Разработка открытого урока по литературе для 5 класса "Рыцарь Вася" Ю.Яковлева
Разработка открытого урока по литературе для 5 класса "Рыцарь Вася" Ю.Яковлева
Этот конспект содержит проверку домашнего задания - биография писателя и основной матириал данного урока - это размышление по поводу рыцарьских поступков
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературе для 5 класса "Рыцарь Вася" Ю.Яковлева»
Конспект урока по чтению в 5 классе по теме «Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася»
Тип урока: комбинированный, размышление
Цель урока: учить выразительному чтению через знакомство с
произведением Ю.Я.Яковлева «Рыцарь Вася».
Задачи: - образовательные: познакомить учащихся с произведением Ю.Я.Яковлева
« Рыцарь Вася», учить выразительному чтению через знакомство с
творчеством Ю.Я.Яковлева;
- коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи,
коррекция внимания через выполнение дидактической игры, коррекция и развитие мыслительной
деятельности;
- воспитательные: воспитывать нравственные качества (любовь к людям, доброжелательность,
ответственность).
Оборудование:
Портрет писателя, рассказ «Рыцарь Вася, иллюстрации к произведению, слайды, рисунки.
Ход урока:
1. Организационно - подготовительный этап
- Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, посмотрим, все ли готовы к
уроку?
2 Проверка домашнего задания.
Посмотрите на портрет этого писателя . Как фамилия этого писателя ?
Родился Юрий Яковлев 26 июня 1922года в Ленинграде в семье служащего. В 1940 году окончил школу, был призван в армию. Он был участником Вов: наводчик зенитной батареи, сотрудник
фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт имени
Горького. Печататься стал в 1947 году: создавал как стихи, так и рассказы, повести. задумывался о детях, о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о духовном
здоровье.
2. Основной этап
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Сегодня у нас урок - размышление. А о чем мы сегодня будем размышлять, вы узнаете из стихотворения…
Когда-то в средние века Повсюду жили рыцари. И жизнь была их нелегка В железной амуниции. Гордились рыцари собой, Мечами и доспехами. Играли рыцари с судьбой И на турниры ехали. Но вот полтыщи лет назад Не стало их на свете. Но так лишь только говорят – Я не согласна с этим.
- Ребята, мне на урок нужна иллюстрация, кто-то ее разрезал, помогите мне ее правильно собрать. (Дети собирают ее и прикрепляют на доску).
- Ребята, что изображено на картине? (Рыцарь).
Кто же такой рыцарь?
- Словарная работа
Рыцарь - бесстрашный, самоотверженный человек. Рыцарь строго следовал кодексу чести защищал своё Отечество, проявлял бесстрашие в ср
ажениях, оберегал слабых: женщин, вдов, сирот. Не совершал плохих поступков.
Сегодня мы продолжим изучение рассказа Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»
- Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася».
- Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.
- произведение написано в 1967 году
-Рассказ Ю.Яковлева называется « Рыцарь Вася». Вас ничего не удивило в
названии рассказа?
Ничего не показалось необычным, странным? ( Имя
рыцаря Вася)
-А какие имена носили
рыцари? ( Ричард, Айвенго, Роланд, Ланселот, Дон Кихот)
Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре.
1.смелый, отважный воин, прошедший специальную подготовку, всегда собранный и подтянутый 2.железные доспехи, шлем, копьё, меч, щит 3.умеет скакать верхом, стрелять из лука,
4.умеет метать копьё, владеть мечом
5.держит данное слово
6.вежливый и воспитанный 7.готов выручить друга из беды 8.заступиться за слабого и обиженного 9.благородно и уважительно относиться к женщине.
В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.
Кто же такой рыцарь? Зачитаю вам справку из словаря.
Рыцарь – это слово немецкое, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)
Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни?
(В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце).
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с рассказом, главным
героем, которого будет рыцарь по имени Вася, а написал этот рассказ снова писатель Юрий Яковлевич Яковлев. - Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася».
- Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.
И начнем мы с эпиграфа
«А в его груди билось благородное сердце рыцаря»
- Как вы поняли эти слова?
- Ещё лучше понять эти слова, так, чтобы они вошли в сердце каждого из вас, поможет нам произведение Юрия Яковлева, которое мы будем с вами изучать.
-Я попрошу выйти к доске желающих и пересказать главы из рассказа
«Рыцарь Вася»(дети пересказывают 4 главы)
- Ребята! Вам в тексте встретились непонятные слова.
Тюфяк-мешок, набитый соломой, сеном
Смельчаки-смелые люди
Полынья-растаявшее место на реке
Озноб-дрожь, ощущение холода
Паркет-пол из дощечек
Зевота-желание зевать
- Почему ребята прозвали мальчика тюфяком? (за его медлительность, неповоротливость)
- О чём он мечтал? (он мечтал о подвигах)
- Какое сердце билось в груди у Васи (Благородного рыцаря )
- Каким рыцарь Вася представлял себя в мечтах? (Стройным, отважным
рыцарем на коне и в доспехах).
- А каким он был на самом деле? (Толстым и неповоротливым ребенком).
- Что произошло на реке? Как повел себя Вася .(как настоящий рыцарь)
- Сравните действия тюфяка и Димки Ковалёва во время спасения первоклассника.(Димка кричал, махал руками; тюфяк пошёл по льду и схватил тонущего первоклассника за руку)
На экране слова из другой части рассказа, давайте прочитаем незнакомые слова
Протиснулся-протолкнулся, пробрался с усилием
Восторгается-приходить в восторг, радоваться
Спаситель-тот, кто спас от чего - то
Стиснутый-сжатый
Поплёлся-медленно пошёл
- Согласны ли вы с таким концом?
( Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)
- Как Димку назвали в письме? (спаситель).
- Что сказал директор школы про Димку Ковалёва?
(что он восторгается его смелым поступком).
- Что в это время делал Вася? (стоял и слушал, как хвалят Димку).
- Хотел ли он привлечь к себе внимание? (нет).
– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?
– «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор помогает детям взрослеть , готовит их к самостоятельной жизни».
«Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись от своих недостатков, воспитывали в себе только положительные качества. Нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог.
- Что нужно делать, чтобы стать рыцарем?
(Не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, готовность прийти на помощь людям).
Посвящение в рыцари( я попрошу наших мальчиков выйти к доске)
– Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал:
- Мальчики, постройтесь!
Клянёмся рыцарями быть! Всегда спасибо говорить, Добрый день и до свидания, Нет в мире выше рыцарского звания! Клянёмся рыцарями быть! И лень, и грубость позабыть, Учиться этикету – Науку помнить эту. Клянёмся рыцарями быть! В борьбе со злом добро добыть. Клянёмся рыцарями быть!
К посвящению в рыцари приготовьтесь!
(Мальчики становятся на одно колено, склоняют голову.)
С какими намерениями вступаете вы в общество рыцарей?
Мальчики:
Быть честным! Быть сильным! Быть щедрым! Быть добрым! Быть мудрым!
Домашнее задание.
Изобразите главного героя Васю
Наш сегодняшний урок закончился.
- Я желаю вам, чтобы вас всегда окружали добрые и надёжные люди. Спасибо!