kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка интегрированного урока по литературе и физике "Ядерная энергия" для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в рамках городского методического объединения и посвящен Году Экологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока »

Конспект бинарного урока литературы и физики в 9 классе

по теме: «Ядерная энергия: за и против»

разработан

учителем русского языка и литературы Хроликовой И.С. и

учителем физики Прохоренко Т.Ф.

(МБОУ "СОШ №3" п. Арамиль, Свердловской области)


Тип урока: комбинированный, бинарный

Педагогические задачи:

Развивающие: создать условия для развития умения  и навыка работы с источниками информации; умения сравнивать, анализировать, синтезировать; логического мышления; умения  творческого подхода к решению практических задач.

Воспитательные: создать условия для воспитания ответственного отношения к использованию научных достижений; воспитывать интерес к чтению, потребность в чтении.

Обучающие: создать условия для ознакомления с атомной энергетикой (физика) и с произведением Г.У.Устинова «Ядерный загар» (литература);

Планируемые результаты:

Личностный: проявляют интерес к чтению; потребность в чтении.

Метапредметный:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные УУД: пользуются разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществляют анализ и синтез; строят рассуждения.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывают и обосновывают свою точку зрения; слушают и  слышат других, пытаются принимать иную точку зрения, готовы корректировать свою точку зрения.

Предметный: знают, что такое ядерная энергия, её значение для человека, влияние на окружающую среду; применяют элементы анализа эпизода и художественного произведения в целом.


Структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Организационно-мотивационный

Сегодня тема нашего урока – «Ядерная энергия: за и против».

- Как вы думаете, насколько эта тема актуальна для нас? (2017 год в России объявлен Годом экологии. 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС.)

Мы живём в непосредствен

ной близости с Белоярской АЭС.

2. Актуализация опорных знаний

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Что для этого нужно знать?

- Наш урок необычный – интегрированный урок физики и литературы. Как вы думаете, что может объединять эти предметы сегодня?

- Чем отличаются эти предметы?

Отвечают на вопросы, определяют цель урока.

3. Изучение нового материала

- В качестве литературного материала будем разбирать повесть

Г. Медведева "Ядерный загар".Послушаем сообщение о писателе. (литература)


- Какая тема затрагивается в произведении?(литература)

- Что случилось? (По чьей вине?)

- Опираясь на схему, объясните характер повреждений и задачу ремонтников. (физика)


- В чём опасность этой работы?(физика)

- Найдите описание рыбы, выловленной в зараженном озере. Какие средства выразительности использует автор? (литература)

- Для чего Г. Медведев включает в своё произведение этот эпизод? (литература)

- Что такое лучевая болезнь? Каковы ее последствия? (физика)

- Кто идёт на ликвидацию этой аварии? Что мы узнаём об этих людях? (литература)

- Понимают ли они уровень опасности?

- Почему же они соглашаются на эту работу? Что ими движет? С какими чувствами, настроением они идут к месту аварии?

- Как ведут себя герои произведения во время работы?

- Сколько длятся ремонтные работы ?

- А нам как кажется, как долго это длится?

- Каковы последствия облучения для героев? Объясните эти признаки в сравнении с допустимой нормой. (физика)






- Каково же будущее этих людей? Почему?

- Для чего же они рисковали своим здоровьем и жизнью?


Индивидуальное сообщение.




Выступление обучающегося.







Индивидуальное сообщение.



Отвечают на вопросы с опорой на текст




Объясняют, что такое ядерный загар, называют признаки облучения, допустимую норму.


4. Закрепление новых знаний

- А теперь, используя параграф 60 учебника физики и сведения, полученные на уроке, заполните таблицу: + и - использования ядерной энергии.(физика)


Работа в паре (группе). Работают с учебником.

5. Контроль усвоения материала

- Сверим результаты работы в паре(группе) с образцом, представленным на слайде.


-Давайте же ответим на вопрос нашего урока: «Нужна ли ядерная энергетика, если её использование может привести к таким страшным последствиям? »



Проверяют выполненную работу, обмениваются впечатлениями по теме

6. Подведение итогов урока и рефлексия

-Подведём итоги. Достигли ли мы цели урока: сумели определить + и - использования ядерной энергии?



- Насколько полезным было объединение предметов физики и литературы?

Отвечают на вопрос. Формулируют вывод

Письменно отвечают на вопрос

7. Инструктаж о домашнем задании

Дома вы напишете сочинение-рассуждение на одну из данных тем:

1. О чём заставила задуматься повесть Г.У.Медведева «Ядерный загар»?

2. Что нужно сделать, чтобы атомная энергия стала безопасной?

Записывают задание, задают уточняющие вопросы.

апрель 2017 года

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

п. Арамиль












Конструкт

бинарного урока

по литературе и физике
в 9-А классе

«Ядерная энергия: за и против»





Составители: Хроликова Инна Станиславовна,

учитель русского языка и литературы

Прохоренко Татьяна Федоровна, учитель физики








п. Арамиль
апрель 2017

Пояснительная записка

Урок проводится в рамках городского методического дня учителей словесников, посвященного Году экологии.


Тема урока: «Ядерная энергия: за и против»


Тип урока: комбинированный, бинарный.


Педагогические задачи:

Развивающие: создать условия для развития умения  и навыка работы с источниками информации; умения сравнивать, анализировать, синтезировать; логического мышления; умения  творческого подхода к решению практических задач.

Воспитательные: создать условия для воспитания ответственного отношения к использованию научных достижений; воспитывать интерес к чтению, потребность в чтении.

Обучающие: создать условия для ознакомления с атомной энергетикой (физика) и с произведением Г.У.Устинова «Ядерный загар» (литература).


Планируемые результаты:

Личностный: проявляют интерес к чтению; потребность в чтении.

Метапредметный:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные УУД: пользуются разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществляют анализ и синтез; строят рассуждения.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывают и обосновывают свою точку зрения; слушают и  слышат других, пытаются принимать иную точку зрения, готовы корректировать свою точку зрения.

Предметный: знают, что такое ядерная энергия, её значение для человека, влияние на окружающую среду; применяют элементы анализа эпизода и художественного произведения в целом.

Форма организации учебной деятельности: сочетание  фронтальной работы и работы в парах (группах), индивидуальная работа.


Технологии: традиционная, элементы проблемного обучения, ИКТ.


Информационная среда. Оборудование.

  1. произведение Г.У.Медведева "Ядерный загар", учебник физики для 9 класса

  2. подготовленная мультимедийная презентация

  3. схема ядерного реактора



Конструкт бинарного урока литературы и физики в 9 классе

по теме: "Ядерная энергия: за и против"

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приёмы

Продукт деятельности ученика

Универсальные учебные действия

1

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельностии и актуализация знаний

1. Приветствует обучащихся.

2. Мотивирует обучающихся на предстоящее занятие через сообщение о продолжении серии уроков, посвященных Году экологии и подводит к актуализации знаний о ядерной энергии.


Отвечают на вопрос о необходимости ядерной энергии в наши дни, месте проживания обучающихся




Беседа






Личностные УУД:

самоопределение,

мотивационный настрой к восприятию нового материала.

2

Постановка целей и задач урока.

1. Объявляет обучающимся тему урока.

2. Подводит к формулировке обучащимися цели учебного занятия.

Формулируют цель урока: определить достоинства и недостатки ядерной энергетики

Проблемная ситуация

Вопросы, на которые обучащиеся хотели бы получить ответы

Регулятивные УУД:

целеполагание, постановка учебной задачи.

Познавательные УУД:

умение, строить логические рассуждения и делать выводы. Коммуникативные УУД:.

умение слушать и вступать в диалог.

3

Усвоение новых знаний

1. Задает вопросы по произведению Г.У.Медведева "Ядерный загар".

2.Организует выступления учащихся, в том числе заранее подготовленных (сообщение о писателе, строении ядерного реактора, лучевой болезни и "ядерном загаре"), вызывая эмоциональный отклик

Обучающиеся анализируют произведение с точки зрения литературы и физики, применяя полученные знания из сообщении обучающихся

Беседа

Индивидуальные сообщения обучающихся

Личностные УУД: умение устанавливать обучащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД:

умение строить логические рассуждения, умение строить устное сообщение на заданную тему.

Коммуникативные УУД:.

умение слушать и вступать в диалог

4

Закрепление новых знаний

1. Инструктирует о дальнейшей работе в паре (группе).

2. Организует работу обучащихся по усвоению новых знаний о ядерной знергии (с использованием учебника физики и полученных на уроке сведений).


Обучающиеся определяют + и - использования ядерной энергии

Работа в паре (группе)

.


Выявление достоинств и недостатков использования "Ядерной энергии"

Регулятивные УУД:

умение фиксировать результаты изучения текста и делать выводы, планировать и регулировать свою деятельность, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Коммуникативные УУД:.

умение продуктивно сотрудничать в паре (группе) .

5

Контроль усвоения материала

1. Выявляет уровень усвоения материала обучающимися, соотнося результат работы с эталоном, предложенным учителем по теме.


Проверяют выполненную работу, обмениваются впечатлениями по теме

Работа в паре (группе)


Регулятивные УУД:

умение оценивать результаты работы в соответствии с поставленными задачами, оценка как осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать, отстаивать корректно свою точку зрения.

6

Подведение итогов урока (рефлексия)

1. Подводит итог урока с точки зрения поставленных задач.







2. Организует самооценку обучащихся на уровне рефлексии.

Приходят к выводу, что ядерная энергия необходима, но работа на всех этапах ее использования должна быть строго контролируемая



Высказывают свои впечатления об уроке.


Фронтальная беседа







Эмоциональная рефлексия










Эмоциональный отклик





Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий; предвосхищение результата и уровня усвоения.

Познавательный УУД:

умение выделять существенную информацию


7

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

1. Объясняет домашнее задание.


- Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию,

- записывают домашнее задание в дневник

Выбор домашнего задания

Запись домашнего задания в дневник

Осознание значимости изученного материала для своего развития

Регулятивные УУД:

осуществление самоконтроля и планирование будущей деятельности.

Познавательные УУД:

анализ степени усвоения нового материала.


Просмотр содержимого документа
«Приложение к уроку»

Приложение 1

Григо́рий Усти́нович Медве́дев — российский писатель и публицист, известный, главным образом, книгами на тему ядерной энергетики, прямо или косвенно связанными с темой аварии Чернобыльской АЭС.

По специальности — инженер-атомщик, много лет проработавший в отрасли. Непосредственный участник проектирования и строительства Чернобыльской АЭС, участвовал в ликвидации последствий катастрофы, был облучен, семь месяцев пролежал в больнице.

По отзыву А.Д.Сахарова, «„Чернобыльская тетрадь“ Г.У.Медведева— компетентный и бесстрашно-правдивый рассказ о происшедшей более трех лет назад трагедии, которая продолжает волновать миллионы людей. Быть может, впервые мы имеем такое полное свидетельство из первых рук, свободное от умолчаний и ведомственной „дипломатии“. Автор — специалист-атомщик, работавший одно время на Чернобыльской АЭС».

"Ядерный загар" написана за четыре года до Чернобыля, но была опубликована только после катастрофы в 1987 году.

Жутко это осознавать - может быть, повесть могла бы остановить аварию? Заставила бы людей задуматься о безопасности? Но нет - она не была опубликована, так как советские АЭС безопаснее и проще тульских самоваров. И опять сокрытие фактов, нарушение техники безопасности... Авария была неизбежна.


Приложение 2

Каждый день мы используем электричество и не задумываемся над тем, как оно производится и как оно к нам попало. А тем не менее это одна из самых важных частей современной цивилизации. Без электричества не было бы ничего – ни света, ни тепла, ни движения.

Все знают про то, что электричество вырабатывается на электростанциях, в том числе и на атомных. Сердце каждой АЭС – это ядерный реактор.

Ядерный реактор, устройство в котором проистекает управляемая цепная ядерная реакция с выделением тепла. В основном эти устройства используются для выработки электроэнергии и в качестве привода больших кораблей. Для того, чтобы представить себе, мощность и экономичность ядерных реакторов можно привести пример. Там где среднему ядерному реактору потребуется 30 килограмм урана, средней ТЭЦ потребуется 60 вагонов угля или 40 цистерн мазута.

В СССР первый реактор был построен под руководством академика И. В. Курчатова. Реактор Ф-1 заработал 25 декабря 1946 г. Реактор был в форме шара, имел в диаметре около 7,5 метров. Он не имел системы охлаждения, поэтому работал на очень малых уровнях мощности.

Исследования продолжились и в 27 июня 1954 года вступила в строй первая в мире атомная электростанция мощностью 5 МВт в г. Обнинске.

Принцип действия атомного реактора.

При распаде урана U235 происходит выделение тепла, сопровождаемое выбросом двух-трех нейтронов. По статистическим данным – 2,5. Эти нейтроны сталкиваются с другими атомами урана U235. При столкновении уран U235 превращается в нестабильный изотоп U236, который практически сразу же распадается на Kr92 и Ba141 + эти самые 2-3 нейтрона. Распад сопровождается выделением энергии в виде гамма излучения и тепла.

Это и называется  цепная реакция. Атомы делятся, количество распадов увеличивается в геометрической прогрессии, что в конечном итоге приводит к молниеносному, по нашим меркам высвобождению огромного количества энергии – происходит атомный взрыв, как последствие неуправляемой цепной реакции.

Однако в ядерном реакторе мы имеем дело с управляемой ядерной реакцией.

Устройство ядерного реактора.

В настоящее время существует два типа ядерных реакторов ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор) и РБМК (реактор большой мощности канальный). Отличие в том, что РБМК – кипящий реактор, а ВВЭР использует воду под давлением в 120 атмосфер.


Приложение 3

Болезнь лучевая

Лучевая болезнь (morbus radiationis) – это заболевание, возникающее вследствие воздействия на организм человека различных видов ионизирующего излучения. Симптомокомплекс заболевания зависит от дозы облучения, его вида, распределения полученной дозы излучения в организме, локализации источника излучения.

Лучевая болезнь у человека возникает вследствие внешнего или внутреннего облучения, радиоактивные вещества могут попасть в организм с воздухом, через пищу, через слизистые оболочки и кожу, в результате инъекции.

Лучевая болезнь бывает:

— острая;

— хроническая.

Выделяется 4 стадии острой лучевой болезни:

— I стадия — легкая; (1-2 грея).

— II стадия — средняя; (2-4 грея).

— III стадия — тяжелая; (4-6 грей).

— IV стадия — крайне тяжелая. (6-10 грей).

Легкая стадия острой лучевой болезни возникает при облучении в 100-200 рад, при этом больному не назначают лечение, в редких случаях применяется профилактика антибактериальными препаратами. Средняя стадия подразумевает облучение в 200-400 рад, у больных отмечается агранулоцитоз и глубокая тромбоцитопения. Лучевая болезнь тяжелой степени (облучение в 400-600 рад) сопровождается поражением костного мозга, желудочно-кишечного тракта, отмечается радиационный стоматит. Крайне тяжелая степень характеризуется облучением свыше 600 рад. Дозы облучения, которые превышают 1000 рад, относятся к категории смертельных.

Хроническая лучевая болезнь возникает в связи с продолжительным воздействием радиации в дозах, превышающих допустимые. Заболевание может формироваться несколько месяцев или лет. Проявления заболевания зависят от вида радиоактивного вещества, а соответственно органа, в котором оно откладывается.


















Приложение 4

Атомные электростанции (АЭС) - комплекс установок и мероприятий, предназначенных для преобразования энергии, которая выделяется в результате деления атомных ядер, в тепловую, а далее и в электрическую энергию. Важнейшим элементом данной системы является ядерный реактор, а также комплекс сопутствующих устройств.

Достоинства(+)

Недостатки(-)






















Приложение 5


Насколько полезным было объединение предметов физики и литературы?


Насколько полезным было объединение предметов физики и литературы?
















Просмотр содержимого презентации
«Ядерная энергия»

Ядерная энергия: за и против

Ядерная энергия: за и против

Григорий Устинович Медведев Книги:

Григорий Устинович Медведев

Книги:

  • Импульсы: Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 32 с.
  • Миг жизни: Повести, рассказы. — М.: Советский писатель, 1988. — 316 с.
  • Чернобыльская хроника. — М.: Современник, 1989. — 239 с.
  • Ядерный загар: [Повести]. — М.: Книжная палата, 1990. — 413 с. 
  • Содержание: Ядерный загар; Энергоблок; Чернобыльская тетрадь; Зелёное движение и атомная энергетика: Опыт конструктивного подхода. —  100 000 экз.
  • Дьявол цивилизации: Рассказы и повесть. — М.: Современник, 1992. — 252 с.
  • Туннель: Роман. — М.: Эребус, 1997. — 315 с.
  • Пращур: Повести и рассказы. — М.: Эребус, 2003. — 224 с. 
Ядерный реактор

Ядерный реактор

Выделяется 4 стадии острой лучевой болезни:   — I стадия — легкая; (1-2 грея). — II стадия — средняя; (2-4 грея). — III стадия — тяжелая; (4-6 грей). — IV стадия — крайне тяжелая. (6-10 грей).  

Выделяется 4 стадии острой лучевой болезни:

— I стадия — легкая; (1-2 грея).

— II стадия — средняя; (2-4 грея).

— III стадия — тяжелая; (4-6 грей).

— IV стадия — крайне тяжелая. (6-10 грей).

 

Ядерный загар

Ядерный загар

Ядерный загар

Ядерный загар

Достоинства атомных станций:   Отсутствие вредных выбросов; Выбросы радиоактивных веществ в несколько раз меньше угольной эл. станции аналогичной мощности (зола угольных ТЭС содержит процент урана и тория, достаточный для их выгодного извлечения); Небольшой объём используемого топлива и возможность его повторного использования после переработки; Высокая мощность: 1000—1600 МВт на энергоблок; Низкая себестоимость энергии, особенно тепловой.  

Достоинства атомных станций:

  • Отсутствие вредных выбросов;
  • Выбросы радиоактивных веществ в несколько раз меньше угольной эл. станции аналогичной мощности (зола угольных ТЭС содержит процент урана и тория, достаточный для их выгодного извлечения);
  • Небольшой объём используемого топлива и возможность его повторного использования после переработки;
  • Высокая мощность: 1000—1600 МВт на энергоблок;
  • Низкая себестоимость энергии, особенно тепловой.

 

Недостатки атомных станций:   Облучённое топливо опасно, требует сложных и дорогих мер по переработке и хранению; Нежелателен режим работы с переменной мощностью для реакторов, работающих на тепловых нейтронах; Последствия возможного инцидента крайне тяжелые, хотя его вероятность достаточно низкая; Большие капитальные вложения, как удельные, на 1 МВт установленной мощности для блоков мощностью менее 700—800 МВт, так и общие, необходимые для постройки станции, её инфраструктуры, а также в случае возможной ликвидации  

Недостатки атомных станций:

  • Облучённое топливо опасно, требует сложных и дорогих мер по переработке и хранению;
  • Нежелателен режим работы с переменной мощностью для реакторов, работающих на тепловых нейтронах;
  • Последствия возможного инцидента крайне тяжелые, хотя его вероятность достаточно низкая;
  • Большие капитальные вложения, как удельные, на 1 МВт установленной мощности для блоков мощностью менее 700—800 МВт, так и общие, необходимые для постройки станции, её инфраструктуры, а также в случае возможной ликвидации

 

Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение на одну из тем: 1. О чём заставила задуматься повесть Г.У.Медведева «Ядерный загар»? 2. Что нужно сделать, чтобы атомная энергия стала безопасной?

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:

1. О чём заставила задуматься повесть Г.У.Медведева «Ядерный загар»?

2. Что нужно сделать, чтобы атомная энергия стала безопасной?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка интегрированного урока по литературе и физике "Ядерная энергия" для 9 класса

Автор: Хроликова Инна Станиславовна

Дата: 02.05.2017

Номер свидетельства: 412786


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства