Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока | Учащиеся будут: Ч1 -понимать общее содержание произведения; Ч 4- формулировать вопросы, позволяющие выдвигать идеи, предположения, интерпретации; синтезировать все полученные знания; |
І. Стадия Вызова. 1.Стратегия «Мозговой штурм». Работа со словарем. | Психологический настрой на урок. Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед! Делит учеников на 4 группы Общее задание (на партах Толковый словарь) Лексика – слово джут однозначное или многозначное? Слайдовая презентация (Дополнительная информация) Наиболее частый зимний джут происходит от образования на поверхности пастбищ ледяной коры, которую сельскохозяйственные животные, особенно овцы, не в состоянии разбивать ногами и потому гибнут от бескормицы. Реже джут бывает вследствие обильного снегопада и слишком толстого снежного покрова. Наконец летний джут вызывается необычайно быстрым и сильным выгоранием пастбищ. Жұт - от глагола повелительной формы «жұту» - глотать, пожрать. Джут –пожиратель. Долгое время в исторической науке считалось, что основной причиной упадка кочевого скотоводства были джуты. Однако джут редко охватывал абсолютно все области, и тогда казахи одной области при начавшемся джуте могли перейти со своими стадами в более благоприятные местности. В конце XIX - начале XX в. кочевые казахи уже не имели права свободно передвигаться по традиционным маршрутам кочевания, поскольку реформой 1867-1868 гг. земли Казахстана были объявлены государственной собственностью. В казахском языке существует много пословиц, связанных с этими трагическими обстоятельствами в истории народа: «Бай – до первого джута, батыр – до первой пули» «У джута семь родственников – жұт жеты агайынды» данная пословица означает, что у «джута семь братьев: снег, мороз, сильный буран (пурга), отсутствие загонов, безводье, голод, а также лень» Другое толкование этой народной пословицы «Беда не приходит одна», имелось в виду, что после тяжелых джутов наступали повсеместные эпидемии людей, повальные болезни животных, голод, нужда и т.д. Историк Зардыхан Киянатулы в работе «Жылаган жылдар шежiресi». | Делятся на 4 группы посредством деления от 1 до 5 Работают со словарем. записывают в тетради. джут 1 – англ. [jute] – однолетнее растение из сем. липовых; растет гл. обр. в Индии; волокна его идут на приготовление парусины, шпагата, мешочного холста, мебельных тканей, ковров и т. п.; грубая джутовая ткань, присыпанная мелким песком, используется как кровельный материал. 2 – массовый падеж скота от бескормицы вследствие гололедицы, толстого снежного покрова или поздней холодной весны; от джута жестоко страдали в дореволюционное время гл. обр. Казахстан, Киргизия, Калмыцкая область, Узбекистан и Туркменистан. |
II стадия. Осмысление 2.Определение темы урока. Презентация. Знакомство с автором произведения | Сегодня на уроке мы поговорим о произведении Г.Д. Гребенщикова «Ханство Батырбека». Краткий рассказ учителя о Г.Д. Гребенщикове (с показом его портрета) Гребенщиков – один из выдающихся мастеров слова, благодаря которому весь мир узнал о жизни казахов. «Ханство Батырбека» - произведение одновременно и реалистическое, и поэтическое. Автор с большой любовью и знанием дела описывает образы милых его сердцу героев, обряды казахов, буквально воспевает степь. В этой повести показана безрадостная картина жизни степного аула. | На дом было опережающее задание чтение повести. Чтение учащимися биографической справки. Отвечают на вопросы . |
Групповая работа. Пересказ содержания повести, выделив основные события и образы. | Распределяет задания по группам. | 1 группа - С какой целью ездил Батырбек в город? 2 группа – Что такое джут? Как описан джут в повести. 3 группа – Что больше всего запомнилось в этом описании джута? 4 группа- Как меняется жизнь героев после джута? |
Стратегия «Тонкие и толстые вопросы» Работа с одаренными детьми | Предлагает эту стратегию провести в виде игры в снежки. Найти изобрательно-художественные средства в повести. Гребенщиков использует различные художественные приемы — эпитеты (тусклая даль степей…, околдовал молчаливую степь…), метафоры (…смертельно застонала степь…; спит простор степной…; темнеет степь…), символы (Степь да Небо…),сравнения (степь была похожа на огромный ломоть хлеба, густо посыпанный солью…).свидетельствует, что автор проникнут страстным суждением антигуманных стремлений, призывом к высоким идеалам добра и справедливости. | Учащиеся пишут свои вопросы на листочках, потом скомкав, в виде снежка, кидают учащемуся, которому желают задать вопрос. Тот в свою очередь должен ответить. |
Самооценива ние | Лист самооценивания в группе Фамилия, имя учащегося __________________________________ Я работал(а) устно да нет Я сделал(а) всю работу да нет Я играл(а) активную роль, выполняя все работы на уроке 5 4 3 2 1 Работая в группе, я был(а) лидером слушателем генератором идей За работу в группе на уроке я себе ставлю 5 4 3 2 1 | Учащиеся заполняют лист самооценивания. |