса.

- Славянский миф о сотворении мифа похож на греческий? Нет. Там все родилось из Хаоса. Но тоже была любовь.

- Много ли осталось сведений о языческом мире славян? Почему? Мало. После принятия христианства все уничтожалось.



  1. Изучение нового материала

1.Постановка учебной задачи.

Все боги славянской мифологии делились на три уровня:

Высший уровень (боги, олицетворяющие природные стихии) – Сварог, Перун, Даждьбог.

Более низкий уровень составляли боги, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, создающие замкнутые небольшие коллективы – Велес, Лада.

Низший уровень славянской мифологии – самый «населенный».

А кто относится к низшему уровню, вы узнаете, разгадав загадки.

2.Загадки

Кто за печкою живет,

Дом хранит от бед, невзгод,

Но бывает злым порой? -

Существо то ... Домовой.


В лохмотьях, заросший,седой,

С вечно всклокоченной бородой.

В лесу он обитает,

Грибников заманивает и пугает. Леший


Из болота не вылазит,

Там живет в трясине, грязи,

Любит плавать под водой

Добродушный ... Водяной


Я живу на дне морском

Во дворце из лилий

Вместе с сестрами, отцом,

Рыбами чудными.

У меня красивый хвост

И волшебный голос.

И искрится под водой

Золотистый волос.

У меня желанье есть -

Стать земной девчонкой:

Буду бегать, танцевать

И смеяться звонко! Русалка.



3.Словесное рисование

- А как вы их себе представляете? Опишите. (Учащиеся описывают, как представляют себе русалку, лешего, водяного и домового).

- Молодцы. А угадаете ли вы, как они выглядят? (Учитель демонстрирует иллюстрацию, учащиеся называют, сравнивают со своими описаниями, определяют, кто был ближе в описании).

При демонстрации каждой иллюстрации учитель дает краткую характеристику образов мифологии.

- Слово «русалка» означает чистый, белый. У них очень белая кожа и длинные зеленоватые волосы, которые русалочки расчёсывают при луне. А также руки у русалок немного длиннее, чем у людей. Лешачикой, водяницей или купалкой называли их в старину. У русалок прекрасный мелодичный голос и гипнотические способности . Поэтому люди при встрече с русалками старались на них не смотреть и затыкали себе уши, чтобы не слышать их магическое пение.

- Леший - дух леса и защитник всех лесных животных. В древности люди, войдя в лес, спрашивали у него разрешения на сбор грибов да ягод, считалось, что после этого с пустой корзиной не уйдешь. Сам по себе добрый дух, но иногда мог и наказать тех, кто свистит, ругается, ломает деревья в лесу. Он запутывал своих гостей и те не могли найти дорогу домой. Но спасение в этом случае простое - нужно одень одежду наизнанку, и тогда выйдешь из леса.



- Водяной дедушка - хозяин разных вод. Командует русалками и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники входят в услужении у водяного.  Водяного представляли в виде старика, пучеглазого, с  рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду,  зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. 

- А про домового мы уже с вами говорили на прошлом уроке. Расскажите, что вы знаете о нем?

Домовой – дух, который живет в каждом доме, в каждом семействе. Не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку.  Если беда в доме какая – воет, иногда даже показывается кому – нибудь, стучит,   хлопает дверями, предупреждая о несчастье. По общему поверью, живет он по зимам  около печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается  около лошадей. Если домовой полюбил домочадцев, то он караулит дом и двор. В  противном же случае – бьет и колотит посуду, кричит, топает, мешает спать.

- Вам интересны образы славянской мифологии? Ребята, они интересовали всех и всегда. А почему? Кто-то верит, кто-то нет. И поэтов привлекали эти образы во все времена. К примеру, поэта 19 века Пушкина кто привлекал? (Домовой). Поэт уважительно и доброжелательно относился к домовому. О чем он его просил в своем стихотворении Домовому? На дом было задано чтение стихотворения, давайте его послушаем.

4. Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Домовому».

Сегодня на уроке мы снова обратимся к сверхъестественным существам славянской мифологии и проследим отражение языческого сознания в русской поэзии 19 - 20 веков.



IV. Чтение и анализ стихотворений.

1. Видеопрезентация с аудиозаписью стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна».

- Кем оказалась морская царевна?

- Кто первый почувствовал, что это нечистая сила?

- Что произошло с ней?

- Как вы думаете, что ожидало царевича, если бы он не справился с Морской царевной?

- Что означают слова ОЧИ и УСТА?

Чтение учащимися стихотворения «по цепочке по 1 столбику».

2. Чтение учителем стихотворения К.Д. Бальмонта «Русалка».

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Как автор изображает русалку?

- Похожа ли она на Морскую царевну?

- Кажется ли вам эта русалка злой, опасной?

- Какие эпитеты использует К. Бальмонт?

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- Зачем ей звезда?

Чтение учащимися стихотворения «по одной строчке».

3. Чтение учителем стихотворения Евгений Васильевич Курдакова «Леший».

Словарь.

Замше́лый - покрывшийся плесенью, мхом.

Трутовики - это грибы растущие на деревьях.

Тенёта - то же, что паутина.

Цвиркать – чирикать, звук сверчка.

Пращур — прародитель, предок, родоначальник.

Курбатый –малорослый и толстый.

Щербатый – неровный, без одного зуба.

Щур – домовой.

- Понравилось ли вам это стихотворение? Все ли вам понятно в нем?

- Что леший делает?

- Почему звучит ЧУР МЕНЯ? Что означает это выражение?

- Что будет, если заманит леший с собой?

Чтение учащимися «по одной строчке».



V. Этап информации о домашнем задании.

Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору учащихся).



VI. Этап рефлексии



  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Онуприенко Надежда Андреевна

Дата: 06.04.2017

Номер свидетельства: 407270


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства