разработка урока литературы в 5 классе по теме: Сказка о животных «Лиса и Волк»
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: Сказка о животных «Лиса и Волк»
Подробная разработка урока литературы в 5 классе по теме: Сказка о животных «Лиса и Волк» поможет в подготовке к уроку. Зная содержание сказки, учащиеся смогут в течение урока ( для этого подробно расписаны приёмы) выявить художественные особенности сказок о животных, определить тип героев, понять своеобразие конфликта, сформировать представление о построении (композиции), об особенностях стиля, воспитывая внимание и культуру речи.
Оборудование: презентация, видеоролик - помогают в достижении целей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока литературы в 5 классе по теме: Сказка о животных «Лиса и Волк»»
Дата_______
Урок литературы в 5 классе
Тема: Сказка о животных «Лиса и Волк»
Цель: зная содержание сказки, учащиеся смогут выявить художественные особенности сказок о животных, определить тип героев, понять своеобразие конфликта, сформировать представление о построении (композиции), об особенностях стиля, воспитывая внимание и культуру речи.
- Всем здравствуйте! Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
- Итак, какой урок, какой предмет у нас сейчас?
А у нас Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат и нас!
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши души прекрасными чувствами.
Этап подготовки к усвоению новых знаний.
1. Повторение
- Давайте вспомним, о чём была песня, которая звучала на перемене?
- О каких героях шла речь? волшебных героях, значит это волшебные сказки.
А какие виды сказок вам ещё известны?
2. Логические цепи (индивидуальная работа)
- Я вам предлагаю в качестве разминки следующие задания: – один учащийся пойдёт к доске и расположит иллюстрации согласно развитию событий в сказке
3. Мозговой штурм
А все остальные вспомнят закон поднятой руки и ответят на вопросы:
1) О каком животном из сказки эти слова: "Масляна головушка, шелкова бородушка"? (Петух.)
2) Лесная птица с черным оперением из сказки "Петушок - золотой гребешок". (Дрозд.)
3) Какое животное носит в сказке имя Михаила Потапыч? (Медведь.)
4) Во всех сказках у этого животного хитрый, коварный нрав. (Лиса.)
5) Недаром о нем говорят "Голоден как ...". (Волк.)
6) Из какого материала строил избушку Зайка. (Луб. — внутренняя волокнистая часть коры древесных и травянистых растений. )
4. Продолжи фразу, вспомнив постоянные эпитеты: здоров как … Бык
5. Целеполагание
- Давайте вспомним, что было задано на урок сегодня?
- Сформулируйте тему урока, ведь
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! - так утверждает Светлана Твикова.
- Определите цель и задачи урока.
зная содержание сказки, вы сможете выявить художественные особенности сказок о животных, определить характеры героев, понять своеобразие конфликта, сформировать представление о построении (композиции).
Этап усвоения новых знаний. Работа по теме.
1. Слово учителя
Русские народные сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу.
- Вам понравилась сказка?
- А вообще нравятся сказки?
Я \очень \люблю\ сказки – деление на группы
1. Изучение теоретического материала. Анализ сказки «Лиса и волк»
1 группа: Изучают предложенный теоретический материал «Особенности сказок о животных» и работают по учебнику – стр. 42
Героями сказок о животных являются животные, а иногда и животные, и люди. Но повествование ведётся с точки зрения животных. Человек уравнивается с животными. Поведение животных в таких сказках соотносится с поведением людей, то есть животные поступают как люди: живут в избушках, женятся, имеют имена (собственные), например, лиса - Патрикеева, медведь – Михайло Иваныч. В этих сказках часто встречаются диалоги, песенки, поэтому их часто рассказывают детям.
2 группа:Характеризуют главных героев сказки. Анализ сказки.
- Назовите героев сказки.
- Какое отношение вызывает Лиса?
- Опишите Лису. Как она себя ведёт? Как называется такое описание? (Антропоморфизм – очеловечивание)
- Определите конфликт этой сказки.
- Каким выступает в сказке Волк? Опишите его.
3 группа:Работа с иллюстративным материалом, составление плана сказки.Какова композиция сказки? Из скольких эпизодов она состоит? На каком приёме построена композиция? Встречаются ли в сказке сказочные формулы, утроения, песенки, диалоги? Какие малые фольклорные формы встречаются? Приведите примеры.
4 группа: Составить свою сказку, не забывая о законах построения. Кумуляция- циклическое повторение и расширение сюжетных узлов - один из основных приёмов создания сказочного текста.
За завязкой в сказке следует развитие сюжета. Но надо сразу сказать, что сюжет в сказках о животных не получил сколько-нибудь значительного развития, он очень прост. Иногда он состоит из какой-либо одной ситуации, одного небольшого эпизода. Чаще всего сюжет, как было сказано ранее, составляет некая обыденная, деревенская картина, представляющая собой более или менее ожидаемый конец, известным образом подготовленный. Многие сказки о животных построены на коварном совете.
Главное назначение зачинов - удивить слушателя необычной ситуацией, приковать его внимание к невероятному и необычному.
Предлагается прослушать ролик – Зуева – ведущая программы «В гостях у сказки»
Рефлексия.
-Добрую сказку в душе сбереги,
С добрых героев пример ты бери
Сам для других ты волшебником будь.
Детство уйдёт, но ты их не забудь.
Подведение итогов
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» - так сказал А.С. Пушкин
- Так какой урок возьмём из этой сказки? Что хотел нам сказать автор? Чему учит нас сказка?
Вывод: Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.
Дома:подготовиться к уроку развития речи:сочинить свою сказку любого вида: волшебную, бытовую, о животных.
Дополнительное задание
Прочитайте пословицы на доске. Какая из них подходит к нашей сказке?