kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока : «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Диалогическая ситуация « Самопрезентация» :

Учитель сообщает о своём отношении к уроку как таковому, к предлагаемой теме. Предлагает подумать о предстоящем уроке, приглашает учеников к организации урока и представляет свободу выбора:

- Сотворение урока- это только дело учителя? Посмотрите перед каким выбором мы сейчас стоим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока : «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.»

Разработка урока.( 9 класс)

Тема урока: «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.

Тип урока: урок-диалог

Цель урока: актуализация диалогической позиции учащихся при изучении художественно-смысловых особенностей лирических произведений М. Ю. Лермонтова; развитие опыта работы с поэтическим текстом как текстом культуры и материалом личностного самостроительства.

Учебная задача: выявить особенности философской лирики поэта;

Личностная задача: посмотреть на себя со стороны как на участника диалога и соотнести мировосприятие поэта с проблематикой собственного бытия.

Оборудование и материал к уроку: портрет М. Ю. Лермонтова, свечи, сборники стихов, раздаточный материал (рефлексивная карта), презентация.

Ход урока:

1.Диалогическая ситуация « Самопрезентация» :

Учитель сообщает о своём отношении к уроку как таковому, к предлагаемой теме. Предлагает подумать о предстоящем уроке, приглашает учеников к организации урока и представляет свободу выбора:

- Сотворение урока- это только дело учителя? Посмотрите перед каким выбором мы сейчас стоим.

Слайд .

  • Сотворить доброе, прекрасное;

  • Сотворить единение;

  • Создать разобщение, противостояние, конфликт;

  • Создать ложь, взаимодействие «масок»;

  • Разрушить кем-то создаваемое «прекрасное»;

  • Ничего не создать;

  1. Работа учащихся с методикой самооценки позиции на уроке.

Раздаются бланки проективной методики: «Я – автор своего образования и соавтор урока».

Учащимся предлагается закончить предложения:

  • Этот урок является для меня…

  • Мне хотелось бы на уроке…

  • Я чувствую (ощущаю)…

Учитель предлагает ученикам задать (вписать) вопросы, важные для них и связанные с контекстом урока. Учащиеся ,согласно предложенному образцу , формулируют образовательные запросы к ситуации урока.

3.Диалогическая ситуация «Рефлексивная пауза»:

Обмен сообщениями об ожиданиях относительно урока и своими представлениями о теме.

4.Проблемная ситуация взаимодействия с художественным текстом:

Педагог предлагает прочитать и обсудить стихотворение Лермонтова « Небо и звёзды». Процесс взаимодействия здесь- это процесс перевода данного произведения в собственный текст, индивидуальный для каждого ученика. Ученики делятся своими интерпретациями стихотворения, своим отношением к нему.

Небо и звезды

1831

Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды,
Ясны, как счастье ребёнка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звёзды, вы ясны, как счастье моё!

Чем ты несчастлив?-
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо-
Звёзды и небо!- а я человек!...

Люди друг к другу
Зависть питают,
Я же, напротив,
Только завидую звёздам прекрасным,
Только их место занять бы желал

Для упорядочения работы учитель задаёт вопросы:

  • О чём это стихотворение? О небе и звёздах?

  • Кстати, когда вы в последний раз смотрели на небо и о чём думали? Ответить можно молча – самому себе.

  • Какую проблему ставит, по-вашему поэт?

  • В чём конфликт? Что это-«завидую звёздам»?

  • Каким вы себе представляете лирического героя?

  • Вам знакомо его настроение? Чем оно вызвано?

Учитель обращается к жизненному опыту учащихся, затрагивая тему одиночества людей, их несчастий, неразгаданной ими тайны мироздания.

Предлагает в связи с этим прочитать ещё одно стихотворение поэта.

Ангел

1831

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Для упорядочения работы учитель задаёт вопросы:

  • О каком ангеле идёт речь в стихотворении?

  • «Он душу младую в объятиях нёс…» Чью душу?

  • Какое настроение вызывает стихотворение? Грусть? Но почему? Рождение ребёнка - это великая радость! Представляю, каким счастливым было для ваших родителей ваше появление на свет.

  • Но… «…звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли». Что , по-вашему, имел в виду Лермонтов? В чём смысл противопоставления неба и земли? И почему земля « скучная»? Для вас тоже?

  • А что вы знаете о детстве поэта- не могло ли оно повлиять на выбор лейтмотива поэтических произведений?

Учитель должен показать детям, что ему интересны их точки зрения, их ценности, их участие в решении учебной задачи.









Обращаемся к следующему стихотворению:

Нищий

1830

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Вопрос:

  • Какая проблема звучит в «Нищем» и можете ли вы её считать «своей»? Я не требую признания на уроке, где, когда и кем были обмануты ваши чувства, просто прошу сейчас мысленно представить картину, ситуацию, когда вы оказывались в таком же душевном состоянии, как и лирический герой Лермонтова.

После разбора тем и проблем трёх предложенных ученикам стихотворений учитель просит учеников выписать из них слова и выражения , которые создают определённый мотив( «для мира и слёз», «томилась она» и т. п. ) и отражают конфликт, противостояние разных миров, разных позиций (счастье-несчастье, небо-земля, хлеб-камень, святая песня неба-скучные песни земли, человек-ангел).

5. Рефлексия урока. (заполнение рефлексивной карты (см. приложение)

6. Домашнее задание:

В лирике поэта зримо встаёт тема одиночества человека на земле, одиночества среди людей. Предлагаю дома поразмышлять над стихотворением «Выхожу один я на дорогу».

  • Если бы вы создавали фильм по мотивам того стихотворения, то какой бы видеоряд выстроили бы?

  • Что главным было бы в этом фильме?

  • В какой части фильма могли бы звучать строки из стихотворения «Благодарность».

1840

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.





6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока : «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.

Автор: Ковалева Татьяна Ивановна

Дата: 06.06.2018

Номер свидетельства: 472465


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства