Разработка урока : «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.
Разработка урока : «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.
1.Диалогическая ситуация « Самопрезентация» :
Учитель сообщает о своём отношении к уроку как таковому, к предлагаемой теме. Предлагает подумать о предстоящем уроке, приглашает учеников к организации урока и представляет свободу выбора:
- Сотворение урока- это только дело учителя? Посмотрите перед каким выбором мы сейчас стоим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока : «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.»
Разработка урока.( 9 класс)
Тема урока:«Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.
Тип урока: урок-диалог
Цель урока: актуализация диалогической позиции учащихся при изучении художественно-смысловых особенностей лирических произведений М. Ю. Лермонтова; развитие опыта работы с поэтическим текстом как текстом культуры и материалом личностного самостроительства.
Учебная задача: выявить особенности философской лирики поэта;
Личностная задача: посмотреть на себя со стороны как на участника диалога и соотнести мировосприятие поэта с проблематикой собственного бытия.
Оборудование и материал к уроку: портрет М. Ю. Лермонтова, свечи, сборники стихов, раздаточный материал (рефлексивная карта), презентация.
Ход урока:
1.Диалогическая ситуация « Самопрезентация» :
Учитель сообщает о своём отношении к уроку как таковому, к предлагаемой теме. Предлагает подумать о предстоящем уроке, приглашает учеников к организации урока и представляет свободу выбора:
- Сотворение урока- это только дело учителя? Посмотрите перед каким выбором мы сейчас стоим.
Слайд .
Сотворить доброе, прекрасное;
Сотворить единение;
Создать разобщение, противостояние, конфликт;
Создать ложь, взаимодействие «масок»;
Разрушить кем-то создаваемое «прекрасное»;
Ничего не создать;
Работа учащихся с методикой самооценки позиции на уроке.
Раздаются бланки проективной методики: «Я – автор своего образования и соавтор урока».
Учащимся предлагается закончить предложения:
Этот урок является для меня…
Мне хотелось бы на уроке…
Я чувствую (ощущаю)…
Учитель предлагает ученикам задать (вписать) вопросы, важные для них и связанные с контекстом урока. Учащиеся ,согласно предложенному образцу , формулируют образовательные запросы к ситуации урока.
3.Диалогическая ситуация «Рефлексивная пауза»:
Обмен сообщениями об ожиданиях относительно урока и своими представлениями о теме.
4.Проблемная ситуация взаимодействия с художественным текстом:
Педагог предлагает прочитать и обсудить стихотворение Лермонтова « Небо и звёзды». Процесс взаимодействия здесь- это процесс перевода данного произведения в собственный текст, индивидуальный для каждого ученика. Ученики делятся своими интерпретациями стихотворения, своим отношением к нему.
Небо и звезды
1831
Чисто вечернее небо, Ясны далёкие звёзды, Ясны, как счастье ребёнка; О! для чего мне нельзя и подумать: Звёзды, вы ясны, как счастье моё!
Чем ты несчастлив?- Скажут мне люди. Тем я несчастлив, Добрые люди, что звёзды и небо- Звёзды и небо!- а я человек!...
Люди друг к другу Зависть питают, Я же, напротив, Только завидую звёздам прекрасным, Только их место занять бы желал
Для упорядочения работы учитель задаёт вопросы:
О чём это стихотворение? О небе и звёздах?
Кстати, когда вы в последний раз смотрели на небо и о чём думали? Ответить можно молча – самому себе.
Какую проблему ставит, по-вашему поэт?
В чём конфликт? Что это-«завидую звёздам»?
Каким вы себе представляете лирического героя?
Вам знакомо его настроение? Чем оно вызвано?
Учитель обращается к жизненному опыту учащихся, затрагивая тему одиночества людей, их несчастий, неразгаданной ими тайны мироздания.
Предлагает в связи с этим прочитать ещё одно стихотворение поэта.
Ангел
1831
По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
Для упорядочения работы учитель задаёт вопросы:
О каком ангеле идёт речь в стихотворении?
«Он душу младую в объятиях нёс…» Чью душу?
Какое настроение вызывает стихотворение? Грусть? Но почему? Рождение ребёнка - это великая радость! Представляю, каким счастливым было для ваших родителей ваше появление на свет.
Но… «…звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли». Что , по-вашему, имел в виду Лермонтов? В чём смысл противопоставления неба и земли? И почему земля « скучная»? Для вас тоже?
А что вы знаете о детстве поэта- не могло ли оно повлиять на выбор лейтмотива поэтических произведений?
Учитель должен показать детям, что ему интересны их точки зрения, их ценности, их участие в решении учебной задачи.
Обращаемся к следующему стихотворению:
Нищий
1830
У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!
Вопрос:
Какая проблема звучит в «Нищем» и можете ли вы её считать «своей»? Я не требую признания на уроке, где, когда и кем были обмануты ваши чувства, просто прошу сейчас мысленно представить картину, ситуацию, когда вы оказывались в таком же душевном состоянии, как и лирический герой Лермонтова.
После разбора тем и проблем трёх предложенных ученикам стихотворений учитель просит учеников выписать из них слова и выражения , которые создают определённый мотив( «для мира и слёз», «томилась она» и т. п. ) и отражают конфликт, противостояние разных миров, разных позиций (счастье-несчастье, небо-земля, хлеб-камень, святая песня неба-скучные песни земли, человек-ангел).
5. Рефлексия урока. (заполнение рефлексивной карты (см. приложение)
6. Домашнее задание:
В лирике поэта зримо встаёт тема одиночества человека на земле, одиночества среди людей. Предлагаю дома поразмышлять над стихотворением «Выхожу один я на дорогу».
Если бы вы создавали фильм по мотивам того стихотворения, то какой бы видеоряд выстроили бы?
Что главным было бы в этом фильме?
В какой части фильма могли бы звучать строки из стихотворения «Благодарность».
1840
За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был... Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.