kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка конспекта урока "Размышления о неразделимости судьбы человека и народа в лирике А.Твардовского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал позволит проанализировать стихотворения поэта, раскрывающие размышления Твардовского о неразделимости человека и народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока "Размышления о неразделимости судьбы человека и народа в лирике А.Твардовского»

Урок. Размышления о неразделимости судьбы человека и народа в лирике А.Т.Твардовского.

Цель: рассмотреть творчество А.Твардовского:

  1. проанализировать стихотворения поэта, раскрывающие размышления Твардовского о неразделимости человека и народа;

  2. развивать навык выразительного чтения и анализа стихотворения;

  3. воспитывать интерес к творчеству поэта.

Ход урока.

I.Орг.момент.

II. Слово о поэте Александре Трифоновиче Твардовском.(1910-1971)

Родился 21 июня 1910 года в Смоленщине. Отец, Трифон Гордеевич, мастер кузнечного дела, он умер в 1949 г., был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Зимние вечера проходили за чтением книг вслух. Так отец познакомил сына с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, стихотворениями Лермонтова, Некрасова и др.

Мать, Мария Митрофановна, была очень чувствительна, до слез ее трогал звук пастушьей трубы.

В газете «Смоленская деревня» появилось в 1925 году первое стихотворение «Новая изба». Помогал Михаил Исаковский, земляк, друг Твардовского, публикациями его стихотворений, находил художника для стихотворений Твардовского.


III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

1) «Вся суть в одном-единственном завете». 1958 г.

Вся суть в одном – единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете-
Живых и мертвых, - знаю только я.

Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому -
Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

- Какую же все-таки тайну хранит автор?

( Стоит заметить, что скрываться суть завета будет только до определенного времени (То, что скажу, до времени тая…), но когда оно наступит? И насколько важно эта суть, если знать ее может лишь смертный человек (Сказать то слово никому другому… // А я лишь смертный. За свое в ответе…)? Я считаю, что автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России. У меня сложилось впечатление, что лирический герой (в данном произведении он совпадает с автором) еще сам для себя всего не решил окончательно, и потому всю суть мы узнаем потом, когда он будет готов нам ее рассказать (Сказать хочу. И так, как я хочу). Жизненный опыт дает право Твардовскому на добрые наставления, к которым нас только подготавливают, и которые прозвучат в стихах, написанных в последние годы жизни: "Что нужно, чтобы жить с умом!", "Допустим, ты свое оттопал…", "К обидам горьким собственной персоны…".)

- Как прием антитеза проявляется в стихотворении?

(Антитеза дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы как явления, противоположные по своим качествам, свойствам, сделав их смысловым "фокусом" фразы. Так в рассматриваемом стихотворении автор использует совершенно противоположные понятия: бог и смертный, живые и мертвые. В данном произведении, как мне кажется, антитеза применяется для усиления ощущения значимости и важности "единственного завета".)


- Как вы понимаете строки: «Живых и мертвых, - знаю только я»?

(Обращаясь к символике стихотворения, я хотел бы обратить внимание на выражение "живые и мертвые". Символ - это предметный многозначный образ, объединяющий разные планы воспроизводимой художником действительности. В составе произведений Твардовского символы чаще всего рассматриваются, как мне кажется, с точки зрения того преобразования, которому подвергается символ, занимая определенное место в композиционной иерархии. То есть важно не то значение символа, которое придется ему в быту, а то, которое подразумевает автор. В первую очередь, заметим, в каком контексте употребляется данное выражение:
…Я это знаю лучше всех на свете-
Живых и мертвых, - знаю точно я.

Автор как бы дает понять, насколько велика и ценна его тайна, если ее не знают ни живые, ни мертвые. Таким образом, "живые и мертвые", как мне кажется, символизируют целую эпоху, в которую довелось жить поэту. Так автору удается создать оттенок преувеличения (гиперболизации) и таинственности. )

- Размер: ямб.

- Рифма: перекрестная.

Вывод: Правдивость, искренность и ответственность перед своим народом всегда отличали поэта. Именно в объединении поэтической судьбы Твардовского с народной жизнью, с самыми крутыми ее поворотами и взлетами на высоту небывалого героизма, лежит одна из причин его творческих достижений.


2) Стихотворение «Братья». 1933 г.

БРАТЬЯ

Лет семнадцать тому назад

Были малые мы ребятишки.

Мы любили свой хутор,

Свой сад,

Свой колодец,

Свой ельник и шишки.


Нас отец, за ухватку любя,

Называл не детьми, а сынами.

Он сажал нас обапол себя

И о жизни беседовал с нами.


- Ну, сыны?

Что, сыны?

Как, сыны?-

И сидели мы, выпятив груди,-

Я с одной стороны,

Брат с другой стороны,

Как большие, женатые люди.


Но в сарае своем по ночам

Мы вдвоем засыпали несмело.

Одинокий кузнечик сверчал,

И горячее сено шумело...


Мы, бывало, корзинки грибов,

От дождя побелевших, носили.

Ели желуди с наших дубов -

В детстве вкусные желуди были!..


Лет семнадцать тому назад

Мы друг друга любили и знали.

Что ж ты, брат?

Как ты, брат?

Где ты, брат?

На каком Беломорском канале?


- Твардовский намеками высказывает свою боль (семья была раскулачена и выслана в северные края на лесоповал.

- Какую атмосферу передает поэт?

(Стихотворение Твардовского "Братья" передает атмосферу счастливого детства того времени, но между строк мы слышим боль души, горечь от того, что счастье не вернуть.)

- Что вспоминает поэт? Какие картины из детства появляются перед нами?

(Братья, засыпая, испытывают томление и чуть-чуть страх, что они вдвоем в сарае:
Чтобы показать гордость братьев, что они на равных сидят
рядом с отцом, Твардовский пишет:
И сидели мы, выпятив груди,-
Я с одной стороны,
Брат с другой стороны,
Как большие, женатые люди.

И щемит сердце, и щекочет в носу от детской любви к отцу и любви и уважения отца к детям.
А в этих строках стихотворения:
Мы, бывало, корзинки грибов,
От дождя побелевших, носили.
Ели желуди с наших дубов -
В детстве вкусные желуди были!
Я слышу душевную боль автора, что не быть ему счастливым сейчас вдвоем с братом, как они были счастливы в детстве.)
- Почему поэт заканчивает вопросами без ответов?

(Мне кажется, что стихотворение не закончено, Твардовский так и не раскрывает судьбу своего брата. В стихотворении постоянно звучит вопрос, на который не может дать ответ и сам автор.)

Эпитеты: В стихотворении для большей изобразительности и усиления восприятия Твардовский прибегает к эпитетам: "одинокий кузнечик", "горячее сено шумело".

Размер: анапест (на третий).

Рифма: перекрестная.


3) «К обидам собственной персоны..» 1968 г.     Стихотворение "К обидам собственной персоны" А.Т.Твардовский написал в 1968 году, за три года до смерти.


К обидам собственной персоны
Не призывать участье добрых душ
Жить, как живешь, своей страдой бессонной,–
Взялся за гуж – не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая – быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.

1968 г.


- Чем является данное стихотворение?

(Этим стихотворением поэт хотел передать свой жизненный опыт читателю, он хотел научить людей жить правильно.      Поэту удалось всего в девяти строчках передать читателю все секреты жизненных успехов. Я думаю, что это стихотворение может стать жизненным девизом для любого человека в мире)

- Какие советы дает поэт?

(В стихотворении говорится о том, что человек должен сам отвечать за свои поступки, вести себя так, чтобы с ним легко было найти общий язык. Твардовский говорит, что нужно быть целеустремлённым, но "жить, как живешь", то есть оставаться таким, каким тебя привыкли видеть окружающие, "быть самим собой".     Не только Твардовский призывал к самостоятельности, устремленности и терпению. В народе уже сложилась такая пословица: "взялся за гуж – не говори, что не дюж". Именно ее автор и вставляет в стихотворение для подтверждения своих мыслей. Если человека кто-то обидел, в этом виноват именно он. И не надо искать виноватого среди окружающих, нужно самому попытаться найти выход из сложившейся ситуации ("К обидам собственной персоны Не призывай участье добрых душ…").
     Стихотворение звучит настойчиво и призывающее ("не поступая", "не отступая", "жить, как живёшь"). Автор, я думаю, пишет так для того, чтобы читатель по-настоящему проникся в строки, понял то, что хотел сказать поэт. Ведь нужно признать то, что стихотворение было написано Твардовским в конце жизни, и он может с полным правом учить тех, у кого всё впереди)

По мнению Твардовского, человеку необходимо осознание своего места на земле. Это даст ему только труд. Труд даёт человеку чувство достоинства, наполняет каждый прожитый час смыслом и значением, - труд и самостоятельность.
     Поэт говорит, что нужно так построить свою жизнь, чтобы другим в ней нашлось место и чтобы "чью-то душу отпустила боль".
.
- Худ.приемы:

Метафора: Твардовский пишет:
    
     Так со своей управиться судьбой,
     Чтоб в ней себя нашла судьба любая…

    
     В этих строчках есть метафора – "нашла судьба". Это ещё один приём, используемый Твардовским для достижения художественной окраски стихотворения.
Эпитеты: «собственной персоны», «добрых душ», «своей страдой бессонной».

Размер: ямб.

Рифма: перекрестная.

Пословица: взявшись за гуж, не говори, что не дюж – «взявшись за дело, не говори, что слаб, что не хватает сил».

Гуж – 1. Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю (в упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси повозки и соединяющихся с дугой) с дугой. 2. Живая тяга (перевозки посредством упряжных ездовых животных: лошадей, волов, верблюдов).


IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

V. Домашнее задание. Прочитать Д.С.Лихачёва «Земля родная», составить конспект статьи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Жукова Ангелина Геннадьевна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 363063


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства