kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: Сказка о животных «Лиса и Волк»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                               Подробная разработка урока литературы в 5 классе по теме: Сказка о животных «Лиса и Волк» поможет в подготовке к уроку.  Зная содержание сказки, учащиеся смогут в течение урока ( для этого подробно расписаны приёмы) выявить художественные особенности сказок о животных, определить тип героев, понять своеобразие конфликта, сформировать представление о построении (композиции), об особенностях стиля, воспитывая внимание и культуру речи.

Оборудование: презентация, видеоролик - помогают в достижении целей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока литературы в 5 классе по теме: Сказка о животных «Лиса и Волк»»

Дата_______

Урок литературы в 5 классе

Тема: Сказка о животных «Лиса и Волк»

Цель: зная содержание сказки, учащиеся смогут выявить художественные особенности сказок о животных, определить тип героев, понять своеобразие конфликта, сформировать представление о построении (композиции), об особенностях стиля, воспитывая внимание и культуру речи.

Оборудование: презентация, видеоролик

Ход урока

Экспозиция урока – эмоциональный настрой - видеоролик «Приходи, сказка!»

  1. Организационный этап.

- Всем здравствуйте! Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

- Итак, какой урок, какой предмет у нас сейчас?

А у нас Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат и нас!

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши души прекрасными чувствами.

  1. Этап подготовки к усвоению новых знаний.

1. Повторение

- Давайте вспомним, о чём была песня, которая звучала на перемене?

- О каких героях шла речь? волшебных героях, значит это волшебные сказки.

А какие виды сказок вам ещё известны?

2. Логические цепи (индивидуальная работа)

- Я вам предлагаю в качестве разминки следующие задания: – один учащийся пойдёт к доске и расположит иллюстрации согласно развитию событий в сказке

3. Мозговой штурм

А все остальные вспомнят закон поднятой руки и ответят на вопросы:

1) О каком животном из сказки эти слова: "Масляна головушка, шелкова бородушка"? (Петух.)

2) Лесная птица с черным оперением из сказки "Петушок - золотой гребешок". (Дрозд.)

3) Какое животное носит в сказке имя Михаила Потапыч? (Медведь.)

4) Во всех сказках у этого животного хитрый, коварный нрав. (Лиса.)

5) Недаром о нем говорят "Голоден как ...". (Волк.)

6) Из какого материала строил избушку Зайка. (Луб.  — внутренняя волокнистая часть коры древесных и травянистых растений. )

4. Продолжи фразу, вспомнив постоянные эпитеты: здоров как … Бык

5. Целеполагание

- Давайте вспомним, что было задано на урок сегодня?

- Сформулируйте тему урока, ведь

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –

Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова! - так утверждает Светлана Твикова.

- Определите цель и задачи урока.

зная содержание сказки, вы сможете выявить художественные особенности сказок о животных, определить характеры героев, понять своеобразие конфликта, сформировать представление о построении (композиции).

  1. Этап усвоения новых знаний. Работа по теме.

1. Слово учителя

Русские народные сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу.

- Вам понравилась сказка?

- А вообще нравятся сказки?

  • Я \очень \люблю\ сказки – деление на группы

1. Изучение теоретического материала. Анализ сказки «Лиса и волк»

  • 1 группа: Изучают предложенный теоретический материал «Особенности сказок о животных» и работают по учебнику – стр. 42

Героями сказок о животных являются животные, а иногда и животные, и люди. Но повествование ведётся с точки зрения животных. Человек уравнивается с животными. Поведение животных в таких сказках соотносится с поведением людей, то есть животные поступают как люди: живут в избушках, женятся, имеют имена (собственные), например, лиса - Патрикеева, медведь – Михайло Иваныч. В этих сказках часто встречаются диалоги, песенки, поэтому их часто рассказывают детям.

  • 2 группа: Характеризуют главных героев сказки. Анализ сказки.

- Назовите героев сказки.

- Какое отношение вызывает Лиса?

- Опишите Лису. Как она себя ведёт? Как называется такое описание? (Антропоморфизм – очеловечивание)

- Определите конфликт этой сказки.

- Каким выступает в сказке Волк? Опишите его.

  • 3 группа: Работа с иллюстративным материалом, составление плана сказки. Какова композиция сказки? Из скольких эпизодов она состоит? На каком приёме построена композиция? Встречаются ли в сказке сказочные формулы, утроения, песенки, диалоги? Какие малые фольклорные формы встречаются? Приведите примеры.

  • 4 группа: Составить свою сказку, не забывая о законах построения. Кумуляция - циклическое повторение и расширение сюжетных узлов - один из основных приёмов создания сказочного текста.

За завязкой в сказке следует развитие сюжета. Но надо сразу сказать, что сюжет в сказках о животных не получил сколько-нибудь значительного развития, он очень прост. Иногда он состоит из какой-либо одной ситуации, одного небольшого эпизода. Чаще всего сюжет, как было сказано ранее, составляет некая обыденная, деревенская картина, представляющая собой более или менее ожидаемый конец, известным образом подготовленный. Многие сказки о животных построены на коварном совете.

Главное назначение зачинов - удивить слушателя необычной ситуацией, приковать его внимание к невероятному и необычному.

Предлагается прослушать ролик – Зуева – ведущая программы «В гостях у сказки»

  1. Рефлексия.

-Добрую сказку в душе сбереги,

С добрых героев пример ты бери

Сам для других ты волшебником будь.

Детство уйдёт, но ты их не забудь.

  1. Подведение итогов

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» - так сказал А.С. Пушкин

- Так какой урок возьмём из этой сказки? Что хотел нам сказать автор? Чему учит нас сказка?

Вывод: Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.

  1. Дома: подготовиться к уроку развития речи: сочинить свою сказку любого вида: волшебную, бытовую, о животных.

  2. Дополнительное задание

Прочитайте пословицы на доске. Какая из них подходит к нашей сказке?

Сила сломит все, а ум - силу.

Как аукнется, так и откликнется.

Друг не испытанный, что орех не колотый.

На языке медок, а на уме ледок.

Без беды друга не узнаешь.

Где двое бранятся, там третий не суйся.

За правое дело стой смело.

Друг познаётся в беде.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
разработка урока литературы в 5 классе по теме: Сказка о животных «Лиса и Волк»

Автор: Монастырская Валентина Николаевна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 367028


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства