kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы по теме "Чудо первой любви в произведениях И. С. Тургенева «Ася» и «Первая любовь»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Насышенный интерактивный урок. Используются различные виды деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы по теме "Чудо первой любви в произведениях И. С. Тургенева «Ася» и «Первая любовь»".»

Тема урока: Чудо первой любви в произведениях И. С. Тургенева «Ася» и «Первая любовь».


Цели урока:

  • образовательные: научить формулировать цели и задачи урока, исходя из темы и типа урока,

  • развивающие: способствовать развитию способности к аналитическому прочтению текста художественного произведения, к мобильной работе с текстом, развивать умение аргументированно представлять свою точку зрения, развивать логическое мышление;

  • воспитательные: воспитывать лучшие человеческие качества, вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью, которая «никогда не пройдет и не забудется, ради которой жертвуют жизнью», помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе, содействовать формированию любви к классической литературе, трепетного отношения к такому высокому понятию, как любовь.


Оборудование:

Портрет Тургенева И. С.;

Рисунки учащихся;

Буклеты учащихся;

«Лунная соната» Людвига Ван Бетховена;

Романс «Утро туманное» на стихи И. С. Тургенева;

П. И. Чайковский «Времена года. Июль»

Вальс Евгения Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;

Мультимедиапроектор;

Презентации учащихся к рассказу «Ася» и повести «Первая любовь».

Эпиграф:

«Есть чувства, которые поднимают нас от земли…ее душа мне нравилась» (И.С.Тургенев).

Ход урока.


(Звучит вальс Евгения Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»).


1.Слово учителя. Сегодня мы прикоснемся к чистому источнику – русской классике – поговорим о повестях Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» и «Первая любовь».

Какое впечатление они произвели на вас?

Какие чувства вызвали?

2.Учитель. У поэтессы Юлии Друниной есть небольшое стихотворение. Послушайте его.

Разве можно сказать,

Что такое весна?

Это знают одни журавли.

Разве можно сказать

Что такое волна?

О волнах знают лишь корабли.

Разве можно сказать,

Как поют соловьи,

Как поют соловьи на заре?

Разве можно в словах

Рассказать о любви?

Этих слов не найти ни в одном словаре.

Как вы думаете, почему эти два произведения легли в основу нашего урока? Какова тема этих произведений?

А что такое любовь? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

( Составление кластера)

Как вы считаете, первую любовь испытывает каждый человек?

Давайте вспомним сюжеты этих произведений.

2. Презентация повести «Первая любовь». Краткое содержание. Посвящение П. В. Анненкову.

(Павел Васильевич Анненков

- близкий друг И.С. Тургенева
- литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф
- учился в Горном институте Петербурга
- вольнослушатель историко-филологического факультета
- дружба с Гоголем и Белинским
- поездка в Европу
- «Письма из-за границы» и «Путевые записки»

Повесть посвящена близкому другу И.С. Тургенева Павлу Васильевичу Анненкову (1813–1887). Анненков литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф и издатель собрания сочинений А.С. Пушкина. Родился в семье богатого симбирского помещика, получил соответствующее дворянам того времени домашнее образование. Учился сначала в Горном институте Петербурга, из которого ушёл в 1832 г. и стал вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1833 г. был зачислен в канцелярию Министерства финансов в чине коллежского секретаря, но вскоре оставил службу. Дружба с Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, начавшаяся в эти годы, определила будущую литературную судьбу Анненкова. 1840-1843 гг. он провёл за границей, посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Данию, Англию. Свои впечатления живо и интересно отразил в «Письмах из-за границы» и «Путевых записках». Анненков вместе с Гоголем жил в Риме и переписал под его диктовку первый том “Мёртвых душ”, был свидетелем работы В.Г. Белинского над “Письмом к Гоголю”. В петербургский период (1843-1845 гг.) П.В. Анненков ещё больше сблизился с Белинским и его друзьями Герценом, Огарёвым, Грановским и др. Познакомившись с И.С. Тургеневым, Анненков стал до конца жизни писателя его другом и литературным советчиком. Выступая в мемуарном жанре, отразил всё богатство личных впечатлений, умело сочетая их с исследовательским элементом. Важное место в мемуарах П.В. Анненкова занимают воспоминания «Молодость И.С. Тургенева. 1840-1856» (1884). К тому же Павел Васильевич Анненков является первым публикатором писем Тургенева).

  1. Слово учителя об отзывах современников об этом произведении.

Повесть «Первая любовь» и современниками Ивана Сергеевича была воспринята неоднозначно.

В письме Луи Виардо к Тургеневу мы читаем резкую критику повести: “Мой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”.

Откровенно говоря, если бы я был редактором, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой…

Кого же среди своих обожателей выбирает эта новая Дама с камелиями? Человека женатого. Но почему бы по крайней мере не сделать его вдовцом? К чему эта печальная и бесполезная фигура его жены? И кто рассказывает всю эту скандальную историю? Его сын, о стыд! И ведь не в 16 лет он это делает, а в 40, когда у него самого уже серебрятся волосы; и он не находит ни единого слова порицания или сожаления по поводу жалкого положения своих родителей. Чему, после всего этого, служит талант, расходующий себя на подобный сюжет?” (Луи Виардо).

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 г. он пишет Тургеневу: “…я особенно хорошо понял эту вещь потому, что это точь-в-точь история, которая произошла с одним из моих очень близких друзей. Все старые романтики… должны быть вам признательны за этот маленький рассказ, который так много говорит им об их юности! Какая зажигательная девушка эта Зиночка. Одно из ваших качеств - это умение создавать женщин. Они идеальны и реальны в одно и то же время. Они обладают притягательной силой и окружены сиянием. Но всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Но для меня это вершина”.

  1. Беседа.

Актуальна ли повесть, ведь прошло более полутора века?

Сколько лет нашему герою? С кем из литературных героев мы можем его сравнить? (Гринёв, Николенька Иртеньев).

Что отличает Володю от этих героев? (чувство зреет). Каким словом характеризует Тургенев чувство Володи? (Полусознанным, стыдливым).

А как относится к отцу герой? (“Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”).

Как отец объясняет Володе смысл любви? (“ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен - и ты нарушен… и твое я умерщвлено”).

  1. История родителей И. С. Тургенева.

  2. Прототип Зинаиды Засекиной.

Прототип Зинаиды Засекиной - реальное лицо – княгиня Шаховская, поэтесса. Под её именем в 30-х годах напечатано несколько стихотворных отрывков. Кроме того, в 1833 году вышла отдельным изданием поэма "Сновидение", с подзаголовком: "Фантасмагория". Стихи Шаховской производят необычное впечатление. Особенно, если перед этим перечитаешь тургеневскую "Первую любовь". Её импровизации легки и свободны, даже - изящны. Поэтическим опытам Шаховской в сильной степени присущи исповедальные мотивы. Этим они для нас особенно ценны. С детской непосредственностью рассказывает княжна о том, какое смятение вызвала любовь у ее героини, как велика у нее решимость отстаивать свое чувство против целого мира.
Что голос осуждений света?
Глагол ничтожной суеты!
Я не хочу его привета
И презираю клеветы!
Я знаю, люди не поймут,
Не оценят моих желаний
И не постигнут упований!
С душой холодной не дадут
Они мечте моей ответа ...
Для них чужда душа Поэта,
Их сила чувства не живит,
Их жизнь души не проявит.


Дальнейшая судьба передана Тургеневым в повести в значительной мере в соответствии с реальностью. В сентябре 1835 года, то есть без малого через год после смерти С. Н. Тургенева, Шаховская вышла замуж . Замужество княжны - какой-то отчаянный жест, демонстрация. 22 июня 1836 года у Екатерины Львовны, как свидетельствуют документы, родился ребенок, мальчик, названный Александром . Через шесть дней после родин мать скончалась. В Петербурге, на Волковом кладбище, в начале прошлого века ещё сохранялось небогатое надгробие над могилой Е. Л. Владимировой, в девичестве княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:
Мой друг, как ужасно, как сладко любить!
Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.
Кто написал эти пронзительные слова? Кто посылал ей прощальный привет? Неизвестно.

  1. Презентация к рассказу «Ася». Краткое содержание.

  2. Чернышевский о рассказе «Ася».

Чернышевский о рассказе «Ася»

Но Чернышевский увидел в повести совсем другое. Для него господин N чуть ли не злодей, по крайней мере, безнадежно дурной человек. Самое удивительное, что критик считает эти качества не личными, а общественными. Он утверждает, что рассказчик — общественный портрет русской интеллигенции, а она изуродована отсутствием гражданских свобод. "...Сцена, сделанная нашим Ромео Асе... только симптом болезни, которая точно таким же пошлым образом портит все наши дела, и только нужно нам всмотреться, отчего попал в беду наш Ромео, мы увидим, чего нам всем, похожим на него, ожидать от себя и ожидать для себя во всех других делах... Без приобретения привычки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиною он не становится... Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них". Получается, что господин N отверг и обидел Асю, потому что не имел опыта в общественных делах?

. В 1858 году, когда была опубликована повесть Тургенева и появилась статья "Русский человек на rendez-vous", набирали силу революционные демократы. Они во всем искали практический смысл, пользу и были уверены, что писать о любви, о природе, о красоте — совершенно ненужное занятие. Чернышевскому было важно накануне великих общественных реформ убедить читателей, что надо быть активными гражданами, бороться за свои права и свое счастье. Это, конечно, достойная цель для публициста. Но Ася не имеет никакого отношения к борьбе за гражданские свободы. Ее героиня запоминается тем, что по-своему видит мир. "Вы в лунный столб въехали, вы его разбили, — закричала мне Ася". Такие образы не устаревают.


  1. Беседа.

Как проходят испытание любовью герои этого произведения?

Что объединяет героев?

Каким словом называет автор Асю? (девушка - хамелеон)

А что вы, ребята, для себя открыли в Асе? Какую «изюминку» вы в ней заметили?

Почему не состоялось счастье героев?

Почему Германия? (Ассоциация с Ленским).

(Ассоциация Ася – Н.Н., Онегин – Татьяна).

Обратили ли вы внимание на один очень интересный диалог в повести?

(см. гл. 9)


Прочитаем этот диалог по ролям (со слов «Скажите,- заговорила Ася после небольшого молчания…» - и до конца главы.)

Какие слова не могут не запомниться?

Что чувствует рассказчик?

Что он прежде всего полюбил в Асе?

Оказывается, легко спугнуть первые чувства, легко обидеть и не понять другого, а ведь «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье» (И.С.Тургенев).

  1. Романс «Утро туманное». Чем родственен этот романс изученным произведениям?

  2. Какая из предложенных вам цитат более всего подходит к уроку?

  3. . Рефлексия. Продолжите предложения: (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Июль.»).

Сегодня я узнала…

Я поняла…

Я почувствовала…

Я буду думать о …

Мне было …

Меня удивило…

Урок научил меня…

Мне хотелось бы …

Урок был …

  1. Заключение. Слово учителя.

Ровным пламенем любовь не горит:

То, вдруг вспыхивая, к небу взлетит,

То вдруг теплится едва, как свеча,

Но спокойной не бывает никогда.

Так бывает: попадёт она под дождь,

Но горит назло невзгодам всю ночь.

А порой подует слово не так –

И погаснет всё, что было, за так.

Мы немного погрустим с главным героем. А что вы поняли, прочитав повесть?

  1. Задание на дом: сочинение «Странности любви».






















Загадки и тайны первой любви.


Урок литературы в 9 классе по повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

Эпиграфы:

« О молодость!молодость! тебе нет ни до чего дела, ты как будто обладаешь всеми сокровищами вселенной, даже грусть тебя тешит, даже печаль тебе к лицу…» (И.ВС.Тургенев).

«Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать» (И.С.Тургенев).


I Вступление к уроку

Повесть Тургенева «Первая любовь» (1858) написана в родовом имении Спасское-Лутовиново. Писатель не скрывал её автобиографического характера: прототипом юного Володи послужил сам Тургенев, главной героини – поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче, прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Хорошо известно, что Сергей Николаевич Тургенев никогда не питал страстных чувств к своей своенравной супруге, холодность к ней распространял и на двух своих сыновей. Это было одним из самых мучительных детских воспоминаний Ивана Сергеевича, их отголоски чувствуются в повести. «Первая любовь» - любимое произведение писателя. «Это – единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено»,- признавался он.

II Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

В романе «Отцы и дети », который вы будете изучать в 10 классе, один из героев подарит любимой женщине кольцо с вырезанным на нем сфинксом и скажет, что сфинкс – это она сама. О чём это говорит? Любовь – это чувство, которое таит в себе множество загадок, порой очень мучительных для человека, тем более, если это первая любовь. Нравится ли вам такая точка зрения, или вы считаете, что в любви нечего утаивать? Сумели вы разгадать все загадки тургеневских героев? Какими они показались вам в своём чувстве? А сам Тургенев как относится к загадочному чувству любви? Попробуем в этом разобраться.


Фабула (лат. Повествование, история) – событийная основа художественного произведения.

Учитель. Какую историю вы ожидали узнать, начиная читать повесть «Первая любовь»? Сбылись ли ваши ожидания?

Учитель Перескажите фабулу повести?

Учитель Что сближает повести «Ася» и «Первая любовь»?

Учитель 1 Характер княжны Зинаиды

Начнём с её  портрета (гл.2)

- Выберите ключевые слова портрета героини. На чём Тургенев делает акцент?

Пожалуй, не на красоте её черт, а на их  подвижности, живости, изменчивости, на «милых», «очаровательных» движениях. Поэтому в описании портрета много глаголов: «задрожало», «засмеялось», «сверкнули», «поднялись». Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.

Учитель - В чём особенность портрета у  Тургенева?

За ним виден характер.

Учитель -Расскажите, чем он необычен?

Он такой же, как её портрет: Зинаида всегда разная, она не бывает одинаковой, в ней всё постоянно меняется. На обеде у матери Володи (гл.6) холодная и чопорная, в ней трудно узнать вчерашнюю ветреницу, в шутливых играх со своими поклонниками (гл.7) Зинаида кажется совершенно легкомысленной, но вдруг в гл.9 мы видим её страдающей, глубоко печальной, с горечью думающей о своей непростой судьбе. Абсолютная свобода самопроявлений, конечно, восхищает, но это только подтверждает, что характер девушки  весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.

Учитель -Главная загадка героини?

Конечно, в том, кого она любит. Именно эта загадка мучит бедного влюблённого Володю. У княжны много обожателей, может ли она увлечься кем-то из них? Нет, это невозможно. Почему?

Учитель -Сопоставьте жизнь Зинаиды в доме матери, её окружение с мечтами девушки.«Итак, королева слушает эти речи, слушает музыку, но не глядит ни на кого из гостей. Шесть окон раскрыты сверху донизу, от потолка до полу; а за ними тёмное небо с большими звёздами да тёмный сад с большими деревьями. Королева глядит в сад…» (гл.16) О чём  вам говорит это сопоставление?

Оно раскрывает нам  Зинаиду.

Её возвышенные  романтические фантазии далеки от того, что окружает княжну в реальности. Это унизительная бедность (мать Зинаиды разорена), грубость матери, её откровенные заискивания перед богатыми благодетелями. Мечтательность, утончённость, аристократизм девушки резким диссонансом выбиваются из её весьма приземлённого окружения. Володя слишком юн, гусар Беловзоров добр, но глуп, граф Малевский – откровенно фальшив и  подл, талантливость поэта Майданова сомнительна, Нирманский – шут, доктор Лушин умён, но сам не верит, что в его «прокалённой» душе осталась любовь к женщине. Это разные люди, но объединяет их одно: заурядность. Как раз этого бежит уставшая от пошлости и грубости княжна. В этих людях всё высказано, всё очевидно, они не подходят на роль романтических героев.

Учитель - Кто же герой княжны Зинаиды? Встречи с кем ждёт королева из её фантазий? Кто тот таинственный незнакомец в плаще, которого выслеживает Володя в ночном саду?

«Показался человек… боже мой! это был мой отец!» Загадка разрешена, но ценой какого разочарования! Каких душевных  мук!

Ш Перейдём к анализу повести

Учитель - Почему Тургенев прячется за фигуру рассказчика? Для чего понадобился писателю Владимир Петрович,  этот немолодой человек с проседью в волосах?

Конечно, учащиеся не первый раз сталкиваются с приёмом «рассказ в рассказе». Он усиливает эффект правдоподобия, придаёт большую достоверность повествованию. Но здесь ещё  важна временная дистанция, только она поможет осознать, что же такое было с героем и его чувствами. В самом деле: разве можно судить объективно и без искажений, когда ты юн и влюблён, когда слеп, а так хочется быть зрячим? Это невозможно в 16 лет! Тургенев мудро улыбается и  вводит  в повествование человека, размышлениям которого можно доверять, - Владимира Петровича. Володю взрослого, который теперь уже в состоянии разгадать все загадки  своей юношеской любви.

Учитель Характер Петра Васильевича

-А такого человека может полюбить княжна?

Без сомнения. Этот человек отвечает всем девичьим мечтам Зинаиды: он не молод, но утончён, красив, статен, умён и, самое главное, он не такой, как все. Пётр Васильевич – сплошная загадка. Даже наивный Володя понимает, что Зинаида влюблена. Но как можно понять, что отец Володи тоже любит, что и он, зрелый сорокалетний человек, тоже переживает свою первую любовь, ведь И.С. Тургенев нигде не анализирует душевного состояния своих героев, ничего о нем не говорит.

Учитель - Подумаем, где же Володин отец выдаёт себя?  Поищем «улики» в тексте.

Конец 5гл., когда Пётр Васильевич «быстрой и лёгкой » походкой проходит по дорожке сада мимо Зинаиды: «Отец мой всегда одевался очень изящно, своеобразно и просто; но никогда его фигура не показалась мне более стройной, никогда его серая шляпа не сидела красивее на его едва поредевших кудрях». В 14 гл. Володя становится свидетелем их прогулки верхом: «Отец говорил ей что – то, перегнувшись к ней  всем станом и опершись рукой на шею лошади…», княжна слушает его, сжав губы. При появлении Беловзорова «отец  подобрал поводья,…она медленно подняла на него глаза – и оба поскакали…»

О глубоких чувствах Петра Васильевича сначала можно догадываться только по этим косвенным свидетельствам, но они красноречивее слов любви. Отчего он помолодел, отчего так легка его походка, отчего его тянет разговаривать с девушкой, низко нагнувшись к ней? Отчего так медленно поднимаются глаза княжны? Ответ один: они любят и скрывают свою преступную любовь, но внутреннее состояние героев, их душевные переживания выдаёт внешний жест, движение, которые многое делают понятным. В этом особенность психологизма Тургенева. (Психологизм - изображение внутренней, скрытой жизни человеческой души).

Попросим ребят привести ещё один пример такого «скрытого» психологизма.

Конечно, вспоминается сцена подсмотренного свидания героев в домике у реки, в которой всегда спокойный и ироничный Пётр Васильевич теряет самообладание и бьёт Зинаиду хлыстом по руке (гл.21).

Учитель - Как он может так поступить с той, которую любит?

Удар хлыстом – это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке – нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.

Учитель - А нужны ли такие загадки и сложности в выражении любовных чувств? Нужна ли тайна в любви (всё равно какой: запретной или разрешённой)?

Над этим стоит подумать и поговорить с ребятами, тем более что тема урока выводит на такой разговор. Не слишком ли нас приучили к откровенной прямоте в выражении доверительных чувств? Всё выплеснуто, вывернуто, всё выставлено на всеобщее обозрение - никаких тайн! И только бедная, забытая всеми русская классика ненавязчиво учит: истинное глубокое чувство стыдливо, оно не выставляется напоказ. И если бесстыдство (само слово такое непопулярное!) никого уже не смущает, то почему не озаботиться мыслью хотя бы  о том, как безгранично  упрощает и обедняет мужчин и женщин жизнь без тайны в выражении самого сокровенного. Нужно обратить внимание учащихся  на то, как деликатен Тургенев в изображении откровенных сцен, ведь в повести представлена не только любовь духовная (Володя), но и любовь плотская, физическая (Пётр Васильевич). Глазами Володи мы видим, как тихо опустилась белая штора в окошке спальни Зинаиды, когда туда входит под покровом сумерек её возлюбленный, и всё…Остальное - тайна только этих двух людей.

Учитель 3 Испытание любовью для героев повести.

 Жизнь не роман, всё в ней грубее и проще. Рядом с возвышенными чувствами - мелкие страстишки, рядом с героями – мерзавцы. Их стараниями тайна перестала быть тайной.  Происходит унизительная для Петра Васильевича ссора с женой,  мучительное расставание с Зинаидой, для которой их любовь имела трагичные последствия. Испытание любовью герой однозначно не выдерживает.

Учитель - Почему?

Ради любимой Пётр Васильевич готов на унижение: он плачет, умоляет жену отпустить его. Это уже много для такого гордого человека, но условности той среды, к которой принадлежит он от рождения, (а может и боязнь остаться без средств) оказываются сильнее чувств. Верность долгу оборачивается предательством той, кого он любил. Любовь преобразила отца Володи, но показала всю его слабость.

Для Володи первая любовь обернулась жестокой драмой: «Все цветы мои были вырваны разом и лежали истоптанные». Он сразу повзрослел и очень переменился. Но она же стала и величайшей ценностью его жизни, даром судьбы, который покупается в страданиях, хотя понять это он может лишь став взрослым.

Учитель - Мог ли быть иной исход?

Конечно, нет. Эта любовь беззаконна. Каждый из героев по-своему расплатился за минуты счастья в ней: от удара умер Пётр Васильевич, в обстановке кажущегося благополучия внезапно умирает княжна, лишается всех юношеских иллюзий Володя.

Любовь, по мысли писателя, не только бесценный дар судьбы, но и тяжелейшее испытание, не каждому даётся выдержать его и реализовать в ней своё счастье.

Учитель Почему Владимир Петрович на вопрос друзей «ответил с небольшой заминкой?

Учитель Что отличает сюжет первой любви?

Учитель Мы создали с вами словесный портрет Аси. Какими определениями вы наделили Зинаиду?

Учитель Создавая портрет Аси, что Тургенев заставляет увидеть нас в ней?

А что для него важно в первую очередь в Зинаиде?

Учитель Понравилась ли вам атмосфера, царившая в доме княгини?

Учитель Как проводили время молодые люди?

Учитель Расскажите о тех, кто окружал Зинаиду?

Учитель Как девушка отнеслась к появлению среди ее поклонников 16-летнего мальчика?

Учитель А что чувствует Володя?

Учитель Что изменило Зинаиду?

Учитель Сделала ли любовь Зинаиду счастливой?

Учитель А вот Тургенев Был убежден в обратном. Он написал стихотворение в прозе под названием «Житейское правило», и в нем есть такие строки: «Хочешь быть счастливым? Выучись страдать». Давайте попробуем понять их.

Учитель Какие страдания принесла любовь Вольдемару? Зинаиде? И все-таки любовь чему-то очень важному научила Владимира Петровича. Вы это смогли понять?

Учитель Мы многое еще не успели сказать, может быть, что-то не поняли, но книга тем и хороша, что всегда оставляет место для наших размышлений.


Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

1.Роль пейзажа в повести «Ася».

2. Любимый эпизод (по ппвестям «Ася» и «Первая любовь»).

3.Брат и сестра (по повести «Ася»).

4.Две героини.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Ольга Николаевна Овчарова

Дата: 01.06.2023

Номер свидетельства: 632921


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства