Тема 2.1. Занятие 62.
Тема: «Александр Иванович Куприн. Сведения из биографии».
Цель: продолжить изучение творчества писателя, тематику произведений Куприна..
План урока:
Орг. Момент
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация школьных знаний по теме.
Объяснение нового материала.
Домашнее задание.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим начатое со школьной программы знакомство с жизнью и творчеством русского писателя Александра Ивановича Куприна, проследим, как жизненные этапы нашли отражение в творчестве писателя; познакомимся с произведениями «Гранатовый браслет» и «Олеся»; определим тему этих произведений; попробуем исследовать любовь и трагедию в судьбе главных героев этих произведений.
Слайд 1.
Проверка ранее изученных знаний.
-А теперь вспомним, с какими произведениями Вы познакомились на уроках литературы в школе. Я буду задавать вам вопросы по изученным произведениям.
Слайд 2.
- В каком произведении одним из главных героев является собака Арто? («Белый пудель»)
- Какое произведение повествует об истории несчастной семьи и счастливой встрече главы семейства в новогоднюю ночь? («Чудесный доктор»)
- Назовите рассказ, в котором автор рассказывает о необычном поведении домашней любимицы? («Ю-ю»)
- В каком произведении главную героиню – девочку вылечил слон? («Слон»)
- В каком рассказе повествуется о жизни скаковой лошади? («Изумруд»)
- В каком произведении главный герой добился успеха благодаря преданной любви жены? («Куст сирени)
Слайд 3.
- А теперь я предлагаю Вам разгадать кроссворд по этим произведениям.
Слайд 4.
Студентам раздаются листочки с кроссвордами, студенты группируются по 4 человека, разгадывают задания с последующей проверкой ответов.
Какая тема объединяет рассказы «Белый пудель», «Ю-ю», «Изумруд», «Слон»? (Животные)
Как звали одного из героев из рассказа «Белый пудель»?(Серёжа)
Как звали слона из одноименного рассказа А.И.Куприна? (Томми)
Кто такая Ю-ю? (кошка)
Назовите фамилию семьи из рассказа «Чудесный доктор». (Мерцаловы)
Назовите фамилию «чудесного доктора».(Пирогов)
Назовите фамилию главного героя рассказа «Куст сирени». (Алмазов)
Как звали жену главного героя рассказа «Куст сирени»? (Вера)
Работа по теме урока.
- Вспомнили, а теперь перейдём к подробному изучению жизни творчества Александра Ивановича Куприна. Записываем в тетрадь.
Студенты работают в тетради, самостоятельно фиксируя основные этапы жизни и творчества писателя, следя за лекцией преподавателя.
Слайд 5.
- Годы жизни Александра Ивановича Куприна - 1870 -1938.
Слайд 6.
- Родился 26 августа (7 сентября н.с.) 1870 года в селе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и отрочество будущего писателя. С шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В тот же год поступил в Московскую военную гимназию, позже преобразованную в Кадетский корпус.
Слайд 7.
- После окончания учения продолжил военное образование в Александровском военном училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».
Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).
В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии.
В 1893—1894 в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».
В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
Слайд 8.
- В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»).
В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех.
Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907).
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.
Слайд 9.
- После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры.
Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом.
Слайд 10.
- Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжело больной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная».
- Новым творческим планам не суждено было осуществиться. В ночь на 25 августа 1938 года умер после тяжёлой болезни (рак языка). Похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.
Первичное закрепление изученного материала.
Слайд 11.
- Какое образование получил писатель? (военное)
- В каком звании окончил писатель военное училище? (подпоручик»)
- Сколько лет длилась военная карьера писателя? (14 лет)
- Назовите первое произведение писателя. («Последний дебют»)
- Назовите годы расцвета творчества писателя. (1890 е – начало 900 – х)
- Назовите произведение, имевшее успех в 1905 году? («Поединок»)
- По каким причинам писатель покинул родину после Октябрьской революции? (неприятие советского режима, политики Ленина)
- Расскажите о последних годах жизни писателя. (в 1937 году больной Куприн вернулся на родину, творчество замерло, умер от рака языка, похоронен в Ленинграде рядом с могилой Тургенева).
Тема 2.1. Занятие 63.
Тема: «Тема любви в повести Гранатовый браслет» Нравственные и социальные проблемы в рассказах А.И. Куприна».
Цель: продолжить изучение творчества писателя, тематику произведений Куприна.
План урока:
Орг. Момент
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация школьных знаний по теме.
Объяснение нового материала.
Домашнее задание.
Работа по теме урока.
Слайд 12.
- Для продолжения изучения произведений Куприна программный курс предлагает следующие произведения писателя: «Олеся»
«Поединок»
«Гранатовый браслет»
Слайд 13.
- Краткая информация о рассказе «Олеся» (1898).
- Александр Иванович Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства.
Основная мысль повести: только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.
Показ отрывка из кинофильма «Олеся».
Слайд 14.
- Повесть «Поединок». (1905). Это произведение основано на жизненном опыте писателе, впечатления от офицерской жизни легли в его основу.
В повести «Поединок» добрый и простодушный герой погибает из-за расчетливости любимой, так и не познав счастливой любви.
Слайд 15.
- Повесть «Гранатовый браслет». (1910).
Перед началом повествования Александр Иванович Куприн вместо эпиграфа написал название музыкальной композиции
L.van Beethoven.2.Son. (op.2.№ 2) Largo Appassionato
Предлагаю вам прослушать отрывок этой мелодии.
- Какие чувства она вам навевает?
В повести «Гранатовый браслет» неразделенное чувство главного героя, подталкивает его к смерти. Поэтому неслучайно А.И.Куприн использует данную музыкальную композицию – он подготавливает своих читателей к прочтению повести.
Показ отрывка из кинофильма «Гранатовый браслет».
Подведение итога урока.
Слайд 16.
- В произведениях Куприна любовь и трагедия идут рука об руку. В повести «Гранатовый браслет» неразделенное чувство главного героя подталкивает его к смерти; а в рассказе «Олеся» героиня – «ведьма» вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса, гонимая суеверными жителями.
Слайд 17.
- Хотелось бы закончить наше занятие отрывком из стихотворения монгольского поэта Цэндийна Дамдинсурэна , я прочитаю его в русском переводе
Когда с любимой видишься своею,
Ты расцветаешь как весной цветок,
Когда, увы, расстаться должен с нею,
Ты лист осенний - жёлт и одинок...
Но что ж - пусть лист осенний опадает,
Но дерево распустит почки вновь,
И долгая разлука не пугает
В глубинах сердца скрытую любовь...
- А теперь представьте, если я бы смогла его прочитать на родном языке поэта…
- Вы бы меня поняли?
Слайд 18.
- Ничего странного не заметили? Я помогала прочтению стихотворения жестами. В мире очень много людей, которые по разным причинам не могут говорить, слабо слышат, Вы никогда не задумывались, как они общаются и воспринимают окружающий мир с огромным количеством звуков. Ведь А.И.Куприн в конце своей жизни перенёс тяжёлую болезнь, при которой ему было затруднительно разговаривать….
"Всякая любовь - великое счастье,
даже если она не разделена…"
- И если разлука – смерть…
Слайд 19.
- После перерыва я хочу вам предложить написать эссе – сочинение-размышление на тему: «Любовь не выразишь словами…»
КРОССВОРД.
Какая тема объединяет рассказы «Белый пудель», «Ю-ю», «Изумруд», «Слон»?
Как звали одного из героев из рассказа «Белый пудель»?
Как звали слона из одноименного рассказа А.И.Куприна?
Кто такая Ю-ю?
Назовите фамилию семьи из рассказа «Чудесный доктор».
Назовите фамилию «чудесного доктора».
Назовите фамилию главного героя рассказа «Куст сирени».
Как звали жену главного героя рассказа «Куст сирени»?